USD: 92.5919
EUR: 100.2704

7 картин из жизни "Принцессы русского модерна"

7 картин из жизни "Принцессы русского модерна"

Третьяковская галерея подготовила для своих посетителей новый «блокбастер» — ретроспективу работ Зинаиды Серебряковой. С 5 апреля по 30 июля посетители музея смогут увидеть более 200 картин и рисунков, охватывающих все периоды творчества одной из главных женщин русского искусства. 

АиФ.ru рассказывает о знаменитых полотнах «принцессы русского модерна», по которым можно изучить её яркую и сложную жизнь.

«За туалетом», 1909 год

В 1910 году автопортрет Серебряковой «За туалетом» стал главным событием весенней выставки Союза русских художников в Петербурге. Интересно, что удивил он не только обычных зрителей, но и родного дядю Серебряковой, знаменитого художника Александра Бенуа. Прямо на выставке картину «За туалетом» приобрела Третьяковская галерея, а завистники ещё долго судачили, почему Третьяковка отдала предпочтение автопортрету 25-летней художницы, а не работам прославленных мастеров.

Сама же Серебрякова к своей знаменитой картине относилась с несправедливой лёгкостью, много лет спустя вспоминая: «Думаю, что „За туалетом“ я рисовала недолго — так как в молодости я рисовала очень быстро». Создавала она её в небольшом семейном имении Нескучное, даже не думая о возможном успехе. Как рассказывала Серебрякова, зима в тот год пришла рано, и большую часть времени ей пришлось проводить в доме, где от нечего делать она начала рисовать свой портрет.

«За туалетом», 1909 год. Фото: Public Domain

«За завтраком», 1914 год

Попасть в творческую элиту Серебряковой не составило бы труда — в её семье были знаменитые художники, архитекторы, скульпторы. Однако талантливая и независимая художница не хотела спекулировать на громких именах своих предков и взяла фамилию мужа — железнодорожного инженера Бориса Серебрякова.

Борис был двоюродным братом Зинаиды, поэтому их путь к браку оказался не прост. Церковь воспротивилась родственному союзу, но вопрос помогли решить 300 рублей, которые семья невесты вручила одному из священников. 

К счастью, союз с кузеном оказался счастливым, у супругов родились четверо здоровых и красивых детей. А в 1914 году молодая мать решила запечатлеть своих малышей за уютным обеденным столом — так появилась одна из самых знаменитых работ Серебряковой «За завтраком». У дальнего края стола в задумчивости сидит восьмилетний Женя, семилетний Шура повернулся к зрителю, а по центру расположилась Таня, которой скоро исполнится три года. Не хватает только маленькой Кати, которой в то время не было и года.

За завтраком, 1914 год.

За завтраком, 1914 год. Фото: Public Domain

«Карточный домик», 1919 год

«Карточный домик» — пожалуй, самая трагичная картина Серебряковой, сама «принцесса русского модерна» воспринимала её название как метафору к своей жизни.

Серебрякова написала «Карточный домик» всего через несколько месяцев после смерти своего любимого мужа. В это же время 35-летняя художница с осиротевшими детьми и больной матерью была вынуждена переехать в Харьков (их имение в Нескучном сожгли борцы с режимом). Безоблачного счастья в её доме больше не было никогда (через несколько лет Серебрякова иммигрировала из страны, а с двумя оставшимися на родине детьми встретилась лишь спустя 36 лет — во времена хрущёвской оттепели).

Картина 1919 года, на которой изображены дети Серебряковой, занятые игрой, ещё написана маслом, но денег на краски у Серебряковой больше не было — в ход пошли уголь и карандаш. Чтобы прокормить семью, гениальная художница устроилась в Археологический институт, где делала зарисовки находок. Но всё равно денег не хватало — семья жила впроголодь.

«Карточный домик», 1919 год.

«Карточный домик», 1919 год. Репродукция с картины

«Девочки Сильфиды», 1924 год

В поисках лучшей жизни Серебрякова решила переехать из Харькова в Петербург. Художница рассчитывала, что в культурной столице ей удастся больше заработать, но ошиблась. Коллекционеры пользовались бедственным положением вдовы и за копейки скупали её гениальные работы.

Но даже в такой тяжёлой обстановке у Серебряковой оставались силы, чтобы творить. Она отдала свою старшую дочь Татьяну на балет и часто приглашала её подруг к себе домой. Юные балерины с удовольствием надевали пачки и позировали прославленной художнице.

Балерины не случайно считаются одной из излюбленных тем «принцессы русского модерна». Она часто заглядывала за кулисы Мариинского театра, чтобы запечатлеть подготовку танцовщиц к выходу на сцену. Принято считать, что таким образом Серебрякова вступала в диалог со своим любимым живописцем Эдгаром Дега. Но в отличие от балерин французского мастера, танцовщицы Серебряковой были не абстрактными, а реальными девушками с разными характерами. 

«Девочки Сильфиды», 1924 год.

«Девочки Сильфиды», 1924 год. Репродукция с картины

«Портрет дамы в розовом с собачкой (Портрет Иды Велан)», 1926 год

Осенью 1924 года, чтобы улучшить финансовое положение, Серебрякова вновь решилась на переезд. На этот раз художница отправилась в Париж. В планах у неё было выставить свои картины, поработать над заказным декоративным панно и через год вернуться домой. Но назад её уже не впустили — Серебрякова оказалась оторвана от родины и детей. 

Свою первую выставку в Париже Серебряковой удалось организовать только в 1927 году. А так как Франция в то время была в восторге от ар-деко, классическая манера живописи русской художницы оказалась не в моде.

Художница вновь оказалась в нищете, но многие винили в этом её не умение «вести дела». Константин Сомов, неоднократно помогавший Серебряковой в Париже, рассказывал: «Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все её обижают». Сама же художница в письме жаловалась матери: «Никто не понимает, что начать без копейки безумно трудно. А время идёт, и я бьюсь всё на том же месте».

Небольшие деньги, которые ей удавалось заработать благодаря заказным портретам, Серебрякова отправляла семье, но даже они не смогли спасти её мать от голодной смерти.

«Портрет дамы в розовом с собачкой (Портрет Иды Велан)» , 1926 год.

«Портрет дамы в розовом с собачкой (Портрет Иды Велан)» , 1926 год. Репродукция с картины

«Освещённая солнцем», 1928 год

Ещё через год Серебряковой наконец повезло. Один из бельгийских предпринимателей оплатил её путешествие в Марокко в обмен на портреты своих домочадцев. Но там русскую художницу ожидали новые сложности: никто из марокканцев не хотел позировать, потому что у них было не принято делать портреты. 

Тем не менее, мир северной Африки и его жители произвели на Серебрякову фантастическое впечатление: «Меня поразило всё здесь до крайности. И костюмы самых разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать». 

Из Марокко художница привезла огромное количество картин, выставка которых имела большой успех. Но продать почти ничего не удалось — привычная ситуация для Серебряковой.

«Освещённая солнцем», 1928 год.

«Освещённая солнцем», 1928 год. Фото: РИА Новости/ Игорь Бойко

«Зинаида Серебрякова. Автопортрет», 1956 год

Лишь незадолго до смерти к Серебряковой наконец пришло международное признание, а её творчество вернулось на родину. «Принцессе русского модерна» было 80 лет, когда состоялась её первая выставка в СССР, имевшая колоссальный успех. 

Сама Серебрякова, будучи пожилой, приехать на выставку уже не смогла, зато отправила в Советский Союз свои лучшие работы периода эмиграции, некоторые из которых пролежали ненужными 30 лет. 

Уже тогда её картины стали сравнивать с Боттичелли и Ренуаром, а альбомы печатать миллионными тиражами. Сегодня же работы Серебряковой покупают не просто «за дорого»: в 2015 году картина «Спящая девочка» была продана на аукционе за рекордные для русских художников $5,8 млн.

Смотрите также: Искусство на миллион. Самые дорогие картины русских художников

 
«Зинаида Серебрякова. Автопортрет», 1956 год.
«Зинаида Серебрякова. Автопортрет», 1956 год. Репродукция с картины
 
Источник: www.aif.ru
Также в рубрике
Министерство культуры РФ расширяет действие программы по обновлению музеев
 0