Байкальскому ЦБК выделят еще миллиард на утилизацию отходов
При этом ради бюджетной экономии на столько же урезали финансирование других экологических проектов на Байкале
Бюджетные расходы на экологический проект в Бурятии и на проекты Росгидромета сокращены на 904 млн рублей — эти средства полностью пойдут на рекультивацию отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) в течение 6 лет. Такие изменения Минприроды РФ внесло в федеральную целевую программу (ФЦП) «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы». Минфин также вырезал из действующей программы ряд других экологических проектов в регионах, прилегающих к Байкалу, чтобы сэкономить в общей сложности 927 млн рублей.
Смета работ по утилизации шламовых амбаров вблизи БЦБК выросла на 904 млн рублей, следует из поправок в ФЦП от Минприроды (с текстом ознакомились «Известия»). По словам Дмитрия Шейбе, гендиректора «ВЭБ-Инжиниринг» — компании-подрядчика проекта, бюджетные расходы на закрытие БЦБК и устранение экологического вреда, таким образом, выросли с 6,2 млрд до 7,1 млрд рублей. В целом Шейбе оценивает этот проект еще дороже — в 7,7–8,2 млрд рублей.
Для перераспределения средств в пользу БЦБК сметы корректируются по двум направлениям. Во-первых, 635 млн рублей государство забирает у проекта устранения экологического ущерба, нанесенного еще советскими горняками на Холодинском месторождении полиметаллических руд в Бурятии. В прежнем варианте программы по охране Байкала в период с 2012 по 2020 годы предусматривалось спроектировать и реализовать комплексный проект по предотвращению негативного воздействия штольневых и рудничных вод, образованных в результате детальной геологической разведки и извлечения руды в 1970–1980-х годах XX века. Но в актуализированной версии программы охраны Байкала эту работу за свой счет обязан сделать новый недропользователь этого месторождения.
В 2005 году лицензия на освоение этого месторождения по итогам аукциона была выдана ООО «ИнвестЕвроКомпани», дочерней структуре компании «Метрополь» депутата Госдумы Михаила Слипенчука. Сейчас действие этой лицензии заморожено до конца 2014 года по настоятельной просьбе экологов из-за опасности экологического вреда Байкалу и окрестностям при его разработке. В любом случае и местный экологический проект, и разработка месторождения, по словам представителей «Метрополя», откладываются. Причину они видят в несовершенстве законодательства.
— Никакие работы на месторождении не ведутся. На основе исследований, проведенных учеными в 2006–2007 годах, отмечено высокое содержание в штольневых водах цинка (до 1700 ПДК), высокое содержание сульфатов, магния, марганца, серы, кобальта и мышьяка. Но штольни находятся за пределами горного отвода. Разработка месторождений за пределами горного отвода запрещается, — сообщил «Известиям» глава дирекции по региональной деятельности ООО «ИФК «Метрополь» Баир Цыренов.
Во-вторых, затянуть пояс придется Росгидромету: ведомство лишится 269 млн рублей за 3 года, то есть на 20% ему сократят «прочие расходы», так как они «направляются Росгидрометом на несогласованные с Минприроды и Минфином цели». Так, расходы ведомства на модернизацию государственной наблюдательной сети за состоянием окружающей среды в 2015 году уменьшат на 118 млн рублей, в 2019 году — на 100 млн рублей. Кроме того, не появится на свет Межрегиональный центр экологического мониторинга озера Байкал в городе Байкальске из-за «невозможности подбора помещения» для такого центра. На него должны были потратить 7,5 млн рублей. Еще 51 млн рублей сэкономлено на строительстве научно-исследовательского судна для мониторинга погоды.
Изначально работы по рекультивации отходов Байкальского ЦБК должны были стартовать в мае 2014 года и продлиться 6 лет. Однако процесс закрытия комбината затянулся: сейчас всё еще продолжаются суды по имуществу объекта с его владельцами, а уволенный персонал предприятия путем голодовок требует денег и работы. В это время подрядчик по устранению экологического вреда — «ВЭБ Инжиниринг» — проводит свой проект через экологическую экспертизу. Как объяснил «Известиям» Дмитрий Шейбе, первоначально стоимость реализации проекта рекультивации отходов на БЦБК оценивалась в 6,2 млрд рублей, и Минприроды приняло решение о росте сметы, так как реализация программы затянулась, а цены на услуги и материалы за это время выросли. Кроме того, переоценен и фронт работ.
— В рамках рекультивации отходов на комбинате будет использована технология обезвреживания шлам-лигнина путем омоноличивания: большая часть шлам-лигнина и золошлаков БЦБК будут обезврежены и превращены в камнеобразный монолит. В 2011 году в ФЦП по охране озера Байкал закладывалась одна строка — о рекультивации шлам-лигнина. Анализ ситуации на БЦБК показал, что нужна корректировка программы. Компания «ВЭБ Инжиниринг» обратилась в правительство с просьбой о внесении изменений, так как необходимо включить в нее переработку твердых бытовых отходов, модернизацию очистных сооружений, водоподготовку и статью о демонтаже конструкций и рекультивацию территории самого завода. По предварительным данным, на все эти работы необходимы еще 1,5–2 млрд рублей. Таким образом, общая стоимость проекта закрытия БЦБК может подняться до 7,7–8,2 млрд рублей, — рассказал собеседник.
Глава пресс-службы Минприроды Николай Гудков сказал «Известиям», что проект рекультивации отходов Байкальского ЦБК является приоритетным с точки зрения экологии — это самый опасный объект, который находится в непосредственной близости от акватории уникального озера. Поэтому часть средств, предусмотренных ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы» на другие мероприятия, перенесена на рекультивацию.
— Средства взяты частично из объема финансирования Росгидромета: часть из 269 млн рублей должна была пойти на «прочие нужды» ведомства, еще часть — на капитальное строительство административного здания. Исключение этих затрат не скажется существенно на эффективности работы ведомства. Что касается работ на Холоднинском месторождении, лицензия на которое заморожена, то рекультивацию обязан провести недропользователь за свой счет. Минприроды будет контролировать этот процесс. В целом программа актуализируется ежегодно, финансирование работ по устранению накопленного экологического ущерба в результате разработки месторождения в советские времена может быть включено в документ с 2018 года, — добавил Гудков.
При этом секвестр Минфина прошел своими ножницами по проектам устранения экологических последствий работы добывающих и перерабатывающих предприятий вокруг Байкала. Часть работ попросту решили перенести на несколько лет. Например, устранение остатков ртути (демеркуризацию) в законсервированном цехе ртутного электролиза в городе Усолье-Сибирское: в 2015 году на эти цели не дадут 163,5 млн рублей, ртуть подождет еще 5 лет — мероприятие и расходы на него перенесены на 2020 год. Расходы на уборку несанкционированных свалок твердых бытовых отходов вблизи Байкальской природной территории в 2015 году сократят на 34,8 млн рублей, эти деньги выделят на разбор мусора в 2020 году. Еще 160 млн рублей сэкономят на ликвидации экологических последствий разработки Холбольджинского угольного разреза. В общей сложности государство и региональные бюджеты за счет такого перераспределения средств изыскали 927 млн рублей. Изначально финансирование программы по охране Байкала и развитию сопредельных территорий должно было составлять 58,133 млрд рублей, по итогам применения «ножниц Силуанова» итоговая сумма — 57,206 млрд рублей.
Не все согласны с таким перераспределением средств на экологию в пользу рекультивации отходов одного комбината. По мнению члена-корреспондента РАН, эколога Алексея Яблокова, бюджет на устранение экологического вреда на Байкальском ЦБК сильно завышен. Эколог полагает, что он продолжит расти, «так как основная цель — растянуть процесс во времени, выкачав из государства максимально возможные средства на эти цели». Он возмущается, что работы по рекультивации отходов не начинаются вовремя и отмечает, что во время общественных слушаний по проекту в мае звучало множество критических замечаний ученых по проекту подрядчика. Яблоков считает, что откладывать на годы проекты по устранению свалок и экологических последствий других добывающих предприятий нельзя, так как вблизи этих предприятий также есть населенные пункты и это может повредить здоровью их жителей.
По мнению сопредседателя Иркутской региональной общественной организации «Байкальская экологическая волна» Марины Рихвановой, проект рекультивации отходов шламовых амбаров комбината, предложенный «ВЭБ-Инжиниринг», — более оптимальный вариант с точки зрения экологии по сравнению с некогда обсуждавшимся эстонским проектом, согласно которому отходы производства комбината предлагалось сжигать.
Источник: Известия
Тигр Амур из Приморского сафари-парка наконец созрел для настоящих отношений.