USD: 92.2628
EUR: 99.7057

Путешествие к Ледовитому океану. День 2

Путешествие к Ледовитому океану. День 2

Второй день путешествия мы полностью посвятили Заонежскому полуострову и, прежде всего, деревянным часовням и церквям, которыми знаменито Заонежье. Часть из них отправлена в знаменитые Кижи, но некоторые так и продолжают стоять на том самом месте, где их поставили наши предки.

Больше всего порадовало, что все церквушки и часовни, за исключением одной, были открыты. И везде можно было забраться на колокольни и глянуть на заонежские озёра и деревни с высоты.

P1230949.JPG

Впрочем, начали мы всё-таки не с церквей, а с Царицына ключа, что в шести километрах от большого села Толвуя.

P1630403.JPG

По легенде, в этих краях отбывала ссылку Ксения Ивановна Романова (в девичестве Шестова)- мать первого русского царя из династии Романовых. И целебные воды заонежского ключа помогли ей справиться с болезнью.
Сейчас источник едва сочится, но воды мы в нём всё-таки набрали.

P1630405.JPG

Наличие целебных качеств здешнего источника связывают с расположенным рядом крупным месторождением шунгита. Шунгит или иначе апсид-камень использовали ещё в русской армии для очистки воды. Опуская в котелки с водой кусочки камня, солдаты получали свежую, обеззараженную воду. При Полтавской битве из-за отсутствия чистой воды шведы несли существенные потери, которых удалось избежать русской армии.

P1630404.JPG

Карьер по добыче шунгита расположен тут же, совсем недалеко от источника. В сам действующий карьер мы не полезли, а набрали камней около него, в отвальной породе. Но так как ни разу не геологи, до сих пор не знаем, шунгита мы набрали или нет.

20170927_090621_2.jpg

От Царицына ключа мы отправились к Великой Губе.

P1630416.JPG

Некогда это было огромное село к церквями и ярмарками, а теперь от былого величия осталось лишь несколько больших домов, коими раньше было застроено всё Заонежье.

P1630408.JPG

Самый знаменитый из деревянных домов - это дом Костина, находится под охраной государства и вяло реставрируется.

P1630406.JPG

Реплика этого дома - в состоянии, зафиксированном в 1926 году на фотографиях и в середине 1950-х в обмерах - была недавно построена в Невском лесопарке под Санкт-Петербургом. Мы не поленились и уже после возвращения заглянули в "Богословку" дабы глянуть на копию дома Костина. По-моему, не слишком похож.

20170916_181230_2.jpg

20170916_181324_2.jpg

Сама Великая Губа сейчас представляет собой типичный карельский постсоветский посёлок, с разбитыми дорогами, домами барачного типа, захламленными дворами и покосившимися заборами. Но всё равно там хорошо.

P1630414.JPG

Центр посёлка:

P1630417.JPG

Сарайки затопило.

P1630412.JPG

Местные жители подрабатывают доставкой туристов в Кижи и ловлей рыбы. И пьют, конечно.

Польский писатель Мариуш Вильк, подробнее о котором чуть ниже, в своей книге "Дом над Онего" писал:

"В Великой Губе повесился мужик.
Говорят, ушел в многодневный запой, теща обнаружила, что зять пропил тушу бычка, приготовленную на продажу. Стукнула участковому. Тот спрашивает мужика: «Где мясо?» Мужик отвечает, что в сарае. И вроде пошел за доказательствами. Ждут… Жена плачет, теща потирает руки, участковый злится, что мужик ему голову морочит… А тот все не возвращается. Наконец терпение власти лопнуло. Милиционер схватил палку и бросился в сарай. А там на крюке вместо туши бычка висит мужик.
За полтора года, что я тут живу, в Великой Губе полезло в петлю одиннадцать мужиков. Вместе с этим вчерашним — уже дюжина. Дюжина жертв паленой водки! Не считая тех, что отдали концы за столом во время пьянки, и тех, что испустили дух на больничной койке, то есть всех тех, кто умер — более менее — естественной смертью.
В среднем получается, что каждые полтора месяца в насчитывающем около тысячи взрослых жителей поселке Великая Губа вешается один мужик."




P1630413.JPG

Из Великой Губы мы отправились в деревню Кондобережская, планируя попытаться прорваться далее в сторону Сибово и Усть-Яндомы и далее закольцевать маршрут. Но дорога после дождей была такой отвратной, что дальше Кондобережской мы не поехали, пожалели машину.

P1230948.JPG

В Кондобережской посреди деревни на берегу Онеги стоит Сампсониевская часовня (II пол. XIX в.).
Была отреставрирована на средства местных жителей.

P1230939.JPG

С часовни открывается неплохой вид на залив..

P1230942.JPG

..и на дома в деревне. Первый дом принадлежит обрусевшему польскому писателю и журналисту Мариушу Вильке.

P1230943.JPG

Мариуш Вильк родился во Вроцлаве, в Россию приехал в 90-ые годы. Работая корреспондентом на Абхазской войне, Вильк стал невольным свидетелем события, после которого прекратил профессиональную газетную работу. Грузинские наемники, отдыхая на сухумском пляже, заметили двух туристов, едва успевших выбраться из зоны конфликта. Это были парень и девушка. Наемники изнасиловали девушку, а над парнем вначале поиздевались, потом убили, сняв с него скальп.
Пытаясь справиться с охватившими его переживаниями, Вильк отправился на Соловецкие острова, где первоначально планировал провести пару дней, но после встречи и разговора с соловецким отцом Германом, тронутый его словами «Бродить по миру, не выходя из своей кельи», принял решение остаться. Первые четыре года ничего не писал, читал отцов Церкви, постился. Прожив на Соловках девять лет, Вильк переселился в Заонежье, в деревню Кондобережскую Медвежьегорского района Республики Карелия, где сейчас живёт вместе с женой Натальей и маленькой дочкой Мартой в купленном им старинном (1913 года постройки) деревянном доме. 
(Из Википедии).

Из Кондобережской снова пришлось возвращаться через Великую Губу до поворота на Типиницы. Кривоват получился маршрут, да.

P1230955.JPG

По дороге в Типиницы заехали в деревню Поля, где сохранилась церковь Ильи Пророка.

P1230952.JPG

Эта нестарая церковка, построенная чуть ранее 1850 года, изумительно вписана в окружающий пейзаж.

P1230945.JPG

Церковь сильно покосилась, её колоколенка сейчас напоминает Пизанскую башню, а крыльцо держится на подпорках.

P1230951.JPG

Построена в традиционном для заонежских церквей стиле. Двери не заперты: можно зайти в церковь и подняться на колокольню.

P1230947.JPG

Внутри:

P1630420.JPG

С колокольни хороший вид на деревню. Поля - деревня небольшая, тихая, полуобитаемая, дома расставлены широко и привольно.

P1630421.JPG

Из всех церквей Заонежья эта понравилась больше всех!

P1230946.JPG

Ещё через десяток километров приехали в деревню Типиницы, где на самом краю деревни находится часовня Святого Духа.

P1230953.JPG

Построена в 1870-ые годы.

P1230954.JPG

Деревня Типиницы ещё сохранила очарование старых карельских деревень. Хотя большинство домов пустует.

P1630432.JPG

Но мы ищем то, что осталось от некогда самой красивой церкви Заонежья.

P1630431.JPG

В ноябре 2015 года было принято решение о перемещении Варваринской церкви из ныне пустующей деревни Яндомозеро в большую деревню Типиницы.

P1230956.JPG

Церковь раскатали по бревнышкам, начали перевозить, но тут у Минкульта закончились деньги.

P1630430.JPG

Брёвна так и бросили под открытым небом, то, что успели перевезти - в Типиницах, то, что не успели - в Яндмоозере.

P1630427.JPG

Все лето 2016 года бревна пролежали нетронутыми, под дождями, которых было с избытком. К осени лишь два штабеля прикрыли навесами. Рабочие уехали, им даже не заплатили за работу.

P1630426.JPG

Летом 2017 года Варваринская церковь выглядела так:

P1630429.JPG

А вот такой она была:

Варваринская_церковь_1656_г.JPG
(фото из Википедии)

Чуть поодаль что-то строили мужики. Мы не стали отрывать их от работы, но, как показалось, они делали что-то своё, к Варваринской церкви не имеющее отношения.

P1630428.JPG

А мы снова возвращаемся на дорогу в сторону Великой Губы.

Не вполне очевидно, но Заонежский полуостров сильно проигрывает по части природы иным онежским берегам. Заонежье в большинстве своём поросло мелколиственным лесом и кустарником, поэтому типичные дороги полуострова выглядят так:

P1630433.JPG

И никаких светлых сосновых боров и вековых лесов:( Леса здесь вырубили давным-давно.

И дорог нормальных в Заонежье тоже мало. Вот и приходится одной и той же дорогой ездить туда-обратно, вместо того, чтобы закольцевать маршрут.

P1630437.JPG

Немного не доезжая Великой Губы, мы сворачиваем в сторону Космозера и дальше движемся по грунтовке вдоль узкого и длинного Космозера. Так можно не только сократить маршрут в сторону Межвежьегорска, но и осмотреть церковь и часовню.

P1630439.JPG

Само же Космозеро - это типичный для Заонежья разлом. Длина озера 31 км, ширина - не более 2 км, глубина достигает 15 метров.

P1230963.JPG

Первой мы осмотрели церковь Александра Свирского (1769-70 гг.) в Космозере. Когда-то тут был классический тройник, но колокольня и летняя церковь сгорели в 1942 году.

P1230958.JPG

К сожалению, эта церковь оказалась закрыта.

P1230959.JPG

В Космозере встречаются большие и некогда богатые лома, с виду крепкие, но с заколоченными окнами.

P1630435.JPG

А какой славный у дома балкон с витыми деревянными колоннами! И две галки сидят в пустом окне:))

P1630436.JPG

В некоторых топах, которые сейчас любят составлять все, кому ни лень, деревня Космоозеро выступает в качестве кандидата на звание самой красивой деревни России: https://travel.rambler.ru/article/2792/
Ещё домик:

P1630438.JPG

И последняя часовня, которую мы успели осмотреть в Заонежье - это Часовня Космы и Дамиана (1720-е гг.) в урочище Узкие.

P1630441.JPG

Часовня отреставрирована в 2007 году на пожертвования частных лиц.

P1230960.JPG

Узкие - это бывшая рыбацкая деревня, от которой, впрочем, почти ничего не сохранилось. Но место приятное.

P1230962.JPG

На этом мы закончили покатушку по Заонежскому полуострову и, плотно откушав в одном из медвежьегорских кафешек, двинули в посёлок Надвоицы пережидать дожди... А в Заонежье ещё стоит вернуться...

P1230951.JPG

Карта маршрута по Заонежью:

map_02.jpg

livejournal.com

Также в рубрике

Все города, которые являются частью маршрута Золотого Кольца, отличаются яркой древнерусской архитектурой

 0
Что туристы ищут на российском Севере.
 0