USD:
EUR:

Подлить масла в гармонь

Брендом древнего городка Елец в Липецкой области, помимо его архитектурных памятников и знаменитого Елецкого кружева, является рояльная гармошка

Текст: Наталия Судец
Фото: Наталия Судец

Подлить масла в гармонь

Брендом древнего городка Елец в Липецкой области, помимо его архитектурных памятников и знаменитого Елецкого кружева, является рояльная гармошка. Она появилась в Ельце в середине прошлого века и звучала во всех городах и селах Орловской губернии.

Через приоткрытое окно старинного здания из красного кирпича доносятся мелодичные звуки гармошки, бодрые, веселые, зазывные. Как на колхозных ярмарках в советское время. Открываем дверь и через затененный коридор попадаем в просторный зал елецкого «Музея народных ремесел и промыслов». В углу, в окружении многочисленных гармошек на табуретке сидит молодой человек лет двадцати пяти и, не замечая нас, продолжает наигрывать мелодию военных лет.

«Знакомьтесь, — раздается голос директора музея за нашей спиной. — Наша елецкая знаменитость и гордость, Константин Матюхин».

Фото: Наталия Судец/Strana.ru. Strana.RuФото: Наталия Судец/Strana.ru

Елецкая гармонь была внесена в каталог ЮНЕСКО как прообраз итальянских аккордеонов. Сегодня этот музыкальный инструмент нигде не собирают. На нем даже не учат играть. А ведь гармоники в каждом регионе России свои, и они настолько отличаются друг от друга по конструкции и строю, что умея играть, например, на вологодской, тот же репертуар не сыграешь на саратовской. В начале ХХ века мастерство игры на елецкой гармошке, как и она сама, чуть не кануло в Лету, если бы не одна скромная елецкая семья.

Матюхиных в Ельце знает каждый от млада до велика. Дед Кости — Афанасий Иванович Матюхин — был самым известным в губернии гармонистом. Играть научился от отца-кузнеца и намного превзошел его в мастерстве. Он освоил все виды гармоней и виртуозно играл на любой. Без Афанасия не обходился ни один праздник или концерт в городе. Говорят, когда Афоня играл частушки, зрителей срывало с мест, а ноги сами пускались в пляс.

Хорошему музыканту — хороший инструмент. Потому и несли Афанасию гармошки со всей округи. Кто-то отдавал свою, что-то приносили родственники умерших мастеров, мол, тебе нужнее будет. Потихоньку собиралась коллекция раритетов, которые Афанасий реставрировал, давая гармошкам вторую жизнь.

Семья Матюхиных оказалась на редкость талантливой. Внук Афанасия Илья играл на гармошке с детства, его брат Костя закончил музыкальную школу, а в 2011 году Гнесинское училище по классу баян и вернулся в родной Елец, продолжать дело деда, которого не стало в 2007 году. Вместе с отцом Николаем и братом Костя решили открыть в городе мастерскую по изготовлению и ремонту рояльных гармошек и возродить древнее ремесло.

Фото: Наталия Судец/Strana.ru. Strana.RuФото: Наталия Судец/Strana.ru

Сначала Матюхины ютились в гараже Ильи, куда со всей округи свозили найденные запчасти, материалы и инструменты. Здесь же придумывали приспособления для ручного ремонта. Год назад власти города решили поддержать возрождение древнего промысла и выделили семье помещение во дворе музея народных ремесел. Вместо маленького гаража — две просторные светлые комнаты под мастерскую и два подсобных помещения, где разместились лакокрасочный и сушильный цех. Работа закипела.

«Тут еще толком не оборудовано, — смущается Костя. — Осваиваемся. Верстаки сами делали. Станки покупали за свои деньги».

На верстаке разложены старые деревянные деки, пластиковые заготовки для клавиш, металлические планки для будущих «языков». Такой, казалось бы, простой музыкальный инструмент, как гармошка, в разобранном виде оказывается довольно сложным механизмом. Нажимаешь одну ноту — звучит 3 голоса. А вот как они будут звучать, ладно или наперекосяк, зависит от того, как собрана гармонь.

«Гармошка — язычковый инструмент, — рассказывает Костя. — Меха подают воздух на металлические планки с наклепанными на них язычками и те колеблются под действием струи воздуха, рождая звук. Толщина язычков влияет прежде всего на чувствительность голоса. Если язычок делать сильно толстым, то он будет плохим на ответ. А он должен быть таким, что только начинаешь тянуть, а он уже отвечает. Гармошки с такими язычками ценятся. Хуже, если звук из гармошки надо выдавливать».

Фото: Наталия Судец/Strana.ru. Strana.RuФото: Наталия Судец/Strana.ru

Нужная частота звучания гармони достигается размером язычка. Для язычков Матюхины покупают специальную голосовую сталь. За образец взяли хорошо звучащую гармошку и под нее подгоняют все параметры с учетом ГОСТов. Меха делают из электрокартона толщиной 0,5–0,6 см. Если раньше края мехов делались из дермантина, то теперь из специального синтетического метериала итальянского производства. В России такой не производится, приходится закупать. С остальными деталями проще. Корпус, как правило, делается из сосны. Внутренние перегородки из березы.

«Семья наша вся музыкальная, но при этом все умели работать руками, — рассказывает Костя. — Делать гармошки оказалось не менее интересно, чем играть на них. Сейчас я занимаюсь больше реставрацией, поскольку делать инструмент с нуля получается очень хлопотно, две недели надо не вылезать из мастерской. Каждый голосок нужно клепать, нужно вырезать. Поэтому на фабрике мне посоветовали покупать готовые блоки. Пусть чуть подороже выйдет, но зато быстро. Все остальные запчасти делаем вручную».

Самые ходовые, востребованные в народе, гармошки — диатонические с правой клавиатурой от 15 до 17 звуков. Все остальное — экзотика, встречается гораздо реже. Да они и тяжелее — на свадьбах не поиграешь, по улице не пройдешься. Настройкой уже готовых инструментов Костя занимается дома, в мастерской для этого прохладно. Но вся работа ведется в свободное от основной работы время. А работает он в детской музыкальной школе Ельца, учит детишек игре на баяне и гармошке. Для детей такой педагог — просто находка. Талантливый, молодой, увлеченный сам и малышей увлечь может. А ведь Костя не просто музыкант, он лауреат международных конкурсов. Удивительно, что после учебы в Москве и выступлений в Европе, когда перед ним были открыты двери престижных музыкальных заведений, он вернулся в Елец и поступил в аспирантуру Елецкого Университета имени Ивана Алексеевича Бунина.

Фото: Наталия Судец/Strana.ru. Strana.RuФото: Наталия Судец/Strana.ru

«Я не остался в Москве, потому что меня всегда тянуло сюда. Мне нравится жить в небольшом городе, тем более у меня есть здесь любимые занятия, — делится Костя. — Иногда выступаю сольно, но сейчас пытаюсь собрать и развивать музыкальную группу. Она называется „Апрель“. Состав: гитара, фортепиано, ударные, баян, скрипка, контрабас и вокал. Пока у нас нет скрипки — тут с ними трудновато, но рано или поздно найдем. Мы же играем не только народную музыку, а широкий репертуар. У нас уже есть несколько записей».

Пока мы осматриваем мастерскую, к Косте то и дело заходят люди. Кто-то принес гармонь на реставрацию, кто-то просто сказать спасибо за последний концерт. Выходной день, а работа не прекращается. И это вместо того, чтобы готовиться к свадьбе, которая у Кости на носу. Как только невеста терпит?

«Понимает!» — улыбается Костя.

В 2014 году Елецкая гармошка 1923 года работы знаменитого мастера Ивана Черных, основателя музыкальной артели, отреставрированная Матюхиными, выступила на зимней Олимпиаде в Сочи, показав всему миру еще одну сторону многоликой российской культуры. Так что крохотный городок Елец в Липецкой области может гордиться своими земляками. Искусство Матюхина не ушло в историю и оно ценно, как и любой промысел.

Фото: Наталия Судец/Strana.ru. Strana.Ru

Источник: strana.ru

Также в рубрике
Первый музей в мерзлотнике начал работать в поселке Тазовский Ямало-Ненецкого автономного округа
 0