USD: 65.8140
EUR: 75.3241

Детская мечта семи взрослых мужчин

У мальчишек, которые выросли еще при СССР, было не так много заветных мечтаний. Полететь к звездам в космос, как Юрий Гагарин. Покорить Северный полюс (почему-то именно Северный, а не Южный). Совершить какой-то подвиг, как пионеры-герои, чтобы твой портрет тоже висел в каждом классе. Наконец, совершить кругосветное путешествие, как Фернан Магеллан. Ну, если не кругосветное, то хотя бы проплыть на плоту по реке, как Том Сойер. Ведь каждый советский мальчишка зачитывался книжкой про приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна — и как же было не мечтать о путешествии на плоту после этого. 


Том Сойер на плоту: шайка пиратов поднимает парус 

К сожалению, с возрастом все эти мечты забываются одна за другой.  К звездам в космос — блин, адски дорого, 99,99% людей за всю свою жизнь не заработает суммы в 20-30 млн долларов, которую платят космические туристы за посещение орбитальной станции. (Да, есть более дешевые сублимированные варианты космического туризма в районе 150-200 тысяч долларов, но боюсь, что они тоже непосильны для подавляющего большинства). Поездка на Северный полюс, конечно, встанет сильно дешевле, но опять-таки она в 99,99% обречена проиграть в неравной борьбе All Inclusive отелю в солнечной Турции. Пионером-героем (посмертно) — я вас умоляю. 

Но есть одна детская мечта, которую может реализовать почти каждый — как вы, наверное, уже догадались, речь идет о постройке плота и сплаве на плоту по реке. В этой публикации я расскажу о том, как мы с друзьями уже в третий раз сами построили плот и проплыли на нем по реке. 

Мифы о сплаве на плоту 

1) Это очень дорого, не с руки на это тратить ресурсы. 
2) Это очень сложно — самим плот не построить, нужно кого-то нанимать, а это опять — пункт первый 
3) Это очень долго, постройка плота отнимает кучу времени 

Могу вас заверить, что плот — это недорого, несложно и недолго. 

Мы с друзьями проделывали этот «подвиг» трижды и готовы поделиться опытом. В первый раз, когда серьезные мужики радовались нам и кричали с берега, что мы молодцы, мы думали, что это случайно. Во второй раз — поняли, что это реально круто и что это действительно мечта очень многих, которая почему-то кажется им нереализуемой.  

Как построить плот для сплава по реке 

Я расскажу о той конструкции, которую использовали мы. Она самая простая и дешевая, по сравнению с альтернативными вариантами. 

Бюджет постройки плота размером 4*8 метров (достаточно для 7-9 человек) в ценах 2018 года = 20 000 рублей. Если эту сумму раскидать на 7 человек, получается меньше, чем по 3000, к тому же, при желании, камеры (примерно треть бюджета) можно использовать многократно, для последующих сплавов.

Конструктивно плот состоит из:

1) рамы (каркаса) — доски (в идеале взять доски потолще — хотя бы 40 мм, но подойдут и 25*150*6000) — колотятся как обычная рама. 

2) настила (палубы) — доски (25*150*6000), накидываются поверх каркаса. 

3) резиновых камер (обеспечивают плавучесть) — мы использовали камеры от «Газели» диаметром R16. 

Все это на этапе постройки выглядит примерно вот так: 


В зависимости от того, какой вам нужен размер плота, вы можете выбрать или 3*6 или 3*8 или 4*8. Мы строили плот 4*8 метров (т.е. площадью 32 метра — однокомнатная квартира :), и на фото хорошо виден стык двух каркасных досок, которые обеспечивают длину в 8 метров. На наш взгляд, идеальными параметрами для плота являются 4*6 или 4*7. Большие размеры плота, конечно, делают его более удобным для жизни, но заметно увеличивают парусность и инерцию, что затрудняет управление им.  

Что нужно закупить: 

- чистообрезная доска (настоятельно рекомендуем брать 1-ый сорт) с размерами 25*150*6000, в количестве 55-60 досок для плота площадью 4*8 метров. Если надумаете каркас делать потолще, то закажите несколько лишних досок толщиной 40 мм (т.е. размером 40*150*6000). Это упростит сборку рамы, позволит во время настила палубы минимизировать неприятности, связанные с выходом гвоздей из дерева наружу. 

- камеры для «Газели» диаметром R16 (в принципе, подойдут даже б/ушные), стоят от 200 (использованные) до 350-400 рублей (новые). Нужно брать из расчета 18 шин на плот 3*6 метров и 24 шины на плот 4*8 метров и обязательно закладывать запас в 4-5 шин (зачем — чуть позже)

- веревка (прочная веревка, понадобится для якоря и крепления тента) менее прочная веревка (понадобится для крепления шин к каркасу) гвозди (нужно брать примерно в равной пропорции гвозди длиной 150 мм и 120 мм). Лучше не экономить и взять с запасом, суммарно 300-400 гвоздей). 

Камеры лучше всего закупать в каком-нибудь интернет-магазине или на Авито (будет дешевле), доски рекомендуем заказать на ближайшей пилораме (их реально очень много и они с удовольствием примут ваш заказ) с доставкой до места сплава. Иногда пилорама может потребовать предоплату (например, на Сбербанк.Онлайн), это нормально. 

Отсюда вытекает важное требование к месту старта сплава — где-то в радиусе 30-50 км от него должна быть пилорама (чем ближе, тем дешевле будет доставка. 

Важно: для строительства плота очень желательна бензопила. В принципе, можно, конечно, обойтись и обычной пилой, но это замедлит процесс, хотя тоже возможно. 


Если у вас нет бензопилы, нужно попросить пилораму заранее напилить доски исходя из вашей конфигурации плота.  

Алгоритм постройки плота

1) Сделайте чертеж исходя из желаемой площади. 
Я советую не увлекаться гигантизмом и остановиться на размере в 4*7 метров, этого вполне хватает на то, чтобы поставить 3 палатки, мангал и обеспечить место для «тусовки». рассчитайте необходимое количество досок. Если у вас нет бензопилы, попросите пилораму нарезать их так, как вам будет нужно (например, часть оставить 6-метровыми, часть — 4-метровыми и т.п.). 

2) поставьте надуваться камеры (для этого идеально подходит обычный автомобильный насос, который работает от прикуривателя), только следите, чтобы они не лопнули от перенатяжения. Идеальный размер для надувания виден на фото. Не забывайте делать перерывы на 5-7 минут через каждые 10-15 минут, чтобы насос не перегрелся. 

3) Пока камеры надуваются, начните сколачивать раму. Сначала сколачиваете внешний прямоугольник, затем укрепляете его внутренними ребрами, образуя тем самым ячейки. в образовавшиеся ячейки поместите камеры и привяжите каждую из них веревкой, лучше всего — только к внешним бортам (вдруг вы проколете сразу несколько шин в процессе сплава и потребуется их менять). Если камер не хватает, нужно в первую очередь обкладывать ими борта, а на центр размещать камеры в последнюю очередь. 



4) когда все камеры будут размещены в ячейках, положите по доске на каждый длинный ряд камер и приколотите ее по краям, однако не доколачивайте до конца гвозди, чтобы можно было потом эти доски отодрать и переколотить (в процессе набора палубы). 



5) дальнейшую сборку плота нужно проводить на воде. Силами 2-4 человек нужно спустить плот на воду (точнее, стащить его на воду) и дать каркасу повиснуть на камерах. Чтобы он не слишком проваливался, как раз и нужны те самые доски (по одной на каждый ряд камер), чтобы они держали каркас на плаву и не давали ему тонуть. 



6) теперь нужно набрать палубу — начните с 6-метровых досок, лучше всего — от центра к бокам. Будьте очень аккуратны, прибивая палубу, т.к. высок риск случайно проткнуть камеры. Собственно, для этого и нужен запас камер, потому что нам ни разу еще не удавалось избежать таких вот проколов. 

Не стоит набирать палубу для плота на берегу — вам будет очень сложно спустить его на воду из-за огромного веса. 

7) По мере того, как вы будете накидывать палубу, будет видно, что делать с первыми тремя досками — нужно ли будет их перекладывать или нет (но если нужно, то как раз ситуацию облегчит то, что их гвозди не будут забиты до конца). 

8) После завершения набора палубы нужно обрезать лишние края пилой, чтобы плот стал выглядеть красиво. 

9) По желанию, можно также соорудить специальный каркас для тента — это важно, если вы собираетесь плыть несколько дней и ожидаете дожди. Однако учитывайте, что этот каркас создает сильную парусность, и в случае сильного ветра вам будет сносить. Каркас лучше всего приколачивать сразу на плоту, а не собирать его заранее на берегу и потом переносить на плот. 



10) когда будете крепить тент, предусмотрите возможность его использования в качестве паруса — это может быть очень полезным в отдельных ситуациях. Так, во время нашего третьего сплава в один из дней получилось так, что течение несло в одну сторону, а против него дул очень сильный ветер, который относил плот назад просто за счет объема палаток и каркаса тента. Мы подумали, что нам без разницы, куда плыть, и сделали из тента парус, который позволил нам немного подняться по реке: 


Тент в качестве паруса

11) Желательно сделать на корме руль, которым вы будете управлять плотом: 


Две вертикально прибитые доски как раз и образуют упор для рулевого весла, важно только как следует их укрепить, чтобы они не сломались — нагрузка на них будет большая. 

Также для управления плотом нужно обпилить 4-5 досок (сделав из них что-то типа весел), ну или купить весла для байдарки, которые стоят денег, но не будут заставлять болеть ваши ладони.


Вуаля! Плот готов. 

Время постройки уменьшается по мере приобретения опыта, но в среднем это где-то 4-5 часов работы 3-5 человек человек.  

Необходимые инструменты

Для постройки плота понадобятся следующие инструменты: 

- несколько молотков (чем больше, тем быстрее вы сможете настелить палубу) 
- автомобильный насос (под ниппеля)
- бензопила (желательно) или хотя бы обычную пила
- топор гвоздодер (обычно совмещается с молотками или топором)  

Как выбрать реку и маршрут для сплава 

На наш взгляд, оптимальным форматом для сплава на плоту является следующий: на плоту устанавливаются палатки, весь день плот находится в пути, а вечером (за 1-1,5 часа до темноты) швартуется к берегу для стоянки. Палатки при этом все время остаются на плоту. Для швартовки нужно сделать якорь из одной из досок, привязав ее крепкой веревкой к раме. 

Для сплава нужно выбирать, конечно же, несудоходные реки, поскольку управляемость у плота очень низкая и переоценивать его маневренность не стоит. Река должна быть без порогов и шлюзов. 

Средняя скорость движения плота по реке составит 1,5-2 км в час, так что за день на плоту реально пройти 10-20 км. Будьте готовы к тому, что плот надо будет выталкивать веслами на середину реки, поскольку на изгибах его будет прибивать к берегу. 


Мы сплавлялись два раза по Тверце (по маршруту от Торжка до Твери, только разбили этот путь на два похода) и один раз — по Оке (от Серпухова в направлении Пущино и ниже), и можем рекомендовать оба этих маршрута для сплава. Машины мы каждый раз оставляли в точке старта на охраняемой стоянке — с тем, чтобы потом можно было вернуться к ним из точки финиша (которую заранее очень сложно спрогнозировать). 

Конечную точку старайтесь выбирать возле какого-то населенного пункта — во-первых, это избавит вас от проблем с утилизацией плота (его за милую душу разберут на кусочки местные жители), во-вторых, даст возможность заказать транспорт до точки старта.  

В завершение предлагаю посмотреть видеоролик из нашего второго сплава — именно этот плот мы считаем самым удачным, ну и сам сплав тоже оказался наиболее драйвовым, динамичным и относительно беззаботным. Это трехминутное видео не только передает атмосферу сплава, но и показывает процесс сборки плота:



Читайте еще больше интересных материалов о путешествиях по России и всему миру в блоге ilmelnik.ru.

moya-planeta.ru

Также в рубрике
Комментариев нет. Станьте первым!