Дешёвых электричек не будет
В сфере пригородных пассажирских перевозок может наступить настоящий коллапс
Фото: ИТАР-ТАСС/ Елена Пальм
С 2014 года государство прекратит субсидирование регионов из федерального бюджета для покрытия убытков от пригородных пассажирских перевозок. О соответствующих планах правительства рассказал премьер-министр страны Дмитрий Медведев. «В следующем году собираемся дать (субсидии) последний раз, а потом - всё. Если не случится чего-то такого, что заставить нас снова дать эти деньги», - приводит слова главы правительства агентство РИА «Новости».
Тем самым Медведев, что называется, «услышал» бессменного главу РЖД Владимира Якунина. Последний неоднократно публично жаловался на убытки, которые несёт РЖД от перевозки «льготников» в электричках. В сентябре 2011 года, в частности, Якунин заявил: «Власти всё время предлагают нам какой-то неполноценный механизм компенсации, между тем, совершенно очевидно, что выход на самоокупаемость социальных перевозок — обязательное условие для дальнейшего стимулирования инвестиционной активности и развития этого сектора».
Оперативного комментария от ОАО «РЖД» по этому поводу получить не удалось. Однако собеседники «Свободной прессы» в компании в неофициальных разговорах предположили, что в случае прекращения субсидирования пригородных перевозок ППК (пригородные пассажирские компании) могут попросту обанкротиться. Или сократить количество электричек. «Если нет денег на оплату работы локомотивного состава, на оплату инфраструктуры и так далее – тогда как электрички будут ходить?», - сказал собеседник издания.
Последствия отмены субсидирования просчитать нетрудно. Пассажирам придется по полдня ждать электрички и ездить в переполненных поездах, либо платить гораздо больше за «дорогие» электропоезда. Это в свою очередь чревато ростом социальной напряжённости, ведь только в Московской области услугами пригородного железнодорожного транспорта пользуются сотни тысяч людей. А есть еще Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Самара.
Как будет развиваться ситуация, корреспонденту «Свободной прессы» рассказали эксперты.
Аналитик по транспорту УК «Финам» Дмитрий Баранов
- Никто не говорит, что регионы не будут платить РЖД после прекращения субсидирования из федерального бюджета. Они просто будут изыскивать деньги в своих бюджетах: если раньше им средства давало государство, то теперь этого не будет. Но это плохой вариант: во многих регионах и так положение с финансами далеко не блестящее. Регионы будут вынуждены урезать финансирование других статей бюджетов, чтобы выполнять финансовые обязательства, взятые на себя при создании ППК (пригородных пассажирских компаний). Как правило, ППК создавались как совместные предприятия, с долей участия РЖД и того или иного региона.
Другой вариант, тоже неважный. РЖД сократит объём пригородных перевозок пропорционально финансированию, которое может предоставить регион. «Вы можете нам дать миллиард рублей? Вот на миллиард мы поездов и пустим». То есть в сфере пригородных пассажирских перевозок может наступить настоящий коллапс. С соответствующими социальными последствиями, вплоть до взрыва. Кстати, в Москве уже заметно, что электричек стало меньше.
Независимый транспортный эксперт, глава аналитического агентства «InfraNews» Алексей Безбородов
- Субсидирование перевозок происходит не конкретно регионам, а только дотационным регионам. Всё это идет в общем вале дотаций, и регионы не всегда расходуют деньги по назначению.
Длинный путь денег из федерального бюджета в региональный, оттуда – в карманы региональных дирекций РЖД, а оттуда – в саму РЖД, - это вообще нонсенс. Странная история, продолжающаяся много лет. На самом деле, и субсидировать-то нечего, и нельзя это делать.
«СП»: - Почему?
- Потому что убытков-то и нет. Это всё – бухгалтерские хитрости, посредством которых РЖД участвует в раздербанивании бюджетных денег.
Социальные перевозки потому и называются социальными – они всегда будут дотируемыми. Корень проблемы не в том, что кто-то дотирует или нет, а в качестве расчета этих дотаций. Изначально убытка у РЖД даже от того, что называется «социальными перевозками», нет. Я неоднократно видел документы, которые РЖД подавала в региональные законодательные собрания, дабы те вносили в свои бюджеты пункты расходов на компенсацию убытков по перевозкам. Это безобразие: там ничего не расшифровано, никаких доказательств нет, только написано «убытки такие-то».
«СП»: - А чего ждать от РЖД пассажирам?
- Те, кто пользуются электричками, уже не ждут от РЖД ничего хорошего. Вместо того, чтобы налаживать работу в нормальном режиме, увеличивают штат охранников, контролеров… Человек должен иметь возможность быстро и четко заплатить за проезд. При этом у него не должно быть выбора. Сегодня же у человека есть выбор – проехать «зайцем». Технологически РЖД не хочет сделать так, чтобы этого выбора не осталось: им выгодно, чтобы были безбилетники. Для борьбы с ними привлекается масса охранников и контролеров. Это неэффективно.
«СП»: - А что же нужно РЖД?
- Генеральная линия РЖД в отношении пригородных перевозок такова, что им попросту не нужны дешевые электрички. Поэтому они увеличивают количество дорогих электропоездов с проводниками в каждом вагоне: контролеры там не нужны, для компании это выгодно. Вот на воплощении этой идеи они отдали автоперевозчикам, в основном маршрутным такси, за последнее время порядка 300 млн пассажиров в год.
Источник: Свободная Пресса