Креативное развитие туризма — вклад в экономику будущего
Куратор конкурса «Мастера гостеприимства» Антон Сериков рассказывает о рецептах привлечения российских туристов
Современный человек потребляет огромное количество интеллектуальной продукции — читает книги, смотрит фильмы, слушает музыку, покупает дизайнерские вещи, играет в компьютерные игры, путешествует и осматривает достопримечательности. В Европе еще в 1980-1990-ых годах, в момент кризиса промышленности, начали консолидировать и коммерциализировать все эти креативные отрасли, и сегодня они составляют важную часть ВВП многих стран. Мы живем в эпоху взрыва творческого труда, и механическая деятельность там, где есть алгоритмы, будет все больше автоматизироваться. Человеку останется лишь находить себя в творчестве, развивая вклад в экономику будущего — в том числе, в креативное развитие территорий.
Для того, чтобы увидеть потенциал развития нематериальных продуктов, основанных на креативных ценностях, необходимо переосмыслять пространство, в том числе освобождающиеся промышленные объекты (как это уже реализовано в Москве на «Винзаводе» и заводе «Флакон»). На самом деле, урбанистика — это база для креативных индустрий, поскольку она связана с созданием комфортной среды для нового формата городского жителя.
Отрасли, входящие в креативные индустрии, были закреплены в списке ЮНЕСКО. Это архитектура, музыкальная и киноиндустрия, изобразительное искусство, танец, создание видеоигр и т.д. Но данный перечень может видоизменяется в зависимости от страны, включая локальные культурные продукты.
Например, в Италии в креативные индустрии включена средиземноморская кухня. В России сюда смело можно отнести наш фирменный юмор. Посмотрите, как быстро у нас развился Stand Up, сколько лет популярен КВН!
Кроме того, российской фишкой могут стать ремесла. Ведь в нашей стране изначально была очень сильно развита хенд-мейд культура: домашнее рукоделие, работы по дереву и металлу. Сейчас это все, к сожалению, на спаде и разные программы пытаются реанимировать ремесла, подсвечивая отдельных авторов. Но, к сожалению, большинство брендов до сих пор существуют где-то очень локально, не имея доступа к публичному полю.
На создание креативных индустрий очень влияет политическая и экономическая повестка страны. Поэтому скорость развития определенных креативных направлений очень разная. В любом случае, запасы природных ресурсов постепенно иссякают, а количество мирового потока продуктов креативных индустрий, наоборот, увеличивается. Так что рано или поздно на создание и эксплуатацию интеллектуального капитала нам придется обратить внимание.
В Москве уже начали создаваться направления для развития креативных индустрий. Это и парковая культура, и комфортная городская среда, и новые институты развития общественных пространств. Несколько лет назад была принята программа развития городской среды на государственном уровне и сейчас мы видим, как активна поддержка креативного класса, как создаются новые пространства.
С помощью концепции креативных индустрий возможно не только создавать кластеры для работы творческих людей, с ее помощью можно развивать территории, которые станут интересны для путешественников со всего мира. А в России, несмотря на обилие красивейших мест, обилие памятников архитектуры и искусства, большим притоком туристов могут похвастаться лишь несколько городов – Санкт-Петербург, Москва, Владимир, Суздаль.
До сих пор остается актуальной проблема с инфраструктурой во многих регионах. Нельзя приглашать людей, чтобы они ездили по неустроенным дорогам и смотрели на обветшалые постройки. Но здесь, конечно, нужна некая политическая воля, чтобы сохранять и развивать наследие. Креативная индустрия позволяет создавать локальные ценности. Если человек получает поддержку для своего творчества у себя в городе, он никогда оттуда не уедет. Не будет никакой внутренней эмиграции. Сейчас, по большому счету, вся креативная деятельность сосредоточена в столице, потому что здесь высокая концентрация креативных кластеров, которые позволяют собственно агрегировать эту энергию коллективно.
Какие-то очаги уже появляются и в регионах. Однако здесь необходима поддержка девелопмента, потому что самим творческим людям не построить пространств с wi-fi и комфортными рабочими местами. Необходим комплексный подход к решению вопроса.
В Москве в этом смысле рыночные условия. На «Хлебозавод» или «Флакон» сложно попасть просто так. Ты должен что-то из себя представлять, доказать свою состоятельность, быть интересным как резидент и еще при этом платить аренду. Такая система определяет мышление, помогает вписаться в рыночную структуру, подтвержденную экономическими рычагами.
Задача государства, как регулятора, в этом случае — создать условия для развития творческих единиц, для человеческого капитала.
Что касается экономики будущего, то сейчас мы видим цифровизацию огромного количества отраслей, и этот процесс уже неизбежен. Это значит, что креативный класс будет только расти, освободятся люди, которые раньше выполняли механические задачи.
Конкурс «Мастера гостеприимства» платформы «Россия — страна возможностей» призван развить креативную составляющую в развитии территорий России. Благодаря ему талантливая молодежь, молодые специалисты получат возможность применять творческие навыки в жизни. А это и есть будущее нашей экономики.
Вместе с другими западными областями Закарпатье еще в прошлом году занимало второе место в Украине по объему доходов в рекреационной сфере, уступая по популярности только Крыму