Сказка без консервантов. Рецензия на фильм «Щелкунчик и четыре королевства»
В начале декабря на экранах появилась новое прочтение известной истории от Disney. Только это не совсем то, что может ожидать массовый зритель.
Экранизировать произведение Эрнста Теодора Гофмана кинематографисты пытались не один раз. Последней громкой попыткой стал «Щелкунчик и Крысиный король» – авторское полотно Андрея Кончаловского с молодой Эль Фаннинг и аллюзиями на Холокост, громко провалившееся в мировом прокате.
У студии Disney на знакомую историю оказались другие планы. Свою версию «Щелкунчика» на «фабрике грез» уже выпускали в 1993 году. Главного персонажа тогда сыграл Маколей Калкин.
В чем причины появления новой версии кино? Фильм попал под «каток» адаптаций от Disney для нового времени. В одном ряду оказались такие классические мультфильмы, как «Дамбо», «Алладин», «Король лев» и многие другие. Учитывая уже представленные «Красавицу и чудовище» и «Книгу джунглей», упор в таких картинах делается на качественную компьютерную графику и политкорректность при выборе актеров. Так, в повествование детской истории ненавязчиво вводятся темнокожие актеры и персонажи нетрадиционной ориентации. Или же, как в случае с «Щелкунчиком», повышенное внимание уделяется женским персонажам.
Чего у фильма не отобрать, так это бессмертную музыку Петра Ильича Чайковского. Однако рождественской атмосферы она не создает, ведь с первых минут фильма мы погружаемся в грусть и тоску героев. Семейство из отца, двух дочерей и маленького сына грустит об умершей матери. Это портит отношения главной героини Клары (Маккензи Фой) и ее отца, что рушит все предвкушение праздника. Бал уже не такой радостный и изящный. Кларе не до танцев, она пытается разгадать загадку, которую ей оставила мама. Юной героине необходимо найти ключ от красивой шкатулки в виде яйца.
За разгадкой Клара отправляется к Дроссельмейеру, ведь именно он – автор загадочной шкатулки. Образ мастера-волшебника воплощает Морган Фриман. Оставим за кадром несоответствие фамилии и образа: из-за внешности актера его герой получился несколько зловещим. Дроссельмейер не дает прямого ответа Кларе, а отправляет ее в рискованное путешествие.
Клара попадает в волшебный мир, почти как Алиса в стране чудес. Только та следовала за кроликом, а Клара – за мышью. Героиня находит волшебную страну в полном упадке и, конечно, только она может ее спасти. Там нареченная принцесса и встречает Щелкунчика – обычного гвардейца, ничем не отличающегося от других. Его роль исполняет Джайден Фовора-Найт.
Фото: WDSSPR
Единственный щелкунчик в королевстве по фамилии Хоффман (отсылка с фамилии автора литературного «Щелкунчика», вот как!) выступает лишь как помощник Клары, всюду следуя за ней. Он совершенно не главный герой, на романтическую связь с принцессой даются лишь намеки. Несмотря на это, название фильма нас хочет убедить в обратном.
Зрителям представили четыре красочных королевства. Ими правят регенты, все как на подбор. Королевство Цветов возглавил Боярышник (российский зритель невольно поежится), королевство Сладостей – Сахарная Слива (необычная Кира Найтли), королевство Снежинок – Озноб, а королевство Развлечений – матушка Имбирь (Хелен Миррен). Как раз последняя и поссорилась со своими друзьями и была изгнана из общего замка, а ее королевство называли Четвертым. И жили все в холоде, без развлечений, в замке со сладостями и боярышником.
Как раз у злой матушки Имбирь и был нужный Кларе ключ. К тому же, нужен он оказался еще и Сливе, чтобы завести изобретенный Мари Штальбаум механизм превращения игрушек в живых людей якобы для спасения всего королевства.
Бесстрашная Клара с легкостью раздобыла ключ из Четвертого королевства. Не получив ответы на свои вопросы, Клара устремилась спасти творение своей матери. Но Слива оказалась с косточкой. «Мальчики в форме и с оружием меня так будоражат», - восклицает она, оживляя солдатиков.
Впечатление от фильма «Щелкунчик и Четыре королевства» можно описать как «сахарное». Не стоит забывать, что от такого количества «сладкого» у детей обычно появляются проблемы.
Знатоки и ценители старины традиционно собираются во дворе Музея Москвы в последнее воскресенье месяца.