Антимонопольная служба подозревает РЖД в давлении на суды
Глава ФАС Игорь Артемьев пообещал, что его ведомство «плотно займется» РЖД
Фото: spb.ria.ru
Это влияет и на цена на билеты
Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев пообещал, что его ведомство «плотно займется» деятельность ОАО «Российские железные дороги». У Артемьева вызвало удивление, что госмонополия выигрывает у ФАС 85% судов. По сути он намекнул на то, что РЖД каким-то образом влияет на судебные решения в свою пользу. «Российский туризм» выяснил, что многие из проигранных ФАС судов касаются прав пассажиров.
- Все наши лучшие силы будут сюда стянуты, пока мы не добьемся от них какого-то результата, — заявил Игорь Артемьев, объявляя «войну» РЖД.
Главу антимонопольного ведомства удивила статистика. В противостоянии с другими госмонополиями или, например, нефтяными компаниями, ФАС выигрывает 85% дел. Нефтяники, например, за последние три года заплатили штрафов на 20 млрд. рублей. А в спорах с РЖД, антимонополисты наоборот, такое же количество дел проигрывают.
- Это означает, что здесь что-то неблагополучно, - заявил Артемьев. - Если я считал раньше, что "Российские железные дороги" – это просто очень большое хозяйство, где периодически нарушают закон и нет какой-то линии в этом отношении, такой антиконкурентной, промонополистической, то теперь, после событий этого года, мы видим, что есть такая линия. Ну, хорошо, значит, будет адекватный ответ.
По сути он дал понять, что РЖД каким-то образом влияет на суды, чтобы они выносили решения в их пользу.
Во многих случаях это напрямую касается и пассажиров поездов. «Российский туризм» вспомнил только несколько из многочисленных споров РЖД и ФАС за последние месяцы.
Грабительские терминалы
В июле прошлого года в ФАС пожаловались клиенты Главного вычислительного центра РЖД – по мнению партнеров РЖД, госмонополия навязывала невыгодные условия техническое обслуживание терминалов, которые продают билеты на поезда дальнего следования. .Так, например, в Ростове с каждого терминала брали плату лишь 672,6 рублей, а например, в Нижнем Новгороде – более 7,5 тысяч. Все это, конечно, сказывалось на ценах билетов, которые люди покупали через терминалы.
Элитные электрички вместо обычных
В ноябре 2011 года ФАС обвинила РЖД в том, что госмонополия исподтишка заменяет обычные электрички на «элитные» - то есть поезда повышенной комфортности, и устанавливает цены намного выше. Таким образом, например, заменила одну из обычных электричек из Москвы по Курскому направлению, которая, ко всему прочему, ходит в час пик – то есть многим пассажирам, чтобы успеть на работу, не остается ничего иного, как переплачивать. Антимонопольная служба подсчитала, что расходы пассажиров выросли в два раза. Кроме того, электрички повышенной комфортности могут перевозить меньше пассажиров, а это значит, на других электричка в час пик ездить станет совсем невозможно.
Но РЖД не согласилось в претензиями ФАС. И не удивительно – за год до того госмонополист выиграл у ФАС похожее дело: ведомство Игоря Артемьева подало в суд на Северо-Западную пригородную пассажирскую компанию (СЗППК) – дочку РЖД - за то, что она отметила 45 пригородных электричек из-за их убыточности, но железнодорожники выиграли дело.
Монопольная разгрузка
В феврале этого года ФАС выявил злоупотребления РЖД в Краснодарском крае. По мнению ведомства, госмонополия вступила в сговор с "Южной транспортной компанией" (ЮТК). Эта компания получила в аренду территорию рядом с путями общего пользования на железнодорожной станции Сочи. И в итоге, все, кто хотел разгрузиться с этих путей, обязаны были платить ЮТК. ФАС потребовал устранить нарушения, но стороны судятся по этому вопросу до сих пор.
Чем РЖД грозит гнев Артемьева
Гнев главы ФАС Игоря Артемьева может дорого обойтись РЖД. Госмонополия далко не безгрешна и все это знают. Вот простой пример. На закупках топлива, РЖД каждый год теряет порядка 3 млрд. рублей, при том что вся прибыль компании в 2010 году составила 10 млрд.! Схема простая - дочерняя структура РЖД - "Росжелдорснаб" - закупает топливо у малоизвестным посредников, а по сути, перекупщиков, по цене выше рыночных. Иногда наценка посредников составляет до 50%! Большинство таких компаний – фирмы-однодневки с уставным капиталом в несколько сот тысяч рублей.
Разобраться с закупками топлива для РЖД осенью прошлого года потребовал вице-премьер Игорь Сечин, но полномасштабного расследования ФАС так и не провел. Теперь подобным делам может быть дан новый ход.