USD:
EUR:

"Сельпо", "ракушка" и Диоген

Какой след оставил после себя фестиваль "Архстояние-2015"?

Фото: Сергей Болотин

"Сельпо", "ракушка" и Диоген

В этом году юбилейный, десятый, фестиваль ландшафтного искусства «Архстояние» сменил площадку. Из деревни Никола-Ленивец Калужской области он переместился в соседнюю — Звизжи. Местные жители, чуть более 200 человек, отчаянно сопротивлялись вторжению. «Натопчут, будут пить, наркотиками баловаться», — таковы были главные аргументы селян. Организаторам «Архстояния» пришлось войти в каждый дом и побеседовать со всеми индивидуально, объяснить, что такое этот фестиваль и что они собираются сделать. В конце концов, жители Звизжей сдались. Жалеть им об этом не пришлось. «Архстояние» решило на один раз переориентироваться с абстрактной ландшафтной скульптуры на градостроительство. Все арт-объекты, появившиеся в деревне, не просто украшают ее, но и приносят пользу.

Куратор фестиваля Антон Кочуркин пояснил, что «Архстояние» просто не имело права не отреагировать на скачки курса рубля в декабре прошлого года. Именно тогда и возникла идея немного переосмыслить задачи проекта. Сначала художники и архитекторы рассматривали тему убежища — в селе она могла быть отражена как нельзя лучше.

«Это слишком романтично. Не хотелось уходить в абстракцию, мы же видели, что происходит в стране. Это наш ответ кризису. Звизжи — деревня, которой не касается рука государства. Маленькое поселение в депрессивном районе Калужской области. Здесь все прозябает. Нам стало ясно, что если мы не подумаем об этом пространстве, то о нем не подумает никто. Мы хотели, чтобы эта деревенская община жила и развивалась», — объяснил Кочуркин.

В Звизжах около 60 дворов, одна автобусная остановка, три улицы, заброшенное сельпо, несколько кафе и магазинов и сельский клуб. Только один из четырех арт-объектов нынешнего «Архстояния» совершенно новый. Остальные дополняют или видоизменяют уже существующие строения.

Музей сельского труда

Художники Сергей Чобан и Агния Стерлигова возвели в картофельном поле геометрически простое архитектурное строение — колонну с горизонтальным перекрытием, похожую на водонапорную башню старого образца. Так как большинство арт-объектов на «Архстоянии» делали из дерева, они решили отступить от этой традиции. Художники облицевали башню земляной штукатуркой, хотя каркас все равно оставили деревянным. Картофель здесь не рос — его высадили как часть композиции.

«Колонна и сама выглядит как картошка, когда ее только что выкопали. Такая большая геометрическая картошка», — шутливо заметил Чобан.

Внутри башни разместился небольшой музей: Чобан и Стерлигова собрали предметы деревенского быта и повесили на стенах. Здесь колеса, лопаты, коромысла, хомуты и уздечки для лошадей, корыта, пилы и другое. Подписей нет — назначение инструментов угадывается без труда.

«Получился павильон, в котором предметы и обстановка создают некую часовню, сакральное пространство. Он может долго простоять закрытым, может, в него год и больше никто не наведается, но я считаю, что такие места все равно нужно находить», — пояснил автор.

Сельпо

Основатель «Архстояния» художник и скульптор Николай Полисский вернулся на фестиваль со скульптурой «Сельпо». Основой для арт-объекта стало заброшенное здание бывшего сельского магазина и столовой. Раньше сельпо, стоящее в центре деревни, было и центром деревенской жизни. Оно закрылось четверть века назад и постепенно разрушалось. Полисский применил к сельпо простое решение: обставил его металлическими стержнями с нанизанными на них деревянными брусками. «Шашлык», — усмехнулся художник. Оказалось, что каждый брусок в готовой скульптуре можно покрутить и подвигать. Тем не менее, в целом, композиция выглядит надежно.

Художник привлек к работе местных жителей, и скульптуру удалось создать быстро — за 20 дней. «Кто-то говорит, что через время это превратится во что-нибудь ужасное. У тебя, мол, все сожгут, все изгадят. Не превратится! Вы поймите — это же местные авторитетные ребята делают, и они этим гордятся, не позволят тут все напортить. Надо правильно с народом работать», — подчеркивает Полисский, который уже много лет живет в Николо-Ленивце, переехав туда из Москвы.

В отличие от башни в картофельном поле, у «Сельпо» Полисского нет практической пользы — это просто скульптура. Но в то же время из села исчезла заброшенная советская развалина, которую местные жители обходили стороной. На ее месте появился замысловатый деревянный замок, открытый для осмотра. Справа художник приставил лестницу, так что желающие могут подняться на крышу.

«У людей это место вызывает много воспоминаний. Кто-то здесь работал продавцом, кто-то — кассиром. И это въезд в деревню, самая главная площадь. Нам хотелось, чтобы отсюда исчез символ разрушенной жизни. Мы строили без денег, со старым материалом, оставшимся от других работ. Самое главное — должно было произойти чудо, дряхлую руину нужно было сделать храмом искусства. И нам это удалось», — заключает Полисский.

ДК «Звизжи»

Сельский клуб преобразовывали Валерий Лизунов и Екатерина Агеева. До них он представлял собой серую одноэтажную кирпичную коробку с полуразвалившимся крыльцом. Художники добавили к ней всего один крупный элемент — входной козырек из досок, похожий на ракушку. «Если посмотреть на конструкцию, то можно увидеть букву "п", которая постепенно поворачивается, а потом совсем ложится на бок. Но это одна и та же форма», — поясняет Лизунов.

На «ракушку» потратили около 12 тонн доски, а сделали ее за неделю. У козырька простые функции — он привлекает внимание к сельскому клубу и защищает крыльцо от дождя и снега. Крыльцо художникам тоже пришлось восстанавливать. Возле входа они поставили несколько скамеек, чтобы отдыхающие в клубе люди могли продолжить общение на улице.

«Нам хотелось придать монументальность этому зданию. Козырек чем-то похож на птицу счастья из русского фольклора, на ее крыло. К тому же он довольно прочный. Я видел, как по нему бегали и прыгали дети, и даже лежали на нем. На доски можно опереться или действительно прилечь», — рассказывает автор.

Дом культуры в Звизжах не пустует. Днем родители приводят детей на кружки и мастер-классы, а вечером на дискотеке их сменяют подростки.

Бельведер Звизжский

Последняя часть экспозиции — автобусная остановка, построенная из муковоза. Его всего лишь перевернули, покрасили, а внутри установили скамейки.

«Остановка находится при въезде в деревню и давно стала центром молодежной жизни деревни. На ее создание меня вдохновила философия Диогена Синопского, который жил в бочке для хранения вина, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, а все люди должны стремиться к минимализму в быту», — отметил автор композиции художник Алексей Козырь.

По словам жителей, место на перекрестке двух дорог на самом деле всегда привлекало детей и подростков. Днем здесь играли младшие, вечером — переговаривались старшие. Сейчас остановка оживлена еще больше.

Куратор Антон Кочуркин не исключает, что повторит подобный опыт в следующем году, хотя признается, что «Архстояние» вряд ли вернется в Звизжи. Местные жители поняли, почему так взбунтовались селяне из деревни Поповка в Крыму, где в июле отменили музыкальный фестиваль Befooz. «Архстояние» позволило им заработать: одни вынесли на улицу сувениры ручной работы, книги, ковры; другие — домашнюю еду; третьи пошли в охранники и строители. В этом году фестиваль посетили около восьми тысяч человек, а жители Звизжей на удивление быстро научились готовить столько еды и делать столько вещей, сколько нужно.

«Мы нашли точки соприкосновения. Я вижу гораздо больше улыбчивых лиц, чем до фестиваля. Мы обязательно продолжим эту концепцию, потому что такую энергию нужно сохранять», — подытожил Кочуркин.

Источник: lenta.ru

Также в рубрике

Известный актёр будет снимать патриотическое кино на смехотворно маленькие деньги.

 0

Могут ли запретить проведение фестиваля "Холи" после событий в Измайлове?

 0