Фото: metronews.ru
Курорты Северного Кавказа«(КСК) хотят создать собственную авиакомпанию для перевозок в регионе и просят госсубсидий на проект, рассказал чиновник Минтранса. Представитель госкомпании это подтверждает.
Госкомпания создана для развития туризма на Северном Кавказе. Но без нормального транспортного сообщения между местными курортами «сделать турпродукт привлекательным будет сложно», поясняет представитель КСК. Идея проекта в том, чтобы связать регулярными маршрутами все курорты и крупные города региона — Краснодар, Ставрополь, Сочи, Нальчик, Владикавказ, Грозный, Махачкалу, Лагонаки, Архыз, Матлас, Дербент и Майкоп, говорится в презентации госкомпании (есть у «Ведомостей»). Теоретически эту задачу могли бы взять на себя местные перевозчики. Но за последний год обанкротились три крупнейших — «Кавминводыавиа», «Кубанские авиалинии» и «Дагестанские авиалинии». А крупным федеральным перевозчикам этот проект не будет интересен, говорится в презентации. У них другая бизнес-модель и нет необходимого парка судов.
Но средств на создание авиакомпании у КСК нет. Деньги должно дать государство — 65-100 млрд руб. до 2030 г., сказано в презентации. В ближайшие два года от государства требуется 1,4-1,8 млрд руб. На окупаемость проект выйдет в 2026 г., говорит представитель КСК. К этому времени туристический поток достигнет 4 млн человек. Капитализация компании к тому времени может составить 6 млрд руб. Государство сможет или привлечь в нее стратегического инвестора, или полностью продать свой пакет, говорит представитель КСК. Он ожидает, что правительство примет решение о судьбе проекта в январе.
Минтранс считает, что такой проект лучше отдать существующей авиакомпании, сказал чиновник министерства. Впрочем, он соглашается, что крупные перевозчики заниматься им вряд ли будут. Поэтому с порога проект КСК Минтранс отвергать не будет. Сейчас министерство готовит пилотный проект по субсидированию региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе, на 2013 г. предусмотрено 300 млн руб., напоминает представитель ведомства. В случае успеха не исключено, что опыт будет распространен на другие регионы, в том числе Северный Кавказ, продолжает он. Представитель Минфина вчера вечером был недоступен для журналистов, его коллега из Минэкономразвития на вопросы не ответил.
Руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что развивать мощный туристический кластер без авиакомпании будет сложно. Поэтому, несмотря на затраты, создание нового перевозчика было бы желательно. Он напоминает, что региональные авиакомпании и в США, и в Канаде субсидируются государством.