USD: 92.2628
EUR: 99.7057

«Ястребфильм» Сергея Ястржембского

Как Сергей Ястржембский снимает кино на деньги влиятельных друзей

Текст: Ольга Блинова
«Ястребфильм» Сергея Ястржембского

Водная гладь Гребного канала, буйная зелень ландшафтного заказника "Крылатские холмы", Живописный мост и ледовый дворец "Крылатское" - все как на ладони. Впечатляющий вид с высоты птичьего полета открывается из студии документального кино "Ястребфильм".

"Я поставила свой стул спиной к окну, чтобы не отвлекаться", - говорит генеральный директор Ольга Вершинина.

Студия расположилась на 14-м этаже бизнес-центра "Профико" на Рублевке, по соседству с владениями обитателей мидовских кабинетов. В середине дня работа здесь в самом разгаре. Операторов - один из них только что вернулся из Иркутска - Ольга отправляет на очередные съемки в Индию. Им предстоит поприсутствовать на грандиозном празднестве в честь бога мудрости и благополучия Ганеши, традиционно изображаемого с головой слона. Студия работает над проектом, посвященным мировому черному рынку слоновой кости.

Идея документального фильма, как и всех других лент студии, принадлежит Сергею Ястржембскому, бывшему пресс-секретарю Бориса Ельцина и помощнику Владимира Путина, а ныне увлеченному кинодокументалисту и путешественнику. Он же, как несложно догадаться по названию компании "Ястребфильм", является ее основателем.


Дилетанты

Студия документального кино "Ястребфильм" появилась в 2009 г., после того, как Сергей Ястржембский покинул государственную службу. "Когда окончательно получил вольную", - иронично уточняет он.

Выбор в пользу документалистики был не случаен: до этого Ястржембский всерьез занимался фотографией, выставлялся в Московском доме фотографии (всего за его плечами порядка 50 выставок, включая персональные). Также он увлекался охотой и много путешествовал, успев к тому времени побывать в самых отдаленных уголках планеты.

"Фотографии мне было маловато, - размышляет основатель "Ястребфильма", - а от жанра географической фотографии до документального кино был один шаг".

В кино Ястржембский со своей командой были откровенными новичками. Команду в "Ястребфильм" предприниматель набирал не среди киношников, а в родном МГИМО. Нынешний директор студии Ольга Вершинина пришла в документалистику из политической журналистики и пиара. В ее творческом багаже - организация работы международного пресс-центра в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга в 2003 г. и 750-летия Калининграда в 2005 г. Оба мероприятия Ястржембский курировал в качестве чиновника.

"К нам по-разному относились в кинотусовке, сарказм определенный есть, это же творческая среда, без этого она жить не может, - поясняет Ольга Вершинина. - Но нам все равно, наоборот, даже забавно, кто кого назвал земляным червяком".

Впрочем, аналогичные движения в сторону кино "богатые и знаменитые" совершали и до Ястржембского. Так, серией документальных фильмов "Подводный мир" в свое время обернулось увлечение лидера "Машины времени" Андрея Макаревича дайвингом (ленты выходили в эфире Первого канала в 2004-2006 гг.). Заядлым путешественником и кинодокументалистом стал и в прошлом пресс-секретарь Владимира Путина Михаил Кожухов, известный зрителям по программе "В поисках приключений" и целому ряду других телевизионных проектов.

"Я не люблю пресную жизнь, когда рутина начинает убивать интерес к делу. Это сигнал, что надо менять образ жизни. Когда ты в возрасте пятидесяти с лишним лет уходишь в документальное кино, которым ты никогда не занимался, чем это не вызов?" - говорит про поворот своего пути Сергей Ястржембский.


Востребованная ниша

Первые фильмы студии Ястржембского были посвящены Африке, точнее, исчезающим племенам Черного континента.

К Африке у Ястржембского отношение особое: здесь он бывал десятки раз еще до ухода в мир кино, там же познакомился со своей супругой Анастасией, сегодня помогающей ему в работе над документальным проектом.

"Она смотрит на всех этапах материал, который готовится, - поясняет Сергей Ястржембский. - Ей проще меня критиковать. В принципе критика у нас приветствуется, все могут свободно высказывать свою точку зрения на стадии обсуждения. Она очень чутко многие вещи улавливает. Меня иногда уводит в сторону, она возвращает меня в правильное русло. Так что она большую роль играет".

С направленностью определились практически сразу: под прицелы камер должны были попасть уходящие народы, племена, которые могут исчезнуть с лица земли под влиянием цивилизации.

"Мы попали в нишу, которую российское документальное кино не осваивало, - отмечает Сергей Ястржембский. - Я имею в виду этнографическую нишу, нишу географическо-популярного кино. Она оказалась очень востребованной, в том числе и сегодня".

Своего "первенца", ленту "Последние пленники пустыни", посвященную племенам берберов-кочевников, команда "Ястребфильма" снимала осенью 2008 г. в Марокко.

Затем появился фильм "Священный огонь Химба", снятый в Намибии, а также "Дети саванны" - о бушменах пустыни Калахари.

На сегодняшний день на счету студии свыше 70 документальных лент, отснятых за шесть лет в самых разных уголках мира и России, и несколько серьезных наград.

В следующем году, полагает Сергей Ястржембский, к ним добавится серия документальных фильмов, посвященная слонам. "Сделаем энциклопедию - жизнь человека и слона в историческом и региональном преломлении", - поясняет он замысел. Основой для серии станет фильм-расследование о браконьерстве и нелегальной торговле слоновой костью. "30 000 слонов - столько сегодня убивают в год люди, одного слона убивают каждые 15 минут, - подчеркивает Сергей Ястржембский. - Масштаб бедствия ужасает, мы должны постараться сделать фильм, который привлечет общественное внимание к проблеме".


Дорогое удовольствие

Серия фильмов, посвященная слонам, обещает стать еще и самым дорогостоящим из проектов "Ястребфильма". "У нас дорогое документальное кино, сопоставимое по денежным параметрам с проектами Discovery и National Geografic. Однажды мы даже пересеклись с ними на съемках в Замбии", - отмечает Сергей Ястржембский.

"Ястребфильм" делает качественные фильмы, то, что называется travel-documentary. Это хорошее этнографическое кино, которое делают немногие, и это стоит больших денег", - подчеркивает Вера Оболонкина, генеральный продюсер телеканала 24_ Doc.

26-минутные фильмы стоят от $30 000 до $50 000. И это, уточняет Ястржембский, еще приходилось экономить: за одну поездку-экспедицию группа снимала материал сразу для нескольких картин, обычно для двух или трех.

"Поэтому на постоянной основе у нас трудятся всего несколько человек", - поясняет Сергей Ястржембский. Остальных, к примеру, операторов, монтажеров, привлекают по мере необходимости.

Эти расходы тоже влетают в копеечку. "В среднем по рынку монтажная смена стоит от 5000 до 12 000 руб., в зависимости от квалификации и сложности монтажа, - комментирует Сергей Шумилов, генеральный продюсер компании "Смарт медиа". - Режиссер может получать порядка 80 000 руб. за фильм, автор сценария - 40 000-50 000 руб., продюсер - 20 000-30 000 руб.".

Недешево стоило обосноваться и в бизнес-центре класса "А", к которому относится БЦ "Профико", где арендует офис "Ястребфильм" (есть даже вертолетная площадка).

Сегодня при поиске офиса в 100-150 кв. м в районе Кутузовского проспекта можно найти предложение в пределах 20 000-25 000 руб. за "квадрат" в год, рассказали "Ко" в контактном центре Morrow Group. Рыночную стоимость аренды именно в БЦ "Профико" сотрудник центра определить затруднился: предложений от бизнес-центра нет уже два года, офисы в аренду там не сдаются.

Проект, посвященный теме слонов, пока находится в производстве, но его бюджет, по словам Сергея Ястржембского, уже перевалил за $0,5 млн. К весне 2015 г., когда студия планирует завершить работу над проектом, бюджет может вырасти до $1 млн.

Менее затратно кино, снятое на территории России, правда, и здесь бывает по-разному. "Слетать в Якутию может оказаться дороже, чем в Африку, - поясняет Ольга Вершинина. - В Эвенкию же просто не добраться. Есть рейсовые самолеты на Чукотку, но надо брать билеты заранее, зимой на лето. Сейчас летали на съемки в Магаданскую область - билет стоит 90 000 руб.".

Впрочем, отснятого в России кино пока в копилке "Ястребфильма" меньше, как и проектов, реализованных при участии государственных структур.

Несколько фильмов о жизни коренных народов Севера студия снимала в 2012 г. при участии Министерства регионального развития, представители которого вышли на студию сами. "Они целевым образом заказали у нас несколько фильмов, - рассказывает Ольга Вершинина. - Это тогда было в ключе нашей деятельности. Когда они к нам обратились, у нас уже в эфир вышли фильмы на эту тему, и мы по их предложению сняли еще пять или шесть фильмов".

Помимо Минрегионразвития, финансово студии помогало Министерство печати и информации: финансирование касалось программы "Магия приключений", выходившей в эфир ВГТРК.

Сейчас госфинансирования или каких-либо заказов со стороны государства у студии документального кино нет, что Сергей Ястржембский подчеркивает особо: "Мы не зависим от государства и от государственного финансирования, и это большой плюс".

Правда, при этом в числе спонсоров студии Ястржембский называет российскую государственную корпорацию "Ростех". Руководитель "Ростеха" Сергей Чемезов поддерживает проекты экс-помощника президента не впервые. В начале 1990-х господин Чемезов, будучи заместителем генерального директора объединения "Совинтерспорт", поддерживал журнал VIP-Premier (как и Алишер Усманов), где Ястржембский до ухода на службу в МИД был главным редактором.

В этом плане студия Ястржембского отчасти стоит особняком в мире российской документалистики, где значительное число проектов, по словам экспертов, завязано на бюджетные средства.

"Документальное кино спонсируется государством, документальное сообщество существует за счет этой поддержки, как и фундаментальная наука", - поясняет ситуацию с финансированием режиссер документального кино Дмитрий Завильгельский.

Отчасти поэтому студию не затрагивают такие проблемы, как конкуренция за госфинансы в борьбе за выживание или за заработок. Источники финансирования у "Ястребфильма" иные.

Как, впрочем, не сильно беспокоит и конкуренция на рынке документального кино. Здесь многое решает имя основателя студии. "О конкуренции сложно что-то сказать, мы находимся в другом положении", - замечает Ольга Вершинина.

Сама компания "Ястребфильм" зарегистрирована на Кипре, российская "прописка" есть у фонда "Вне времени", имеющего все права на демонстрацию фильмов, произведенных студией.


Не имей сто рублей

Основатель "Ястребфильма" на начальном этапе вкладывал в производство личные деньги. Сейчас снимать документальное кино Сергею Ястржембскому помогают друзья, среди которых много состоятельных политиков и бизнесменов.

Со студенческой скамьи Сергей Ястржембский дружит с долларовыми миллиардерами Патохом Шодиевым и Алишером Усмановым. Оба предпринимателя сегодня поддерживают киностудию финансово.

Вместе они учились в престижном МГИМО, на втором курсе которого Усманов даже жил в квартире у Ястржембского. В одном бизнес-центре с управляющей компаний корпорации Усманова "Металлоинвест" в Крылатском расположился и офис "Ястребфильма".

Совладелец международной горнопромышленной компании "Евразийская корпорация природных ресурсов" (ENRC), живущий в основном в Бельгии, казахстанский бизнесмен Патох Шодиев если и известен в России, то, скорее, меценатскими проектами своего благотворительного фонда. В частности, Международный фонд Шодиева выдает стипендии студентам МГИМО, финансирует издательскую деятельность и культурные проекты, спонсирует детские дома и школы в РФ и Казахстане. В 2010 г. фонд приобрел коллекцию кимоно у разорившегося японского музея Иттику Кубота (в МГИМО господин Шодиев специализировался на Японии, а после окончания института работал советником торгового представителя СССР в этой стране).

Помогает студии и курильская компания "Гидрострой", с основателем которой Александром Верховским Сергей Ястржембский познакомился во время визита Бориса Ельцина на Курилы в 1998 г. Сегодня Верховский - член Совета Федерации от Сахалинской области.

"Появилась какая-то общность интересов, взглядов, и с тех пор родилась дружба на многие годы, - говорит Александр Верховский. - Потом Сергей приезжал к нам на Итуруп с выставкой своих фоторабот, и это было для жителей острова настоящим событием. Когда он начал заниматься кино, было совершенно естественно помочь ему, все получилось само собой. Я очень люблю смотреть фильмы Сергея, они суперпознавательны, я путешествую вместе с ними. Думаю, что когда-нибудь мы вместе снимем фильм про нашего лосося. Ведь Итуруп - один из островов, который считают родиной тихоокеанского лосося".

Точный объем финансовых инвестиций в документальную студию ни спонсоры, ни сам Сергей Ястржембский не озвучивают.

"У нас мощные помощники в этом плане", - отмечает бизнесмен. С этим сложно поспорить: тот же Алишер Усманов еще в 2011 г. входил в пятерку крупнейших филантропов мира, по версии издания The Sunday Times.

Также в числе спонсоров студии "Ястребфильм" значатся структуры Михаила Прохорова и фонд "Поколение" депутата Государственной Думы Андрея Скоча.

"Им нравится то, что мы делаем, - объясняет позицию инвесторов Ястржембский. - Они всегда присутствуют на показах, видят нашу продукцию, считают, что мы занимаемся достойным делом. Без этого они бы не стали финансировать, ну и потом, они мои друзья. Это очень давнишние связи".

"К документальному кино в классическом смысле, как к искусству и роду кинематографа, творчество студии Ястржембского отношения имеет мало, - считает Дмитрий Завильгельский. - Как, собственно, и продукция того же телеканала National Geografic. Ястржембский занимается фильмами-путешествиями, которые к документальному кино не имеют отношения, это телевизионный продукт. Это дорогое хоум-видео с претензией на телевизионный показ. Человек путешествует по миру, живет в кайф, получает удовольствие от своей работы. Ничего плохого я в этом не вижу. А призы, которые он получает... Профессиональное сообщество над этим посмеивается".


На особом счету

"Во всем мире очень развита система, когда различные фонды, не только государственные, но и частные, выдают гранты на документальное кино. У нас гранты дает только государство, и все, больше просить не у кого, - констатирует Вера Оболонкина. - Поэтому для документалистов в России найти деньги довольно тяжело. Можно еще подрабатывать на телевидении, в разных местах и профессиях, кто как может".

Съемочный и производственный процесс - это лишь часть дела, киноленте в любом случае нужно дать "путевку в жизнь" и как минимум показать зрителю. В этом отношении "Ястребфильму" повезло. Притом что студия живет без финансовой поддержки государства, практически все ее документальные фильмы были выкуплены российскими телеканалами, и в их числе "Россия-1", "Моя планета", Russia Today, "Охота и рыбалка". Средства, вырученные от продажи кино, реинвестируются в производство.

Как рассказывает основатель "Ястребфильма", свои первые ленты в 2009 г. он просто показал Игорю Шестакову и Олегу Добродееву. Первый был на тот момент главным продюсером телеканала "Россия-24", а второй руководил ВГТРК.

"Они сразу сказали, что возьмут фильмы, потому что это абсолютно профессиональный продукт", - вспоминает Ястржембский.

"Мы ("Ястребфильм". - Прим. "Ко") находимся на особом статусе, - говорит Ольга Вершинина. - Сергей Владимирович - ньюсмейкер во всех смыслах, людям интересно на него смотреть, чтобы он ни делал, интересно по прошлой жизни". Поэтому, поясняет она, вопросов "возьмем - не возьмем" не возникало.

В результате фильмы не только взяли на канал, но и предложили их автору вести собственную программу "Магия приключений" на телеканалах "Моя планета" и "Россия-2". "Сказали: "Стань нашим Сенкевичем!", - вспоминает основатель "Ястребфильма". Сотрудничество с ВГТРК растянулось на несколько лет, в эфир вышло три сезона программы.

"Программа "Магия приключений" состояла из студийной части и из фильма, - рассказывает Ольга Вершинина. - Последние два сезона в программе показывали исключительно наши фильмы, в первый сезон тоже 2/3 фильмов было производства нашей студии. Всего меньше чем за год мы сняли 46 фильмов".

Также у "Ястребфильма" есть своя "охотничья" серия, ее приобрел канал "Охота и рыбалка".

О каких суммах идет речь, как в случае с сотрудничеством с ВГТРК, так и с другими каналами, - можно лишь предполагать.

"Если брать российские закупочные цены телеканалов, скажу дипломатично: мы не обижены", - говорит Ястржембский в ответ на прямой вопрос.

"Нашу программу "Я - путешественник" телеканал "Рен-ТВ" покупал за $20 000, - рассказывает Сергей Шумилов. - Программа выходила в эфир четыре раза в неделю с 2009 г. по 2011 г. и длилась 22 минуты".

И это далеко не ориентир: телеканал "Общественное телевидение России" купил ленты кинодокументалиста, куратора проекта Filmdoc.ru
Дмитрия Завильгельского хронометражем 44 минуты за 20 000 руб.

Как говорят близкие к кино и телевидению эксперты в личных беседах, закупочная стоимость программы может быть абсолютно любой, хоть $100 000, многое тут зависит от личности автора.

Продавали фильмы и для показа за рубежом. Десять лент Ястржембского приобрела одна крупная словацкая компания, в свою очередь, подарившая их местному телевидению (Slovenská televízia). В 1993-1996 гг. Сергей Ястржембский работал в Словакии послом.

Приобретала фильмы студии и английская дистрибьюторская компания TVF, продававшая их затем по всему миру.

"Не знаю, зарабатывает ли господин Ястржембский на кино, - рассуждает Дмитрий Завильгельский. - Мне кажется, что больше тратит".

"В документальном кино, по моему наблюдению, невозможно заработать большие деньги, - прямо признается Сергей Ястржембский. - Фильмов, от которых была бы большая финансовая отдача, практически не существует. Документальное кино не может приносить тех денег, которые дает игровое кино".

Грандиозный фильм "Океаны" Жака Перрена (создатель "Птиц" и "Микрокосмоса"), на съемки которого ушло более четырех лет и $80 млн, прибыли в прокате не принес, мировые сборы лишь немного превысили затраты на создание эпического полотна. Сопоставима с вложенными средствами оказалась и финансовая отдача (чуть более $1 млн) от проката американской ленты "Бухта" Луи Психойоса, посвященной истреблению дельфинов жителями японского города Тайдзи и получившей в 2010 г. "Оскара" в номинации "Лучший документальный фильм".

Впрочем, снимать документальное кино это обстоятельство "Ястребфильму" не мешает. Спонсоры, при поддержке которых это происходит, относятся к ситуации с пониманием: возврата средств никто не требует.


По горам, по долам

В рамках экспедиций группы "Ястребфильма" объездили Камерун, Эфиопию, снимали в Замбии, Кении, Южном Судане, Бенине, Джибуту... Венцом "африканской эпопеи" стала полнометражная картина "Африка. Кровь и красота", прошедшая на больших экранах России и зарубежья и получившая целый ряд кинематографических наград, включая премию "Золотой орел" как лучший документальный фильм 2014 г. в России.

Помимо Африки, за минувшие шесть лет операторы "Ястребфильма" побывали в Португалии, Турции, Италии, Перу, Индонезии, Боливии и даже в Новой Гвинее.

Не обошли вниманием документалисты и Россию: съемки проходили в Эвенкии, Якутии, Хакасии, на Чукотке, где под прицел камеры попали быт и традиции коренных народов Севера. В планах - съемки удэгейцев в Хабаровском крае.

Некоторые съемки за рубежом тоже в той или иной степени тематически увязаны с Россией: результатом экспедиции в Боливию стала лента "Дед Степан, Мартьям и Мамелфа", посвященная колонии русских староверов. "Русский след" искали и на тихоокеанских островах Вануату, где в 1809 г. во время кругосветного путешествия побывал русский мореплаватель Василий Головнин.

Фильм "Иди и вернись победителем", посвященный скачкам на неоседланных лошадях в итальянском городе Сиена, демонстрировали в рамках Московского международного кинофестиваля летом 2014 г., а лента "Волкодав" о сибирском охотнике-одиночке будет бороться за награды на фестивале "Человек и природа" в Иркутске в конце сентября.

Источник: ko.ru

Также в рубрике

В Карелии с 6 по 14 августа пройдет уникальная экспедиция по мистическим местам протяженностью 1,5 тысячи километров.

 0