USD: 93.2918
EUR: 99.5609

Целебный воздух Чуфут-Кале

В крымских лесах скрываются удивительные места

Целебный воздух Чуфут-Кале

Последний раз  в Чуфут-Кале  я ходил в мае 2012 года.  Приходилось там бывать весной, летом и осенью,  лишь  зима останавливала скользким крутым  подъемом  к южным воротам. И вот сейчас  пришло в голову,  а ведь можно  же зимой сходить  туда через восточные ворота, там подъем небольшой, хоть и дальше. Долго выбирал между Мангупом и Чуфуткой, но в последний момент за меня всё решила простуда. С утра запершило горло  и я вдруг  вспомнил какой  целебный воздух  там наверху на  плато Бурунчак.  Говорят,  что на этом перекрестке эпох  и религий в средние века никогда не было эпидемий. Значит решено - иду лечиться!



Сейчас в крымском лесу благодатная пора, всё цветет от самой чахлой травинки до могучего дерева. Фитонциды, выделяемые листьями, смешиваются с эфирными маслами цветочных ароматов и весь этот фимиам витает в воздухе, норовя проникнуть в каждую клетку твоего тела.


Купающемуся в волнах лесных благовоний даже кладбище кажется средоточием жизненных сил и энергий. Тем более, что оно такое древнее, что утратило свой горестный изначальный смысл и хочется его красиво назвать некрополем или местом вечного упокоения...


А ещё здесь когда-то было текие дервишей, обиталище отшельников, мистиков-скитальцев, искателей истины. В Крыму они пользовались особым уважением и почетом, чтобы подать дервишу милостыню нужно было стать на колени или держать руку с монетой ниже его руки.


Ритуальные пляски дервишей, впадающих в транс, создавали сильнейшие энергетические поля, находясь в которых люди даже избавлялись от неизлечимых заболеваний. Мне нужно постараться попасть в такое силовое поле, ведь энергетика, создаваемая людьми, никуда не исчезает, она остается на века записанной в кристаллической решетке камня.


Текие дервишей Газы Мансур мирно соседствовало с православными святынями Успенского монастыря и каримскими кенасами. Кто знает, может быть молитвы трех мировых религий и сделали Чуфут-Кале местом силы.


Выхожу на финишную прямую - к подъему из ущелья Марьям-Дере к южным воротам древнего города.


Когда-то в далеком детстве и юности мне этот подъем представлялся необыкновенно трудным, не знаю почему. Казалось, что сделай я неверный шаг и покачусь кубарем вниз. Может со временем притяженье земли повысилось?:)


Сколько бы раз я не приходил к этим стенам меня всегда охватывает трепет. Безмолвный город с историей в полторы тысячи лет своими каменными развалинами действует посильнее прекрасно сохранившихся и ухоженных памятников того же времени.


Чем выше я поднимался, тем легче становилось дышать, першение в горле прекратилось. В который раз убеждаюсь, что за чудесами далеко ходить не надо, они рядом с нами.


Прогноз погоды на воскресенье 10 мая был не совсем благоприятный, после обеда обещали дождь. Небо намекало на правильность обещаний синоптиков, но хотелось в этот раз, чтобы они ошиблись.


Всегда испытываю острое желание лечь на эту тысячелетнюю дорогу и припасть ухом к скале. Кажется сквозь тьму веков я услышу стук кованых копыт, скрип деревянных колес повозок и колесниц, лязг оружия и шорох шагов его владельцев...


Несколько лет назад неподалеку от южных ворот города откопали неведомый колодец. Ученые до сих пор спорят о его предназначении, большинство склоняется к тому, что это древнее гидротехническое сооружение, позволявшее снабжать город водой. В каждое мое посещение Чуфут-Кале этот колодец бывает, к сожалению, закрыт.


Я не думаю, что этот подъем, которым в наше время пользуются в основном люди для посещения Чуфут-Кале был тысячу лет назад главным. Все-таки для колесниц и арб здесь крутовато, а вот через восточные ворота намного легче. Я в этот раз обратил внимание, что колея, выбитая за века колесами, глубже с той стороны, значит и ездили там больше.


Чуфут-Кале - город множества культур. Византийцы, аланы, татары, кыпчаки, караимы, крымчаки это только те народы, о которых мы знаем, что они точно жили здесь. Сколько кипящей смолы и камней обрушилось с этих скал и стен на головы врагов, осаждающих город!

Последний поворот по широкой дороге, вымощенной обкатанным известняком. Здесь уже выбоин не видно, наверно, этот участок сооружен значительно позже.

Южные малые(тайные) ворота. Если они когда-то и были скрыты от посторонних глаз, то только деревьями. Моя фантазия уже рисует плодовые сады, раскинувшиеся на склонах Бурунчака, утопающего в цветах...

Глядя с крепостной стены на ущелье Марьям-Дере чувствуешь себя маленьким, но смелым муравьишком, карабкающимся по скалам в поисках пищи для души и ума.

Который раз иду по этим улицам, от которых осталась только мощеная булыжником дорога, да по бокам её кое-где остатки фундаментов домов и всякий раз поражаюсь как неумолимо время к городам, оставшимся без людей.

У меня в планах сегодня обойти весь город, а это ни много ни мало, а около десяти гектаров. Всего плато Чуфут-Кале занимает 29 гектар, юго-западная часть раньше была покрыта лесом, в который содержали оленей для охоты хана.

Я когда-то поставил себе задачу обойти незастроенную часть крепости и сделал это, дойдя до края Бурунчакского мыса. Сейчас там леса нет, одна ковыльная степь, да лагерь работающих на раскопках археологов.

Древний город крепость в своей истории имел два известных нам названия. Татары с начала XIII века называли его Кырк-Ор(Сорок укреплений), а вот в середине XVII века, когда город покинул татарский хан, он стал зваться Чуфут-Кале(Иудейская крепость)

Дотатарское название города, а это почти пять столетий его истории нам неведомо. Предполагают, что это и есть легендарный город древности Фуллы, но это всего лишь гипотеза. На это название претендуют ещё несколько пещерных городов Крыма.



История Крыма полна тайн. Хотелось бы прикоснуться хотя бы к одной из них под названием "Фуллы"...


Большая и малая караимские кенасы у южного обрыва плато единственные хорошо сохранившиеся здания города. Караимы покинули Чуфут-Кале только лишь к концу XIX века и то после их ухода здесь осталась жить семья смотрителей.


Одна из кенас была построена в XIV веке, а вторая в XVIII. Именно здесь в 1730 году появилась первая крымская типография.


Внутри кенас центральное место занимает алтарная часть с хранившимися здесь свитками Ветхого завета. Один из свитков выставлен в экспозиции Ханского дворца в Бахчисарае.


Продолжение следует...

 

Источник: igorsamusenko.livejournal.com

Также в рубрике