USD: 93.4409
EUR: 99.5797

Путешествие длиной в 120 лет или откуда взялись подстаканники?

Текст: Елизавета Кондрат

Без этой вещи в России уже невозможно представить себе ни одно путешествие на поезде. Вот уже более 180 лет Российские железные дороги занимаются перевозками пассажиров, угощая их чаем из знаменитых кольчугинских подстаканников.

Никелированный подстаканник появился в составах в 1892 году по распоряжению министра путей сообщения Сергея Витте. Массовый заказ для железных дорог, если верить существующим источникам, был сделан в 1924 году. Тогда стакан украшала гравировка «Свободная дорога». Проводникам было тяжело разносить чай с кипятком в руках, поэтому им на помощь пришла металлическая подставка для стаканов. На ней специально была сделана большая ручка, чтобы можно было легко подавать сразу несколько горячих напитков не обжигаясь. Сейчас у проводников появились другие стандарты подачи чая. О них рассказал Владлен Карартынян, начальник пассажирского поезда:

— После посадки и проверки документов проводник рассказывает о наличии сувенирной чайной продукции, предлагает ее. Если что-то захотели приобрести, то сотрудником сувенир приносится в купе. После этого, по регламенту проводник надевает фартук, красиво сервирует поднос и разносит чай и кондитерские изделия. Чай предлагается пассажирам 2 раза в сутки.

lrm_export_20170221_212522-01

Интересный факт, что в 2016 году пассажиры выпили около 10 млн. стаканов чая — в среднем 830 тыс. в месяц (и около 22 млн. пакетиков сахара). Летом эти цифры становятся больше. В среднем, чай заказывает каждый десятый пассажир поезда дальнего следования. В поездах нередко можно встретить кого-то из знаменитостей. Они почти никогда не заказывают еду во время поездки, у них всегда все с собой. Зато покупают сувениры от РЖД (с 2010 года РЖД стали продавать и подстаканники). В каждом поезде предлагаются подстаканники с изображением города, в который следует состав. Цена сувенира варьируется от 1080 до 10 000 рублей.

Многие знают о подстаканниках в поезде, но мало кто знаком с технологией производства этого немаловажного атрибута в путешествиях. Подстаканники производят на Кольчугинском заводе цветных металлов, основанном московским купцом Александром Кольчугиным в конце XIX века. К сожалению, точно назвать дату рождения подстаканника нельзя — вся документация завода была сожжена в 1941 году, когда немцы стали подходить к Москве, а сам завод был эвакуирован в пять городов Урала и Казахстана. Производство столовых приборов возобновилось в 2008 году.

lrm_export_20170221_210029-01

На заводе используют различные металлы для изготовления подстаканников: из латуни, меди, есть с покрытием из никеля, серебра, золота и двухслойного покрытия серебра/золота. Как правило, подстаканники делают из латуни. Рисунки — центральный и основной печатаются на пресс-машине. Листы металла привозят в цех на первый этаж. Тут сотрудники вручную кладут заготовки под пресс. Далее они отправляются на скрутку, где получаются цилиндры будущих подстаканников. Шов тоже запаивается вручную. Но пока у изделия нет дна и он не очень похож на то, что мы привыкли видеть в поездах и магазинах. Поэтому цилиндры отправляются опять к пресс-машине, где сотрудник завода вручную производит подгиб корпуса, а затем с помощью машины делается запрессовка поддона (нижняя часть подстаканника). Здесь же происходит сгибка ручки будущего подстаканника. Форма готова, осталось придать ей привычный цвет. Подстаканники обрабатывают с помощью полировального круга и специальной пасты. Работу мастер выполняет своими руками.

lrm_export_20170221_210819-01

— Ручные работы чаще выполняются мастерами, потому что так выходит быстрее и дешевле для предприятия. Завод собирается и дальше расширять свою продукцию не только по городам России (Владимир, Суздаль и далее), но и импортировать ее за границу. Сейчас российские подстаканники продаются во Вьетнаме, — рассказал журналу «Отдых в России» директор ЗАО «Кольчугцветмет» Евгений Антонов.

lrm_export_20170221_211234-01

Самое интересное начинается на втором этаже цеха. Именно здесь находятся отделы, где посуда приобретает товарный вид. По желанию заказчика латунь покрывается сплавами на их выбор.

— Посеребрение изделий происходит за полтора часа. Изделие до покрытия подвешивается на подвески. Линия у нас автоматизированная. Дальше идут обезжирки, промывки, экипировка, то есть весь химический процесс, — рассказала заместитель начальника по производству Светлана Федотова.

lrm_export_20170221_210425-01

Логотип делается по специальному эскизу и наносится лазером по центру подстаканника. Декоративное украшение выполняется только по специальному заказу. — В среднем в месяц на покрытие 100 подстаканников уходит 400 грамм золота, в новый год эту цифру можно сразу умножать на два, — поделился с нами начальник цеха товаров народного потребления Виктор Горячев.

На территории завода есть музей. Здесь экскурсии проводит Ирина Аккуратнова, которая расскажет все об истории создания завода и о много другом. Экспонаты музея были собраны не только благодаря руководству завода, но и тем, кто когда-то работал на нем и их родственниками.

Также в рубрике
Махил Снейп, автор блога "Голландец в России", а также одноименной книги, живет здесь уже больше восьми лет и за все это время ни разу об этом не пожалел
 0
Туроператоры назвали Камчатку и Курилы самыми дорогими регионами для отдыха
 0
Комментариев нет. Станьте первым!