USD:
EUR:

Музеи против посетителей

Как страдают музейные экспонаты от селфи-палок

Музеи против посетителей

Простое желание фотографироваться на фоне понравившейся картины или инсталляции теперь приносит сотрудникам музеев и галерей большие проблемы. Люди настолько фокусируются на своем гаджете, что зачастую просто калечат экспонаты из-за своей невнимательности. Такой случай произошел в начале этого года в музее Хиршхорн, расположенном в Вашингтоне. Во время посещения выставки японской художницы Яеи Кусамы «Вечная любовь, которую я испытываю к тыквам» один из посетителей разрушил инсталляцию. Увлекшись смартфоном, он сломал одну из стеклянных тыкв. Выставка была открыта совсем недавно, а из-за инцидента ее пришлось временно приостановить на ремонтные работы.

Сейчас музеи больше всего обеспокоены двумя типами потерь, которые возникают в результате использования сотовых телефонов.

В первом случае посетитель обычно делает селфи на фоне предмета искусства, во втором он, уткнувшись в телефон, не замечает инсталляцию.

В обоих случаях невнимание посетителей наносит серьезный ущерб ценным произведениям музея.

Главной же проблемой музеев остаются селфи на фоне экспонатов. Интерес пользователей социальных сетей к публикациям фотографий из мест, где удалось побывать, принес музеям настолько серьезные потери, что на проблему обратили внимание даже СМИ. В основном это связано с порчей произведений искусства, которые относятся к категории бесценных.

Так, в Национальном музее старинного искусства в Лиссабоне турист из Бразилии пытался сделать селфи на фоне статуи архангела Михаила. Посетитель стал спиной к экспонату и, стремясь подобрать более удачный ракурс, сделал шаг назад. В результате он задел скульптуру, которая тут же упала и разбилась. По словам сотрудников музея, скульптуру XVIII века восстановить не получится.

Случай, увы, совсем не уникальный. В одном из европейских музеев, также от рук фотолюбителя, пострадала статуя португальского короля XVI века Себастьяна I. По словам очевидцев, скульптура находилась в нише на стороне церкви, кто-то из посетителей поднялся, чтобы сделать селфи, и в результате сбил всю скульптуру. Несмотря на то что предъявить иск посетителю было бы вполне логично, музей не стал требовать возмещения ущерба. Кстати, это вполне распространенная практика: выставочные пространства стараются сохранить свою репутацию и редко сообщают о поврежденных элементах, поэтому в СМИ попадают лишь из ряда вон выходящие случаи.

Так, в июле этого года на выставке работ гонконгского художника Саймона Берча в Лос-Анджелесе одна из посетительниц принесла музею ущерб $200 тыс. Женщина захотела сделать селфи на фоне экспонатов. Она присела рядом с инсталляцией, однако не смогла удержать равновесие и упала на один из объектов. В результате на нее свалилось около 10 предметов искусства. По словам работников музея, три арт-объекта оказались повреждены безвозвратно.

Некоторые музеи и вовсе решают ввести запрет на селфи.

Например, нью-йоркский Метрополитен-музей запретил посетителям делать селфи и даже снимать панораму. Инициативу поддержали и Национальная галерея искусства в Вашингтоне, и Музей изобразительного искусства в Хьюстоне. После этого запрет на селфи и специализированные палки для них ввела и Национальная галерея в Лондоне. Тем не менее пользоваться в галерее штативами разрешено.

Главным инструментом в борьбе с любителями селфи становятся музейные охранники. Они бдительно наблюдают за действиями посетителей. Однако отследить всех, учитывая количество желающих посмотреть популярные арт-объекты, зачастую становится просто невозможно. Риск для произведений искусства возрастает по мере увеличения толпы посетителей, которая затрудняет контроль над ситуацией. Музеи хотят обеспечить одновременно и доступность художественных работ, и их безопасность. Часть музеев идут на уловки и решаются нарисовать на полу барьерные линии, установить стойки или платформы, окружающие искусство или скульптуры. В случае с селфи такая практика становится достаточно эффективной. Однако не исключает опасность для тех людей, которые уходят с головой в смартфон и не обращают внимание на все вокруг.

gazeta.ru

 

Также в рубрике

InArt подсчитал объем рынка российского современного искусства— за период с июня 2016 года по май 2017 года он составил €20,3 млн

 0