Питер: турпоток бьет рекорды, но туристам уже не рады
Почему в Петербурге не готовы принимать больше 5 млн. туристов?
Фото: ria.ru
В мэрии Санкт-Петербурга сообщили, что город на Неве вошел, наконец, в пятерку туристических направлений мира. К такому выводу пришли, посчитав туристов, приехавших в город в прошлом сезоне – их оказалось около 5 млн. человек. Но при всей радости, в мэрии сетуют, что город, который, по сути, должен жить за счет туристов, не готов к приему такого количества гостей. Среди проблем, мешающих принимать туристов, чиновники называют транспортную проблему и емкость популярных музеев.
«Российский туризм» попытался разобраться, почему город, обладающий морским портом, метро, каналами и сотнями достопримечательностей, не готов принимать туристов.
Транспортный коллапс
Не приспособленность Петербурга к такому количеству автомобилей, сколько на данный момент колесят по городу, - притча во языцех. Пробки, необходимость строительства парковок, заставленные машинами тротуары – все это, как ничто иное портит исторические виды города. Свою лепту в уничтожение внешней привлекательности архитектурных шедевров вносит и наружная реклама, которой заставлены и без того не самые широкие питерские тротуары. Поэтому при всей популярности Петербурга, иностранные, да и российские туристы зачастую приезжают сюда в первый и последний раз.
Причем транспортные проблемы, с которыми сталкиваются туристы, начинаются сразу у «ворот» в город. Особо много претензий вызывает аэропорт «Пулково», на который сетуют почти все иностранцы, объективно называя его «филиалом ада». Далее проблема добраться из аэропорта до города – на трассе традиционно длинные пробки. Недавно губернатор Петербурга утвердил проект строительство в «Пулково» линии метро. Возможно, это исправит ситуацию. Местные же жители считают, что для начала надо перестроить аэропорт, однако в Питере пока ограничатся лишь постройкой нового аэровокзала.
Друга я проблема – перевозка туристов, которые прибывают в Северную столицу на паромах. Напомним, что туристы, прибывшие в Петербург на паромах, могут находиться здесь до трех суток без российской визы. В летний сезон в Питер таким образом прибывают до 7,5 тысяч человек в сутки. Комфортная и быстрая перевозка этих туристов из порта «Морской фасад» в центр - головная боль местных чиновников, отвечающих за развитие туротрасли.На днях местные депутаты озвучили решение проблемы. Так, 4 июня депутаты местного заксобрания, обсуждая туристическую отрасль города, предложили разгрузить Васильевский остров и порт «Морской фасад» с помощью аквобусов, которые бы доставляли туристов прямо в центр города, используя многочисленные реки и каналы. В компании, которые организовывала в 2009 году навигацию аквобусов в городе - ООО "МБС" – считают, что такую идею можно воплотить в жизнь. Однако тут же нашлись аргументы против: отсутствие речного порта, нет общедоступных причалов для остановки водного транспорта в центре города, необходимость государственных субсидий для перевозчика, и, как всегда, ни на что нет денег. Тем не менее, депутаты планируют донести свои идеи до губернатора Полтавченко.
В первый и последний раз
Среди туроператоров, у Петербурга – не самая хорошая слава, его часто называют «маловозвратным» направлением. Как уже упоминалось выше, туристы сюда зачастую приезжают в "первый и последний раз". И в этом вина, как городских властей, так и самих туроператоров.
В первую очередь, это заострённость всех туристических предложений на определенном наборе всемирно известных питерских брендов. То есть иностранцу, прибывшему летом в Петербург, быстро демонстрируют Эрмитаж, Петергоф, Русский музей, белые ночи и разводные мосты. Вне такого тура остаются десятки интересных достопримечательностей и уникальных объектов. Считается, что показывать туристы что-то, кроме известного списка – нерентабельно, поэтому новые туры никто не внедряет, полагаясь на объекты с открыток. С другой стороны, такая логика вполне оправданна, так как если турист приезжает на короткий срок, ему интересно самое известное и тиражируемое, но посмотрев все и сразу, он уже не захочет возвращаться в город.
Разнообразить туры – одна из главных задач для местных туроператоров, но и тут перед ними встает еще одна проблема. Львиная доля туристов, прибывающих в Петербург, приезжают в город в летний сезон, создавая тем самым жуткие транспортные проблемы. То есть с октября по май турпоток значительно снижается, да и жители в это время готовы сбежать из города. Поэтому у туроператоров есть короткий промежуток времени, за который они должны заработать достаточное для рентабельности бизнеса количество средств. Менять обкатанную программу в этих условиях – рискованное предприятие. Поэтому Питер и остается «маловозвратным направлением», поэтому под завязку забит огромный Эрмитаж.
Впрочем, надо признать, что, несмотря на все проблемы, Петербург не перестанут посещать туристы, однако выше планки в 5 млн. туристов в год городу прыгнуть будет очень проблематично.