USD:
EUR:

10 главных событий в российском туризме в 2012 году

Редакция портала «Российский туризм» подвела итоги прошедшего года.

Текст: Евгений Рожков
Фото: fanparty.ru

10 главных событий в российском туризме в 2012 году
Редакция портала «Российский туризм» подвела итоги прошедшего года. Мы выбрали 10 событий, которые оказали наибольшее влияние на развитии внутреннего туризма или сделают это в перспективе.  
 
1.Наводнение в Крымске.
 
Подробности. Наводнение 6-7 июня, спровоцированное ливневыми дождями, стало причиной гибели 172 человек. 160 из них погибли в Крымском районе, 10 — в Геленджике, 2 — в Новороссийске. От разгула стихии пострадала и туристическая инфраструктура региона. Наибольший урон она причинила Геленджику: оказались подтоплены многие районы города, загрязнены пляжи и набережная. 
 
Однако СМИ несколько преувеличили урон от наводнения для туристических районов. Несмотря на то, что последствия наводнения в том же Геленджике устранили за несколько суток, туристы не разобравшись, где Крымск, а где курорты, начали массово отказываться от запланированных поездок на Кубань. 
 
Турпоток восстановился лишь через месяц – все-таки высокий сезон. Геленджик, впрочем, подрастерял былую популярность среди туристов. Те, кто раньше посещал этот город, отправились отдыхать в Анапу (прирост 21% к уровню 2011 г.) и Сочи (по разным оценкам от 5 до 15% к уровню 2011 г.). К осени уровень спроса на здравницы и пляжи Геленджика восстановился, но показателей прошлого года добиться в городе так и не смогли – в нынешнем году город посетили на 10% меньше туристов, чем в 2011 году. 

Значение. Стихийное бедствие стало катализатором разговоров о безопасности российских туристов на родных курортах, о необходимости действенной системы экстренного оповещения о ЧС. Согласно указу президента, такая система появится в России до января 2014 года. 

Помимо этого, восстановление уровня турпотока после наводнения продемонстрировало, что альтернативы Черноморским курортам у большинства россиян по-прежнему нет. 
 
2. Более 5 миллионов туристов посетили Москву 

Подробности. Московские чиновники и представители туррынка столицы сделали крайне много для популяризации Москвы, как турцентра для российских и иностранных туристов. По регионам России прокатилось роад-шоу «Добро пожаловать в Москву», во время которого туроператоры столицы и чиновники рассказывали о туристических возможностях Первопрестольной, в самой Москве активно облагораживали парки,  создали call-центр для иностранных туристов, увеличили время работы музеев, организован волонтерский турцентр, и многое другое. 

Самый популярный портал о туризме tripadvisor.com на основании отзывов посетителей включил Москву в тройку самых перспективных туристических направлений Европы и в десятку главных турнаправлений мира. 
 
Значение. Москва имеет огромный туристический потенциал и 5 млн. туристов – далеко не предел. Осталось только подтянуть под этот новый уровень интереса и всю туристическую инфраструктуру, чтобы не получилось так, как происходит с посещением Кремля в новогодние праздники – дикие очереди и «шлагбаум» на входе для многих желающих. 
 
3. Ростуризм стал частью Министерства культуры 
 
Подробности. В мае в ходе реорганизации правительства Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) передали из ведения Министерства спорта в ведении Министерства культуры.  

Значение. Большинство профессионалов отрасли отнеслись к этому решению со сдержанным оптимизмом. Тем более, что в руководство нового министерства попали и профессионалы – например, должность руководителя Департамента туризма Минкультуры занял вице-президента Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев. В то же время, участники туристического рынка сходятся во мнении, что еще лучшим решением было бы создание отдельного министерства по делам туризма.  

4. Банкротство авиакомпании «Кубань». 
 
Подробности. 10 декабря «Кубань» прекратила полеты и подала заявлении о банкротве. Причиной стали огромные долги и невозможность соблюсти новые авиационные правила, согласно которым чтобы выполнять регулярные рейсы по России, авиакомпания обязана иметь как минимум 8 самолетов вместимостью 55 и более пассажирских кресел. У «Кубани» - лишь 6 воздушных судов этого типа. 

На момент прекращения деятельности, билеты на рейсы «Кубани» купили 14,5 тысячи человек. Часть из них получила деньги обратно, остальных Росавиация пересаживает на рейсы «Аэрофлота», «ЮТэйр», «Якутии», ГТК «Россия», «Red Wings» и «Грозный авиа». 

Помимо пассажиров, от банкротства пострадали сотрудники авиакомпании, оставшиеся без работы, а также многочисленные кредиторы «Кубани», которым авиаперевозчик задолжал около 5 млрд. рублей. 
 
Значение. Банкротство показало тяжелое экономическое состояние многих региональных перевозчиков – даже тех, которые работают на таких популярных туристических направлениях, как черноморское побережье. Банкротство региональных авиакомпаний способствует лишь росту монополизма Аэрофлота и еще нескольких крупных авиакомпаний, а значит и росту цен на билеты. 
 
5. ФИФА назвала города, которые примут матчи Чемпионат мира по футболу в 2018 году
 
Подробности. Чемпионат мира по футболу пройдет в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Сочи, Казани, Калининграде, Волгограде, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Главной несправедливостью решения очень многие признали отказ включить в этот список Краснодар. Остался без мундиаля и Ярославль. 
 
Значение. Туристическая и транспортная инфраструктура России получили мощный стимул к развитию, который будет подкрепляться значительными бюджетными средствами. Только на строительство и реконструкцию автодорог в бюджете заложено 241,6 млрд. рублей; для связки 11 городов скоростным сообщением РЖД потратит 2,6 трлн. рублей. И Минтранс планирует выбить средства на строительство взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянки самолетов в аэропортах - 215 млрд. рублей. 

Знаменитые гостиничные бренды, строят или уже построили в  городах-участниках ЧМ-2018 собственные отели. Так, в Ростове-на-Дону и Саранске появятся 5* гостиницы «Шератон», а в Нижнем Новгороде - 5* отель «Кемпински». Стростся и бюджетные отели. 

То есть, города, включенные в итоговый список получат мощнейший толчок к развитию туристической инфраструктуры и смогут сделать это в основном не за свой счет. 
 
6. Проблемы со строительством туристического кластера на Северном Кавказе
 
Подробности. Госкорпорация «Курорты Северного Кавказа» (КСК) приостановило все работы по проекту строительства в Кабардино-Балкарии курорта Эльбрус-Безенги. Причиной стало противостояние с местными жителями. В частности, депутаты трех местных сельских поселений наложили вето на деятельность КСК на своих территориях, а жители села Безенги Черекского района отозвали свое согласие на строительство курорта. Все они опасаются что под строительство курорта отойдут их пастбища и они лишаться источников доходов.
 
Конфликт разгорелся из-за несовершенства законодательства. В регионе до сих не вступил в силу 131-й федеральный закон, согласно которому республиканские земли передадут в собственность муниципалитетов. Поэтому земля, на которой собираются строить горнолыжные курорты, считается бесхозной. КСК не может взять ее в аренду у муниципалитета, жители не могут ею распоряжаться. 
 
Значение. Противостояние в Кабардино-Балкарии – не первый конфликт, связанный с деятельностью КСК. И, скорее всего, не последний. Слишком сильно здесь переплелись интересы различных бизнес-структур, чиновников, местных жителей и федеральных компаний. Это ставит под большой вопрос реализацию амбициозных планов строительства кавказского туркластера к 2020 году. С другой стороны, КСК не везде сталкивается с враждебностью местных жителей. В Архызе, например, строительство горнолыжного курорта идет полным ходом. 
 
7. Китайские туристы покоряют Россию 
 
Подробности. Поток китайских туристов в Россию в этом году вырос на 40%. Оно и понятно –  жители развитых азиатских стран давно известны как заядлые туристы, китайцы тоже богатеют и все чаще выезжают отдохнуть в другие страны. Не удивительно, что многие регионы решили делать ставку именно на китайских туристов. В ноябре объединенный стенд под вывеской Siberia собрал представителей Новосибирской и Иркутской областей, Хакасии и Бурятии на туристической выставке ITB Asia-2012 в Сингапуре. А Красноярский край презентовали в Шанхае на крупнейшей в Азии туристической вставке China International Travel Mart (CITM) специальный туристический каталог достопримечательностей региона на китайском языке. 
 
Значение. Сибирь – регион с огромными туристическими возможностями. Здесь доступны практически все виды туризма: гастрономический, горный, водный, пеший, культурно-познавательный. При этом, курорты Сибири (за исключение Алтая) популярны лишь среди самих сибиряков. Жителям европейской части России лететь далеко и накладно. А потенциал китайского туристического рынка огромный. Достаточно сказать, что в этом году туристами за рубеж съездили 77 миллионов китайцев. Из них в Россию – только 240 тысяч.   
 
8. Создание «Турпомощи»

Подробности. В конце августа в Ростуризме прошло учредительное собрание объединения туроператоров в сфере выездного туризма. На собрании был утвержден устав и структура «Турпомощи» - организации, созданной для оказания экстренной помощи туристам.

Официально объединение заработало со 2 ноября. Начиная с этого дня все российские туроператоры, занимающиеся выездным туризмом, обязаны войти в организацию и отчислить в компенсационный фонд 100 тыс. рублей (в первый год существования фонда), а затем ежегодно отчислять туда 0,1% от своего оборота. Собранные средства будут потрачены на оказание помощи клиентам обанкротившихся туроператоров. 
Крайний срок присоединения к «Турпомощи» - май 2013 года. После этого,  туроператорская деятельность в сфере выездного туризма без визы «Ростурпомощи» будет считаться незаконной. 
 
Значение. Создание «Турпомощи» - следствие многочисленных банкротств туроператоров, работающих «на выезд». Организацию такой структуры обсуждали и ранее, однако банкротство одного из старейших туроператоров России - «Лантатур» -  в начале 2012 года ускорило процесс создания. Что характерно, внутренний туризм не страдает подобными недугами. По крайней мере, в этом году не было ни одного громкого скандала связанного с банкротством туроператора, работающего на внутреннем рынке. Российский туризм по-прежнему безопаснее, и в первую очередь для туристов. 
 
9. Празднование двухсотлетия победы в Отечественной войне 1812 года

Подробности. Весь 2012 год Россия отмечала годовщину Отечественной войны 1812 года. В российских городах открывали стелы и памятники, посвященные войне, в музеях устраивали тематические экспозиции. Однако главные мероприятия прошли под Москвой – на месте  крупнейшей битвы войны – Бородинского сражения. 

Торжественные мероприятия начались 31 августа: из Москвы в Бородино запустили специальный поезд, украшенный надписью «200 лет Отечественной войне 1812 года». В его вагонах разместили портреты генералов войны 1812 года. На этом поезде, а также электричками и своим транспортом добирались россияне и иностранцы в Бородино, чтобы посмотреть масштабную реконструкцию сражения, которая была намечена на 2 сентября. Военно-историческая реконструкция эпизодов битвы состоялась на плац-театре, расположенном западнее знаменитого села. В "войне" приняли участие члены более 120 исторических клубов, в том числе из Европы, США и Канады. Среди них - прямые потомки участников войны 1812 года. Всего же в празднике участвовали около 200 тысяч участников. 

Значение. Редкий случай в современной России, когда из громкого исторического события страна извлекла ощутимую пользу. Событийный туризм у нас развивается по большей части «для своих», в стиле кировского фестиваля сказок. Поэтому масштабная реконструкция Бородинской битвы – отличный пример, когда удалось привлечь иностранных участников и зрителей к большому празднику в России. 
 
10. Российские города занялись брендингом
 
Подробности. В нынешнем году администрации российских городов и регионов озаботились брендированием подведомственных территорий. Где-то доверились в руки профессиональным студиям (логотип Ярославля), где-то объявили народный конкурс (логотип Самарской области). А где-то на почве брендинга случился скандал. Так, в Волгограде мэрия предложила населению разработать новый бренд города.  Население пропустило эту инициативу мимо ушей, а вот областные чиновники, перепутав символ с брендом, встали грудью на защиту мемориала «Родина-мать зовет!» и раздули скандал на пустом месте. В сухом остатке: уволенные чиновники, выговор, шум в СМИ и никакого бренда. 
 
Значение. Стремление администраций населенных пунктов и регионов обзавестись собственным брендом – похвальная и правильная инициатива. Однако не всегда она получает должное развитие. Зачастую, экономя средства, чиновники перекладывают эту работу на население, получая, в итоге, безобразные результаты. Порой с ними играет дурную шутку собственная косность в вопросах дизайна, а порой чиновники попадают в ловушку законодательства, как было с туристическим логотипом России, который, выполнив все условия тендера, оказался ужасен. 
Также в рубрике
Зимний сезон на горнолыжном курорте "Шерегеш" в Кемеровской области откроется 23 ноября
 0
Отель Rosa Springs под управлением «Васта Отель Менеджмент» прошел классификацию и получил высшую категорию
 0