С середины XX века в связи с развитием автоматизации и высоких технологий началось резкое сокращение производств в крупных промышленных центрах во всем мире. Своего пика этот процесс достиг в 70-х-80-х годах прошлого века. Чтобы понять масштабы: в 70-х годах на московском заводе АЗЛК работало более 70 тысяч человек, сегодня практически на любом автомобильном гиганте — не более 2000 сотрудников.
Следствием стало высвобождение промышленных зданий, расположенных в центре городов или районах, примыкающих к центру. Кто бы мог тогда подумать, что в начале 21 века распространеннейшей функцией бывших заводов станет культуртрегерская.
Зачастую эти здания являются памятниками промышленной архитектуры, построены известными архитекторами. Что с ними делать после вывода или прекращения производства? Вопрос долгое время висел в воздухе. У истоков моды на использование освободившихся зданий как культурно-выставочных помещений стоит лондонская Тейт Модерн (Tate Modern) — галерея современного искусства, разместившаяся в здании бывшей электростанции. В Тейт Модерн экспонируется коллекция произведений искусства XX века. В главном — турбинном — зале площадью 3400 квадратных метров до реконструкции размещались электрические генераторы. Теперь зал используется для демонстрации масштабных проектов современных художников.
Музей д`Орсе
Фото: Bertrand Guay / AFP
Родом из 70-х и парижский Музей д`Орсе – бывшая железнодорожная станция. В музее обширная коллекция искусства XIX века, но самой интересной, по признанию специалистов, является секция фотографии, решение о создании которой было принято в 1978 году. С тех пор коллекция фоторабот, собранных в музее, является одной из самых представительных в мире.
«Музейное настоящее» — лишь одна из культурных метаморфоз, произошедших с промзонами. Большинство же славится не постоянными экспозициями, а бурной культурной жизнью в самых различных жанрах, от меняющих друг друга выставок до сиюмоментных арт-перформансов. Самый большой по площади и по значимости культурный центр Финляндии, Kaapeli, расположен на территории бывшего кабельного завода.
Завод занимает 53 тысячи квадратных метров. Строительство фабрики осуществлялось в несколько этапов, с 1939 по 1954 год, в итоге завод стал самым большим зданием в стране. Культурное пространство, пришедшее на смену заводскому прошлому, объединило три музея, 13 галерей, танцевальную и художественную студии. Здесь проводятся рок-концерты, фестивали, ярмарки. Ежегодно «Кабельный завод» посещают более 200 тысяч человек.
Еще один пример — культурная фабрика Korjaamo, расположенная на территории старого хельсинского трамвайного депо. Помимо галерей, театральных и концертных залов, здесь расположен и музей трамваев. После открытия второго здания трамвайного гаража в июне 2008-го Korjaamo стала оспаривать у Kaapeli титул самого большого культурного центра в Финляндии. Ежегодно здесь проводится международный фестиваль STAGE, собирающий лучшие современные театры со всего мира.
Несколько другой подход к освоению промышленных зданий в Стокгольме: здесь нет громадных промзон, используемых в культурном контексте, объекты скорее «точечные». Стокгольмский музей фотографии Fotografiska, открывшийся в мае 2010 года, занимает здание бывшей таможни площадью всего 5000 квадратных метров, половину площади занимает выставочное пространство. Здание в стиле арт-нуво было построено в 1906 году и является памятником истории и культуры. При его реконструкции полностью сохранены кирпичные стены. Проект осуществлялся совместно с муниципалитетом Стокгольма, который выделил на реставрацию здания и создание музея 250 миллионов крон. Сейчас, помимо выставочного пространства, где ежегодно проходят четыре основные выставки и 15-20 небольших, в музее работают кафе, бар, конференц-зал, музейный магазин.
Еще один стокгольмский пример — Färgfabriken, лаборатория современного искусства, расположенная в здании бывшей фабрики красок 1899 года постройки. Как культурное пространство Färgfabriken существует с 1995 года — несет в массы посредством выставочной и семинарской деятельности новые представления об архитектуре, дизайне и развитии городской среды.
Пример еще одного преображения — культурный центр Барселоны, Caixa Forum, который устроился в бывшей ткацкой фабрике. От своих «северных братьев» здание отличается причудливым дизайном — с башенками, флюгерами, большими окнами. Творение каталонского архитектора Жозепа Пуч-и-Кадафалька (Josep Puig i Cadafalch) было завершено в 1911 году, а уже в 1919-м фабрика была закрыта, здание простояло пустым и заброшенным до 1940 года. Затем, в течение 20 лет, в нем располагался полицейский участок. В 1963-м здание приглянулось барселонскому сбербанку La Caixa, который его и выкупил. В 1976 году здание получило статус памятника истории, и в 2002-м здесь открылся центр современного искусства Caixa Forum. Выставочная площадь Caixa Forum — 3000 «квадратов».
Найти его легко, он расположен рядом с самой оживленной трассой России – дороге на Юг. Фоторепортаж для «Российского туризма» от автора канала «От века к веку» Олега Злобина