Священники «воюют» за мир
Петербургский священник Николай Савченко был назван прихожанами фашистом и бандеровцем за то, что проповедовал мир с Украиной
Петербургский священник Николай Савченко был назван прихожанами фашистом и бандеровцем за то, что проповедовал мир с Украиной. Гнев патриотически настроенных прихожан и коллег батюшки по клиру был таким сильным, что епархии пришлось переводить его на новое место службы. Сторонники священника из числа прихожан, узнавшие новость из соцсетей, восприняли это как наказание для себя: говорят, что без отца Николая ноги их в храме не будет. В запутанной околоцерковной истории разбиралась "Фонтанка".
Ещё неделю назад отец Николай Савченко служил в храме Преображения Господня в Лесном, это на улице Орбели. Он не совсем обычный священник: выпускник Политеха, по образованию – программист, в будни зарабатывает основной профессией, а по выходным проводит службы в церкви, исповедует и причащает. Ему сорок лет и у него пятеро детей. Но по вечерам и по ночам, после работы, он ходит по домам к немощным, которые сами не в силах прийти в храм. Будь это сказано о ком-то другом, можно было бы сказать "на общественных началах", потому что за эту работу батюшка денег не берёт. Для отца Николая его прихожане находят другие слова.
– Отца Николая в нашем храме обожали все прихожане, он у нас был любимейшим священником, – говорит прихожанка Наталья Старовойтова. – Совершенно безотказный. Часть работы священника – ходить по домам, причащать болящих, есть ещё освящение квартир, автомобилей. В отличие от остального клира, он за такие требы не брал денег. На исповедь к нему всегда стояли хвосты.
"Поверх футболок надеваем латы"
Наталья считает, что первой точкой в конфликте отца Николая с прихожанами и коллегами стала проповедь, произнесённая им во время Великого поста. Для верующих скажем – в неделю Торжества Православия. Для неверующих – вскоре после того, как Совет Федерации дал президенту разрешение на ввод войск на Украину.
– Так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими! – объявил отец Николай с амвона во время проповеди.
У других священников в Лесном цитата из Священного писания вызвала сильные эмоции. К этому времени они вместе с большой группой прихожан уже вели войну за мир. Тогда – в Интернете. Её начало прослеживается от 2 марта. Как говорит другая прихожанка, Светлана Ставнийчук, в группе храма в соцсети началось что-то невообразимое.
– Вдруг в нашей группе в сети пошли какие-то политизированные сообщения, – вспоминает она. – Раньше никогда такого не было. А тут пошли просто агитки – такая односторонняя пропаганда. Её повёл один из священников. Причём до этого был хороший, добрый батюшка, а тут как что-то нашло на него.
Её рассказ подтверждают записи упомянутого священника в соцсети. Там он, например, цитирует поэтическое произведение ("Друзья написали", – так он его представляет): "Поверх футболок надеваем латы. Священная славянская война, И мы славянской армии – солдаты… Сомкнём притоки Волги и Днепра… Мы сделаем из Запада калеку...".
Отец Николай, со своей стороны, призывал к миролюбию и терпимости. "Довольно вражды. Давайте примиряться. Давайте увидим Януковича за одним столом с оппозиционерами, жмущими друг другу руки", – писал он. И увещевал собеседников, что церковная группа, пусть бы и в Интернете, – не место для политических баталий.
– С ним спорили, иногда довольно грубо, – говорит Светлана. – Мы писали комментарии – просили это прекратить, но наши комментарии и нескольких часов не оставались, их сразу удаляли модераторы.
"Не ходите и не начинайте войны"
В первое воскресенье после 2 марта отец Николай произнёс ту самую проповедь – "Не ходите и не начинайте войны с братьями вашими".
– Когда начались события на Украине, у меня сложилось глубоко прочувствованное убеждение, что можно было решить дело миром, – объясняет он свой порыв. – Я не мог поверить, и до сих пор не могу, что нельзя было всё это сделать миром. В день Торжества Православия я под впечатлением этих событий сказал с амвона проповедь, в которой, признаю, не удержался от оценок. Я старался подойти со стороны нравственной: как же так могло случиться, что две крупнейшие православные страны чуть ли не воюют друг с другом, это позор для всех нас! Мы тем самым свидетельствуем перед всем миром не о красоте православия, не о нашей духовной культуре, а о наших страстях, о нашей взаимной озлобленности, ненависти.
"Когда происходят потрясения общественные, то что надо делать? Как правильно и по-христиански относиться к смутам и народным волнениям? – говорил он с амвона. – Надо их умиротворять. Надо прилагать все усилия, чтобы быть миротворцами, ибо они блаженны по заповедям Спасителя. Так ли мы все поступаем?.. Два крупнейших православных государства и два православных народа собираются воевать и почти готовы проливать кровь. Мыслимо ли это? Как такое возможно?.. Есть время одуматься… Надо услышать друг друга. Увидеть братьев друг в друге…".
– Конечно, священник не имеет права говорить проповеди на политические темы, – признаёт сегодня Николай Савченко. – Но священник имеет право говорить на миротворческие темы. Миротворчество – не есть политика.
Но для его коллег-пастырей вместе с большой долей прихожан миротворчество, судя по реакции, оказалось штукой похуже, чем любая политика. Безответственная, прямо скажем – непатриотичная позиция священника привела их в неистовство. Борьба с миролюбцем уже не помещалась в Интернете, она оттуда выплеснулась.
Сначала ему просто на улице кидали в спину обвинения: фашист, бандеровец. И американский шпион. На беду, он действительно с юности в совершенстве владеет английским. И, что ещё хуже, в анамнезе у батюшки имеются 2 года службы настоятелем православного храма в Лондоне. Одним словом, как есть – шпион.
Потом случилось нечто совсем из ряда вон выходящее.
– Во время литургии прямо в алтаре один из алтарников назвал отца Николая служителем сатаны, – рассказывает Светлана Ставнийчук. – Это уму непостижимо – во время литургии! Ну а то, что алтарник позволяет себе такое в отношении священника, – это уже просто за гранью. Но другие священники его не остановили.
Даже по мирским канонам, не то что по церковным, поступок алтарника был вопиющим нарушением субординации, за которое его должны были погнать с места взашей. Вместо этого тот самый батюшка, что в соцсети звал надевать латы и смыкать притоки, подвёл под его поступок идеологическую платформу: дескать, сатана переводится как клеветник, вроде как это произнести в алтаре в адрес священнослужителя – не очень страшно.
В монастырь
Наконец, эти внутри- и околоцерковные выяснения отношений закономерно дошли до открытой агрессии: как-то на улице прихожанин догнал отца Николая, схватил за грудки и попытался ударить оземь. Всё с теми же криками: фашист, бандеровец, шпион.
– Нет-нет, ничего страшного не произошло, – торопливо добавляет высокий сухопарый священник.
На этом фоне отец Николай и его единомышленники совершили прямо-таки непростительную оплошность. В праздник Первомая они тоже, как и другие демонстранты, пришли на Невский проспект. Священник говорит, что хотел ещё раз показать, что он – против войны.
– Мы вышли на Невский в той части, где это разрешено было делать, – рассказывает он сам. – Мотив был тот же – слова Священного писания "не идите и не начинайте войны с братьями вашими". Вот и всё, что я хотел сказать. Там были и сталинисты, и троцкисты, и сторонники Донецкой республики, и либералы, но мы ни к кому не присоединялись, стояли сами по себе. Просто я держал в руке маленький флажок Украины.
"Маленький флажок" вместе с державшим его священником попал на фотографии с первомайской демонстрации. И был выложен в Сети.
– Это вызвало новый взрыв негодования: мне говорили, что тем самым я выступил на стороне врагов России, – продолжает отец Николай. – Что я оправдал бандеровцев, фашизм и Гитлера. Мне пришлось оправдываться и объяснять, что трезубец на флаге Украины – это, на самом деле, герб рода Рюриковичей, то есть наш общий символ. И это не политический флаг, а флаг дружественного нам государства.
Он знает, что не имел права, будучи священником, участвовать в политической акции. И хотя свой поступок тогда не рассматривал как политический, сегодня в нём раскаивается.
– Я ни в коем случае не хочу сказать, что мой поступок был правильным, – говорит он. – Поэтому я попросил прощения у тех, кого мог как-то смутить.
Но "смущённых" уже было не остановить. В епархию, как говорят прихожане храма, посыпались жалобы на неблагонадёжного священника. Которого за профашистские, пробандеровские и проамериканские рассуждения, выраженные цитатой из Священного писания, надо лишить сана. По другим данным, об этом ходатайствовал настоятель храма отец Михаил Груздев.
Сам настоятель по этому поводу написал в соцсети (орфография и пунктуация оригинала сохранены. – Прим. "Фонтанки"): "Его просто просили, несколько раз просили, не надо вместе со своими политическими взглядами пиарить свой иереский сан и имя храма. Просили, если идешь на демонстрацию не надо одевать рясу и крест, потому что многие будут воспринимать это, не как его частное мнение, а как мнение всей Церкви. Если хирург пошол на демонстрацию с флажком, он же не пойдёт в белом халате, а если даже и оденет его, то наврятле его мнение будет восприниматься как мнение министерства здравохранения, чего не скажешь про священника".
На прошлой неделе в Санкт-Петербургской епархии было принято решение перевести отца Николая Савченко на другое место службы. Его прихожане узнали об этом из сообщения в соцсети. Причём текст был пронизан злорадством: дескать, вон как вашего бандеровца наказали-то!
Новым местом службы отца Николая стала Троице-Сергиева пустынь в Стрельне. Это мужской монастырь, где священник, работающий по основной специальности в будни, обязан будет жить по субботам и воскресеньям. Сам он воспринял это спокойно.
– Я расцениваю это вполне положительно, – говорит он. – Меня направили в монастырь, чтобы я там некоторое время пожил и отдалился от дискуссий, споров, разного рода ажиотажей. Я прекрасно понимаю, что на епархию оказывалось достаточно сильное давление, чтобы я был больно наказан. Поэтому данный исход показывает, что епархия выдержала давление и поступила по канонам.
Епархия
В епархии "Фонтанке" объяснили: перевод отца Николая на новое место – не наказание.
– Такие переводы – обычное явление в жизни священника, – объяснил "Фонтанке" глава пресс-службы Санкт-Петербургской митрополии отец Алексей Волочков. – Никаким наказаниям отец Николай не был подвергнут.
Одновременно в епархии признают, что конкретно этот "перевод священника на новое место служения" не был до конца "обычным явлением". По всей видимости, им пришлось, что называется, выводить из-под удара отца Николая.
– Отчасти это связано с тем, что поведение отца Николая вызвало раскол и распри в общине, где он совершал служение, – отмечает Алексей Волочков. – Ситуация в приходе сложилась непростая, общество сейчас просто кипит, бурлит, в семьях идут споры, люди ссорятся. И в храме нашлись люди, я не берусь оценить – большинство это или нет, но они были очень расстроены проповедью отца Николая. Поэтому, чтобы не было негатива к нему, чтобы у людей не возникло отрицание его как священника, он был переведён на новое место служения.
В переводе на новое место нет наказания, повторил глава пресс-службы, но есть, добавил он, "элемент наставления достаточно молодому священнику", который, "покуда на нём ряса и крест", должен "оставаться в стороне от дебатов, которые раскалывают наше общество".
Но вот прихожане отца Николая теперь не знают, куда ходить, как они говорят, окормляться. В храм в Лесном к батюшкам, готовым съесть собрата за проповедь мира, их как-то не тянет.
Источник: fontanka.ru
Тишина на площадке, камера, мотор!