Из «Ленфильма» - в суд
Киностудия «Ленфильм» намерена предъявить судебный иск Госфильмофонду РФ, чтобы получить права на свои ленты, произведенные до распада СССР, то есть до 1991 года включительно.
Права ради возрождения
Как рассказал «Известиям» гендиректор «Ленфильма» Эдуард Пичугин, сегодня существует «вопиющая несправедливость», когда выручку с продажи прав на ленты всех киностудий России, за исключением «Мосфильма» и «Союзмультфильма», получает Госфильмофонд.
Пичугин утверждает, что доходы в виде обеспечения от прав – а случае с правами на коллекцию «Ленфильма» речь идет о сотнях миллионов рублей ежегодной выручки – помогли бы возродить студию.
Дирекция уже предложила запустить телевидение «Ленфильма» — по словам Эдуарда Пичугина, «непрерывное создание телеконтента обеспечит занятость специалистов и создаст базу для их практики». Формировать сетку вещания предполагается из кинофильмов, созданных за все годы существования студии. Сегодня для запуска вещания осталось решить только вопрос передачи прав.
По словам Пичугина, на данный момент у студии нет никакого понимания, каким образом Госфильмофонд использует права на продукцию «Ленфильма».
— До сих пор я не видел ни одного отчета, — заявил гендиректор. — Есть опасение, что даже когда суд примет решение в нашу пользу, окажется что все права на коллекцию проданы за рубеж на столетие вперед.
В 2003 году на основании указа президента № 389 от 4 апреля 2001 года («О реорганизации федеральных государственных киностудий») Санкт-Петербургская государственная киностудия «Ленфильм» была подготовлена к реорганизации в открытое акционерное общество.
Поскольку частная компания (хотя 100% ее акций и принадлежат государству) по закону не имеет права владеть фондами, они были отделены от студии в специально созданное ФГУП «Фильмофонд киностудии «Ленфильм». Позднее предприятие было упразднено, а коллекция перешла к ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция», а еще позже стала собственностью Госфильмофонда РФ.
Шансов на победу нет
Директор Госфильмофонда Николай Бородачев считает, что подавать судебный иск — «законное право «Ленфильма», однако шансов на победу студия не имеет.
— Госфильмофонд — это государственная организация, мы не можем перечислять деньги из чувства справедливости, это противозаконно. При всем желании помочь «Ленфильму» ОАО и ФГУП — это два разных вида собственности. Когда 10 лет назад российские студии акционировали, все директора подписались под этим документом. Почему сегодня пошел обратный процесс? Сегодня задача студий — делать кинофильмы, а наша — хранить фонды, — пояснил Бородачев «Известиям».
Опасения Эдуарда Пичугина относительно продажи прав «в долгую» соответствуют действительности. По словам директора Госфильмофонда, руководство упраздненной «Объединенной государственной киноколлекции» продало различным телекомпаниям почти все права на продукцию студий вплоть до 2022 года. Оставшаяся выручка, которая поступает в Госфильмофонд за счет продажи прав, по словам главы ведомства, недостаточна для возрождения «Ленфильма».
— Владимир Путин в свое время назвал эту компанию («Объединенную государственную киноколлекцию». — «Известия») «Рога и копыта». Там действительно было непонятно, куда уходят деньги. Но договоры, которые составляли ее юристы, действуют до сих пор — не только по поводу «Ленфильма», но и по поводу всех акционированных киностудий. Со дня передачи коллекций Госфильмофонду я не заключил ни одного договора, всё уже подписано предыдущими владельцами, — рассказал Николай Бородачев.
По словам чиновника, незначительные средства, которые поступают в Госфильмофонд за счет продажи прав, используются организацией для популяризации отечественного кино в России и за границей.
Генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров считает, что у «Ленфильма» «нет никаких шансов в суде».
— Для этого нужно отменять указ президента, а не идти в суд,— удивился вопросу «Известий» глава «Мосфильма». — Нужно обратиться напрямую к Владимиру Путину, и если он сочтет ситуацию изменившейся, наверное, он сможет отменить свой указ.
По словам Карена Шахназарова, «Мосфильму», которому государство никогда, в отличие от «Ленфильма», не давало кредитов, действительно помогла сохраненная в собственности коллекция, но только поначалу.
— Когда я приступил к работе на посту директора, прибыль от коллекции «Мосфильма» составляла порядка 80% доходов — это было хорошее подспорье, за счет которого мы провели масштабную реконструкцию. Сегодня выручка от продажи прав составляет порядка 20% от доходов — это хорошая, но не принципиальная сумма, — рассказал глава «Мосфильма», добавив, что коллекция «Ленфильма» с рыночной точки зрения имеет меньший потенциал.
Последуют примеру
Продажу коллекций «Ленфильма» на десятилетия вперед глава «Мосфильма» назвал «хорошей формой подпольных заработков» и выразил надежду на то, что в «этой темной истории» когда-нибудь разберутся. Карен Шахназаров также заявил, что его студия никогда не продавала права на свои фильмы более чем на два показа в год.
Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный», специалист по арбитражу Константин Трапаидзе также считает, что у «Ленфильма» нет шансов в суде.
— Не имеет значения то, что ОАО «Киностудия «Ленфильм» сегодня целиком принадлежит государству — завтра ее может выкупить частное лицо, и закон о невладении фондами будет нарушен. Скорее всего, по итогам судебного процесса всё остается так, как есть, — полагает юрист.
По его мнению, единственная возможность для «Ленфильма» получить право распоряжаться выручкой от продажи прав на фильмы собственной коллекции — снова стать государственным учреждением.
Однако Эдуард Пичугин рассматривает этот вариант в последнюю очередь.
— Я предлагал сделать «Ленфильм» государственным с самого начала — с тех пор, как возглавил студию. Но со временем понял, что правительство не пойдет на это, — заявил глава «Ленфильма».
Гендиректор студии надеется, что примеру «Ленфильма», заявившего о правах на свою коллекцию, последуют другие студии, которые были переведены в частную форму собственности и чьими коллекциями сегодня распоряжается Госфильмофонд.