USD: 63.8881
EUR: 70.4111

Кто наполнял "карман России"?

Лучшие здания Нижнего Новгорода создавались благодаря купечеству

Кто наполнял "карман России"?

Почему-то не только в советское время, но и задолго до него купцов в отечественной литературе представляли жадными и безжалостными врагами всех остальных сословий. Повезло только совсем уж древним купцам – их не особо ругали, а некоторых даже похваливали. Например, былинный гость (читай – купец) Садко – положительный герой. Или знаменитый путешественник – тверской купец Афанасий Никитин (правда, он сам описывал свои путешествия, не мог же он себя ругать). Или купец в сказке «Аленький цветочек» - вполне себе хороший человек, не обманул беззащитное чудище!
А вот с 19 века начались форменные гонения на представителей торговой братии. Вспомните "Бесприданницу" или «Грозу» Островского – замучили-таки купцы-наглецы бедных девиц, даже жизни лишили. А в «Вишнёвом саде» Чехова один купец целое дворянское семейство извёл. 
В Советском Союзе эту традицию подхватили и начали купцов всячески высмеивать да порочить. Вот, например, чудесный фильм «Женитьба Бальзаминова» - главный герой-бездельник вызывает сочувствие, а купцы – отвращение. 
Как известно, до революции 1917 года Нижний Новгород называли «карманом России» и «третьей столицей» - нижегородская ярмарка была крупнейшей в России.

 
А вот по словам главного нижегородского большевика Жданова старый Нижний был городом – паразитом, который из рабочих «выжимал прибавочную стоимость для того, чтобы давать возможность Сироткиным, Башкировым и Бугровым наживаться и развратничать».
Однако, сегодня трудно представить, каким бы жалким городом выглядел Нижний Новгород, если бы в его строительстве не участвовало купечество.
На самых лучших зданиях Нижнего Новгорода – памятниках архитектуры и истории - сейчас висят таблички с именами купцов Олисовых, Пушниковых, Бугровых, Рукавишниковых, Сироткиных и многих других. Самыми богатыми купцами, не жалевшими денег на благотворительность, были выходцы из старообрядческих крестьянских семей. Такие выходцы стали элитой нижегородского купечества.
В традициях нижегородского купечества было: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Особенно щедрыми меценатами были бездетные купцы: Фёдор Переплётчиков, Фёдор Блинов, Александр Вяхирев, Николай Бугров. Но и купцы с большими семьями (а старообрядцы обычно имели большую семью) внесли немалый вклад в историю и культуру нашего города
Купцами были построены у нас водопровод, родильный и ночлежный дом, драматический театр, приют для вдов и множество красивейших церквей. Всего в нашем городе порядка 600 памятников истории, культуры и архитектуры, и вряд ли найдётся среди них хотя бы десяток, в строительство которых не вложены средства нижегородских купцов.
Купец Афанасий Олисов построил церковь Успения на Ильинской горе (1672) и палаты для себя (1670-е), в которых сегодня располагается один из музеев города.
 
Купец Гаврила Дранишников финансировал строительство церкви Иоанна Предтечи (1683).
 
Купец Семен Задорин руководил ремонтом Нижегородского Кремля.
 
Особенно известной в городе была династия купцов Бугровых. В 1880-х годах Бугровы, отец Александр Петрович и сын Николай Александрович, строят вдовий дом на 160 вдов с детьми и ночлежный дом на 840 человек (именно здесь происходило действие горьковской пьесы «На дне»).
 
Они же жертвуют средства на строительство городского водопровода. В память об этом на Софроновской площади был поставлен "Фонтан благотворителей" с надписью: "Фонтан сей сооружен в память почетных граждан гор. Нижнего Новгорода: Ф.А., А.А., Н.А. Блиновых, А.П. и Н.А. Бугровых и У.С. Курбатова, давших своими пожертвованиями возможность городу соорудить в 1880 году водопровод при условии бесплатного навсегда пользования им жителями Нижнего Новгорода". Теперь этот фонтан стоит недалеко от моего дома.
 
Бугровы построили для нужд города одно из самых красивых зданий в городе, в советское время оно было отдано профсоюзом и называлось «Дворец труда».
 
Для нужд Нижегородской ярмарки и проходившей в Нижнем Новгороде в 1896 году Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки (кстати, на этой выставке картина Маковского "Воззвание Минина" экспонировалась в отдельнолм павильоне) в нашем городе была проложена сначала конно-рельсовая дорога, а затем и трамвайные пути. Конечно, тоже не без активного участия купечества.
 
Нижегородский купец-судовладелец и городской голова Дмитрий Васильевич Сироткин, заказывая архитекторам братьям Весниным особняк: “Выстройте такой дом, чтобы после моей смерти он мог быть музеем”. Так и случилось! Но произошло это не после смерти владельца: Дмитрию Васильевичу суждено было прожить долго и скончаться в изгнании за пределами России. Особняк Сироткиных находится в одном из красивейших мест Нижнего Новгорода - на Верхневолжской набережной (дом № 3).
 
Этот особняк построен в 1913-1916 годах. После 1917 года дом был реквизирован городским Советом. В настоящее время особняк Сироткиных занят отделом Нижегородского художественного музея (западноевропейское искусство XV- начала XX веков). Здесь сейчас в отдельном помещении экспонируется картина К. Маковского "Воззвание Минина".
Отец Сироткина был крестьянином, торговал щепой и, разбогатев, купил буксир. Младший Сироткин работал с юных лет на этом буксире - поваренком, матросом, рулевым. Разбогатев, и младший Сироткин тоже стал судовладельцем, даже построил завод по изготовлению теплоходов.
Такой же крепкой натурой отличался Михаил Григорьевич Рукавишников, занимавшийся производством стали и продававший её даже за границу (в Персию). Рукавишниковы подарили городу уникальный дворец на откосе, принадлежавший Сергею Михайловичу и построенный им к весне 1877 года.
 
Отделку фасадов приписывают М.О. Микешину - автору памятников «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, Екатерине II в Санкт-Петербурге и др. Авторство интерьеров не установлено.
Еще до революции фамильный особняк вместе с семейными ценностями был отдан владельцами под народный музей. Они стали основой коллекции Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, первым директором которого был Митрофан Рукавишников.
Экскурсии проводятся здесь каждый час, наша (в субботу) началась в 13 часов. Группа у нас собралась небольшая – 8 человек. Льготный входной билет на экскурсию (для студентов и пенсионеров) стоит 80 руб. В стоимость включена возможность фотографирования в трёх помещениях музея - в столовой, в бальном зале, на парадной лестнице. Справедливости ради нужно сказать, что это самые красивые помещения усадьбы.
Встречающая посетителей парадная лестница.
 
Реставраторы практически во всех помещениях нашли «родные» цвета стен и потолков — как это было при Рукавишниковых. Работы велись по архивным документам, сохранившимся фотографиям и также по некоторым страницам романа И. С. Рукавишникова «Проклятый род».
Экспозиция выставок музея ежегодно меняется.
Во время нашего посещения функционировали целых три выставки военной тематики (посвящённые соответственно 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года, 100-летию с начала Первой мировой войны 1914-1918 г.г. и грядущему 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. 
На выставке «1812 год» представлены экспонаты, рассказывающие об участии нижегородцев в войне в составе Российской армии и Нижегородского ополчения.
Вторая выставка рассказывает об участии нижегородцев в первой мировой войне. На выставке представлены личные вещи нижегородского лётчика Нестерова и другие интересные экспонаты.
На третьей выставке представлены личные вещи героев-горьковчан, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, например, генерал-майора авиации Ворожейкина, лично сбившего 52 вражеских самолёта.
Памятник дважды Герою советского Союза лётчику А. В. Ворожейкину в Городце.
 
Памятник дважды Герою советского Союза лётчику А. В. Ворожейкину в Городце.
Кроме трёх военных выставок работали выставка «Царственно поставленный город» (Нижний Новгород в открытках конца XIX – начала XX вв.) и выставка «В новогодних традициях».
И наконец, выставка «Заветный праздник Рождества» - единственная, которую можно было фотографировать.
 
 
 
 

Затем мы осмотрели бальный зал.
 
 
 
В одном из углов зала – вход в комнату музыкантов.
 
 
И спустились вниз по красивейшей лестнице.
 
 
 
Источник: www.rutraveller.ru
Также в рубрике
В свой профессиональный праздник исследователи нашли древние артефакты в Большом Кремлевском дворике
 0