USD: 92.5058
EUR: 98.9118

Залезть на Акулий Плавник. Часть 1

Рассказ о зимнем походе и восхождении на гору в Южно-Муйском хребте на севере Бурятии. 2009 год.

Часть 1

 «Летом достаточно иметь спички, чтобы выжить при любых обстоятельствах. А зимой каждая ошибка может стоить тебе жизни», – так главное преимущество зимнего туризма над летним объяснил Серега. Я говорю про Сергея Якунина. Он лидер команды «Gobike» или, как мы его по дружески зовем – Директор Походов. Наш вождь умеет организовать экспедиции любой степени жути и успешно ими руководить. У Сереги талант принимать верные решения в критических ситуациях и вселять веру в товарищей. Наш Директор всегда говорит: «Физические возможности человека колоссальны, вы просто недооцениваете собственные силы, чем сами себя и ограничиваете». Короче, Серега любит создавать и преодолевать трудности, раздвигая рамки возможного. При этом он чувствует меру адреналина, никогда не станет рисковать понапрасну. Но ему скучны исхоженные места, Директор всегда в поиске необычных маршрутов и настоящего экстрима.

И вот Серега придумал очередное приключение – залезть на Акулий Плавник зимой, чего еще раньше никто не делал. Акулий Плавник – это вершина в Южно-Муйских горах, на севере Бурятии.

1.



    Южно-Муйский хребет привлекателен своей дикостью, красотой альпийского рельефа, а еще тем, что крайне редко посещаются туристами, потому что труднодоступен круглый год. Летом все подходы к хребту и с юга, и с севера перекрыты марями такими вязкими и бескрайними, что здесь родился термин «болотный альпинизм». Зимой же в этих горах царствуют жуткие северные морозы до –50 С. Кого-то это, наверное, пугает…, но только не нашего Директора Походов.

2. Южно-Муйский хребет


   Тема Акульего Плавника действительно хороша, эта гора, будучи одной из высочайших в Южно-Муйском хребте, долгое время таинственным образом отсутствовала на географических картах. По причине какого-то геодезического казуса топографы ее пропустили. А туристы, конечно же, обращали внимание и фотографировали эту гору с соседних гребней, потому что такой большой зуб, торчащий над соседними горами и похожий на плавник акулы, нельзя не заметить, но все путали ее с другими вершинами.

3. Вид на Акулий Плавник с соседнего гребня, в районе горы Муйский Гигант Фото: Антон Кауров, 2011г


И только в 1999г. В. Шахнович установил ошибку, дал горе соответствующее название и определил ей место на карте. А летом 2004г. его же группа совершила первовосхождение на Акулий Плавник – «Потерянный гигант Забайкалья»

    «Потерянный гигант» находится в районе, где берет начало р. Бамбуйка (левый приток Витима). Примерно в пятидесяти километрах ниже истока река пересекается с трассой автозимника Багдарин – Иракинда. То есть зимой можно сравнительно близко подъехать к подножию гор. И шагать по замерзшей реке – не то, что летом брести по болоту. Но зато у зимы есть много других неприятностей….

    Зимнее восхождение на гору – это круто. Это холодно, утомительно, небезопасно. И мне лично страшно, в конце концов. Такое испытание я готов терпеть лишь ради главного своего увлечения - фотографии. Или все же не готов?... Я долго колебался: подписываться мне на большое экстремальное приключение или вспомнить про «очень важные дела на работе как раз в это самое время».
    Но у моего друга Андрея Шаманского есть талант убеждать:
    - Ты пойми, что это значит - залезть на гору зимой, что это вообще! - Так начал он свою речь. - Это то, что дано не каждому! Ты только представь себе: самые настоящие горы, жуткий мороз, адский ветер и две недели полной «жопы» в палатке без печки – вот что это такое, это настоящий кайф!
    - Вот он-то меня и не радует, - уныло возразил я
    - Кстати учти, – продолжал Шаман, – не всякого желающего в такой поход возьмут, а тебя позвали. И вообще, пользуйся тем, что есть Якунин, который все организует. Больше ни с кем и никогда ты туда не попадешь!» – Подытожил Андрюха.

    Шаманская проповедь достигла цели. Я поддался искушению расширить личные горизонты, укрепить силу духа, и сделать то, «что дано не каждому». И стал готовиться к экспедиции на Плавник. А между тем чувство тревоги прочно поселилось во мне. Как будто я что-то украл и теперь все время ждал, что меня вот-вот арестуют….

4. Акулий Плавник. Фото: Антон Кауров

 

 

 

 

День первый. 21 февраля

 

 

 

 


Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце село,
Что Луна и все планеты
Взяты по тому же делу
(Кир Булычев)
«Поехали!»

    …И, вот спустя два месяца настал тот предутренний час, когда в морозной тишине неприятно скрипнули тормоза, и черный «воронок» наш зеленый экспедиционный УАЗ – «буханка» остановился у подъезда…
    Меня взяли первого. Следом забрали Серегу Якунина и Рому Коробкова. Потом поехали за Андреем.
    На окраине города, в темноте безлюдного двора мы укладывали рюкзаки в машину и привязывали лыжи на багажник. Весь дом спал, и мы старались не сильно шуметь. Потом все разместились в салоне, звуком выстрела захлопнулась железная дверь, и водитель Костя сказал: «Ну, что, поехали!?». В эту минуту я позавидовал Гагарину, его отправили в космос лишь на полтора часа, а нам предстояло двухнедельное приключение во внеземных условиях. Но теперь отказываться от похода точно уже было поздно. Костя завел мотор, вырулил со двора на неосвещенную улицу и мы поехали в неизвестном хорошо известном направлении – на Магадан «на севера».

5. Уже настал день. Наш УАЗ на трассе Чита – Романовка.


6. Пейзажи по дороге довольно однообразные, но иногда можно заметить забавные картинки. Эти следы – тетеревиные наброды



    От пункта «Поехали!» до пункта «Пошли!», то есть до начала пешего похода нас пока отделяло два дня пути длиной 700 км. Вначале триста километров по трассе Чита – Романовка – Багдарин, далее до пос. Ципикан, и потом еще четыреста по автозимнику далеко на север через деревни Бусани, Уакит и метеопост Ую на р. Ципе. Летом добраться до этих сел можно только на моторной лодке по реке. Зимник – это, по сути, бездорожье – путь, пробитый через горы и тайгу, по затвердевшим болотам, по льду рек и озер. И шесть-семь морозных месяцев в году – в каком-то смысле плюс для местных жителей. Зимник заканчивается на станции Таксимо БАМа. Между Ую и Таксимо есть еще всего лишь один населенный пункт – золотой рудник Иракинда.

7. Багдарин.


8. После Багдарина северные пейзажи еще более мрачные и суровые. Сплошь поваленый лес после пожара


9. Самый высокий перевал. Традиционное место остановки шоферов. Беседка, стол, водка, перекус…


10. … и подношения местным духам



Заежка

    В начале 1980-х годов, когда шло строительство БАМа, зимник был сравнительно хорошо накатан, грузовики непрерывно курсировали по нему целыми колоннами. За один день весь путь не одолеть. Не осилить его было и за два дня. Крутить баранку от темна до темна – это тяжелый мужской труд, но его скрашивала водка и «плечевые» – нетребовательные женщины, которые катались по трассе за еду, выпивку и не романтическую любовь. На север дальнобойщики шагали с одними подругами, обратно возвращались уже с другими. Или обменивались попутчицами посреди трассы, в шоферских заежках.
    Один из таких бывших пунктов отдыха водителей-дальнобойщиков, и сегодня существует вблизи села Уакит, в восьми километрах в стороне от зимника, на природном горячем источнике, который называют Францевским, Уакитским или просто Горячим. В свое время тут построили большой дом. Это был классический кильдим советского периода, и он до сих пор не утратил своего назначения. Зимой сюда с целью «отдохнуть и поправить здоровье» постоянно наезжают веселые компании.
    Вода в источнике сероводородная, с температурой 45-50 градусов, и купание в ней хорошо снимает усталость. Но этого, конечно же, мало для полного релакса.
    По устоявшейся уакитской традиции целебные ванны принято сочетать с обильным питьем. Вино, водку и пиво поэтому отдыхающие везут сюда целыми ящиками.
На протяжении всех 12 часов пути от Читы мы надеялись, что дом на Горячем окажется свободен.


11. Перед источником нам попался встречный грузовик с дровами, и мы разжились десятком лиственичных чурок. На зимовье с этим делом туговато.


12.

13.


    Одолев за день 500 км, уже в глубоких сумерках мы достигли цели, и увидели, что нас кто-то опередил.
    Над ручьем и поляной клубами стелился пар. Весь лес вокруг источника оброс толстым слоем инея. Изба светилась окнами, из трубы шел дым. У заежки стояло три машины. От крыльца в сторону источника проследовали два раздетых пьяных мужика с полотенцами.

    В доме было жарко, тесно и пахло рабочей общагой. Двенадцать пролетариев из вагонного депо, покинув городскую суету, вырвались на природу, и, пробыв не более суток в слиянии с ней, уже достигли высокой степени просветления.
    Несколько человек продолжали «медитировать» с пивом и водкой за грязным столом. Другие мертвецки спали на нарах, голыми пузами кверху. Только один пожилой дядечка был нелогично трезв, он варил суп на огромной железной печи, светящейся раскаленными боками.
    В углу под дверью хрипела «музыку» очень плохая китайская магнитола. В кастрированном звуковом диапазоне какой-то тюремный артист-самородок исполнял матерный шансон. Для полной гармонии не хватало дымящих соляркой «Уралов» за окном и одной-двух потасканных женщин в комнате. Тогда получилась бы законченная картина «Шоферской привал» из цикла «Северный завоз». Впрочем, и так было хорошо – настолько, что я даже впал в ступор, и вспомнил одну историю….


В далеком теперь уже 1981 году один мой друг трудился в Читинской Геологосъемочной экспедиции, он обеспечивал доставку грузов на север области на базу своей геологической партии, где числился завхозом. Наездился парень по зимнику Могоча – Чара, и чего только там не нагляделся…. А, возвращаясь из поездок, очень интересно про все рассказывал. Историй этих хватило бы на целую книжку. Вот, например, один эпизод из жизни зимней трассы.

    Автозимник открывался с первых чисел декабря, и действовал до конца апреля. Трасса тяжелейшая: мороз, снег, наледи. «Километры мужества» – так справедливо писали о зимнике журналисты. По трассе на север – в поселки БАМа – везли все необходимое, в том числе вино и водку в огромном количестве. Дорога неровная, тряская, так что на «бой» списать можно было сколько угодно, и проблем с выпивкой у шоферов не существовало. От Могочи до Чары – триста верст мужества и разгула.
    Молодой водитель Толик с Могочинской автобазы в одном из первых рейсов на БАМе сошелся с миловидной девушкой Антониной. Вечером они познакомились, ночью получилась любовь, а через сутки у парня обратный рейс, и он решил жениться.
    «Поехали, – говорит Толян, – со мной в Могочу, знакомиться с родителями! Там же и распишемся». «Поехали!», – охотно согласилась Тоня, причесалась, надела новую вязанную блузку и накрасила губы. Они сели в кабину «Урала» – жених за руль, счастливая невеста рядом – и отправились по зимнику из Чары в Могочу. На всех остановках, отмечали помолвку.
    В одной из шоферских заежек на середине трассы и повстречались моему другу - завхозу счастливая Тоня и радостный Толик. Во время вечернего застолья коллеги-дальнобойщики шумно поздравляли молодую пару, пили дорожный «бой» и кричали «горько!». Особенно запомнилась белоснежная ажурная кофточка невесты и светящиеся глаза обоих «брачующихся».
    У жениха глаза потухли довольно скоро. Он упал под стол, товарищи уложили его на кровать. Невеста же хорошо держалась и оставалась весела.
К ночлежке тем временем постоянно подъезжали и отъезжали грузовики. Кто-то из водителей, зайдя в избу, и накатив грамм двести, сразу валился на нары, кто-то усаживался надолго, кто-то уже проспавшись, вливал в себя полстакана и, освежившись таким образом, садился за руль….
    Посреди ночи невеста пропала. Обстоятельства исчезновения неизвестны. Может быть, ее, как на свадьбе украли за выкуп, может быть, случилось что-то другое…. Но факт, что утром жених очнулся и не обнаружил своей подруги. Ее не было нигде, и никто не мог сказать, куда она подевалась. Толян выпил и, не закусывая, стал спрашивать у всех подряд: «Где моя любимая?». «Он спросил у ясеня, он спросил и у тополя, он спросил у осени…». Бесполезно. По всей трассе давно царила лютая зима ….

* * *

    Несколько месяцев спустя, в конце марта  в одной из ночлежек, на том же автозимнике еще раз пересеклись пути моего друга-завхоза и девушки Антонины. Он сразу узнал ее. Прическа у Тони изменилась, – превратилась в комок пакли на голове, а вот ажурная кофточка была та же самая, но только уже не белая, а вся в мазутных пятнах, а на груди
залапанная вообще до черноты. Ну, и лицо у юной девы повзрослело и опухло.

А закончилась история хорошо. Весной зимник закрылся до следующего сезона, Тоня – путешественница доехала, наконец, до Могочи и благополучно вышла там замуж. Только не за Толяна, а нашла себе другого жениха – слесаря из ремонтных мастерских.
    Вот везет же некоторым!...



    Нашему появлению на Горячем никто не обрадовался, но также никто и не огорчился, мужики по-товарищески предложили нам ночевать на полу.

14.


    Я всегда думал о себе, что не брезглив, но тут понял, что ошибался. Подметать или мыть пол было бесполезно – разве что состругивать доски. В общем, все шло к тому, что наша первая холодная ночевка будет уже сегодня, отсрочить не получится. Мы вытащили рюкзаки из машины и взялись устанавливать палатку в снегу, среди деревьев, поодаль от избы. От такого зрелища мужики даже отрезвели: «Вы что, собираетесь без печки собираетесь ночевать!? Как это!? Сегодня утром было минус 42!». И заодно поинтересовались, нет ли у нас лишней водки, а то своя вся кончилась, а в Уакит ехать поздно….

15.


    Сварили ужин на костре, поели за столом в доме. Ну, выпили, конечно, со всеми – не без этого. … Тут день и закончился.

Источник: lesnyanskiy.livejournal.com

 

Также в рубрике
Махил Снейп, автор блога "Голландец в России", а также одноименной книги, живет здесь уже больше восьми лет и за все это время ни разу об этом не пожалел
 0
Туроператоры назвали Камчатку и Курилы самыми дорогими регионами для отдыха
 0
Комментариев нет. Станьте первым!