USD: 64.1948
EUR: 71.1086

"Гараж" переехал на окраину парка Горького

Музей современного искусства «Гараж» снова переехал. В 2012 году он сменил здание Бахметьевского автобусного парка на временный выставочный павильон в Парке Горького. Сейчас музей наконец получил постоянное помещение, на месте которого прежде находился известный в 1960-е годы ресторан «Времена года» — В ТОМ ЖЕ ПАРКЕ ГОРЬКОГО. Он был заброшен на протяжении 20 лет. Над реконструкцией памятника советского модернизма работало бюро OMA (Office for Metropolitan Architecture) нидерландского архитектора Рема Колхаса, автора образовательных программ в институте дизайна «Стрелка». «Йод» побывал на открытии нового музейного комплекса.

Новое здание «Гаража» расположено на окраине парка Горького, поэтому там немноголюдно. Но огромная коробка из поликарбоната сразу привлекает внимание. Раннее утро. На площади перед музеем кипит работа: кто-то сверлит, другие кладут плитку, третьи стелят газон. Вид у всех серьёзный. Вальяжно прогуливающиеся мужчины в дорогих костюмах о чём-то мирно беседуют. Ощущение, что строятся олимпийские объекты.

Перед тем, как попадаю в огромное здание, обращаю внимание, что перед дверью нет порога. «Это демонстрирует, как музей проникает в парковую, городскую зону, как они вместе могут взаимодействовать, сливаясь в одно целое», ̶ позже объяснит экскурсовод Катя. Перед входом девятиметровая картина-плакат Эрика Булатова с лозунгом «Все в наш гараж!».

Отреставрированный вход в парк, на крыше которого теперь обустроена смотровая площадка • Фото: Андрей Махонин | Йод

Внутри очень просторно. Площадь нового помещения более 5400 кв. метров, где разместились пять экспозиционных пространств, Проектная комната, Лекторий, Детская комната, а также книжный магазин и кафе. Также предусмотрены комната матери и ребёнка, лифт для посетителей с ограниченными возможностями и гардероб ярко-рыжего цвета. В здании многолюдно. В основном звучит иностранная речь, русских посетителей мало.

Кафе небольшое, напоминает гостиную. Вместо нагромождённых столов ̶ небольшие тумбочки, окружённые удобными стульями. Есть и лавочки, сделанные из самых простых материалов. Книжный магазин многоуровневый, там продаются книги о живописи, фотографии и кино.

Рабочие доделывают площадку перед музеем • Фото: Андрей Махонин | Йод

 

Фото: Андрей Махонин | Йод

При проектировании здания архитектор Колхас и бюро ОМА предложили минимально вмешиваться в оригинальную конструкцию, чтобы сохранить внутренние элементы. Именно поэтому важной частью интерьера является советская мозаика, какую ещё можно увидеть в столовых провинциальных городов. Реставрацией чудом сохранившейся напольной и настенной плитки занимались приглашённые специалисты из итальянской Равенны. 

«Музей уникален тем, что здание, в котором он расположен, было построен в 1968 году. Тем не менее, оно сохранило уникальную архитектуру, в нём нет ничего лишнего, только прямые линии. А бетонные укрепления были настолько хорошо сделаны, что несмотря на заброшенность здания в течение последние 20 лет, их не пришлось восстанавливать», — рассказала руководитель департамента маркетинга и развития музея «Гараж» Дарья Котова.

Строители спешат завершить работы до приезда мэра • Фото: Андрей Махонин | Йод

Наибольшее внимание привлекает выставка японской художницы Яёй Кусама «Теория бесконечности». Одна из инсталляций «Бесконечная зеркальная комната ̶ души в миллионах световых лет от нас» представляет собой небольшую зеркальную комнату, наполненную тысячами пульсирующих огней. Почувствовать себя частью бесконечной вселенной можно всего 30 секунд в рамках соблюдения правил безопасности. «Инсталляция имеет психическое воздействие на человека, поэтому время ограниченно», ̶ поясняет сотрудница музея.

Но не все посетители считают, что выставка может оказать негативное влияние. «Мне очень понравилась комнатка с огоньками, меня она не испугала. Показалось, что автор этой инсталляцией хотела показать одиночество человека в масштабах космоса. На меня это произвело огромное впечатление», ̶ рассказывает посетительница «Гаража», фотограф Наталья Феоктистова.

Одна из стен украшена мозаичным панно • Фото: Андрей Махонин | Йод

 

Также есть магазин, где можно приобрести книги и альбомы • Фото: Андрей Махонин | Йод

На втором этаже — застеклённый лекторий, рассчитанный примерно на 50 человек. Там же — специальные помещения для проведения выставок. Два иностранных журналиста с азартом играют в пинг-понг. Множество столов на сиреневом полу поставили на втором этаже музея в рамках выставки Риркрита Тиравании «Завтра ̶ это вопрос?». Сам художник скромно наблюдает за напряжённой игрой. Недалеко от него расположены конструкции, напоминающие автобусные остановки советского периода. В них располагается всё необходимое для сервировки пельменей, которые все желающие могут съесть. По словам художника, такое, на первый взгляд, странное сочетание компонентов свидетельствует о взаимодействии между искусством и жизнью. «Пельмени ̶ это искусство?!» ̶ удивлённо и насмешливо восклицает женщина средних лет. «Теперь да », ̶ отвечает ей спутница.

Фото: Андрей Махонин | Йод

Много посетителей и на выставке «Лицом к лицу: Американская национальная выставка в Москве 1959/ 2015», организованной совместно с Музеем американского искусства в Берлине. Она посвящена другой выставке — Американской культуры, прошедшей в Москве в 1959 году. На стеллажах значки Coca-Cola, рекламные плакаты, фотографии прошлых лет. У специального стенда можно увидеть заголовки американских и русских газет в период Холодной войны, прочитать книги про Никиту Хрущёва и про отношения с Западом. Лежит и книга отзывов о выставке 1959 года, где на отсканированных страницах помещены мнения её посетителей. «Нужно жить в мире, чаще сближаться друг с другом. США и СССР ̶ путь к диалогу и прочному миру. Да здравствует мир!». Парадоксально, но слово «мир» встречается почти на каждой странице книги. И это в период объявленной холодной войны!

Посетители «Гаража» • Фото: Андрей Махонин | Йод

 

Фото: Андрей Махонин | Йод

Крыша нового «ГАРАЖА» просторная, с неё открывается вид на парк. По словам создателей, в будущем крыша будет использована как площадка для встреч с «друзьями» «Гаража». Сверху видны поднятые ставни музея, которые являются его визитной карточкой. Панели фасада шириной 11 метров поднимаются вертикально над террасой и открывают пространство Атриума.

«Мы здесь надолго, а точнее — навсегда», ̶ рассказывает «Йоду» директор музея «Гараж» Антон Белов. — Всё лето временный павильон музея, где представлен проект Катарины Гроссе, просуществует. Сейчас у нас идут переговоры с Парком Горького о его дальнейшей судьбе. Планов много. Например, хотим, чтобы перед музеем на площади Искусств появлялись выставки, проходили перформансы, образовательные программы. Я думаю, туристов привлечёт, что, во-первых, это здание спроектировано Ремом Колхасом и его бюро, которое известно во всём мире, во-вторых, у нас есть уникальные подвижные ворота, позволяющие сделать пространство более прозрачным, открытым".

В музее выставлены экспонаты советской эпохи • Фото: Андрей Махонин | Йод

 

Фото: Андрей Махонин | Йод

Вечером музей посетил мэр Москвы Сергей Собянин, глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский и директор Парка Горького Ольга Захарова. Глава города в сопровождении Захаровой полюбовался уже обустроенной территорией перед музеем, а затем прошёл внутрь здания.

Фото: Андрей Махонин | Йод

Фото: Андрей Махонин | Йод

 

Прямо внутри музея можно поиграть в пинг-понг • Фото: Андрей Махонин | Йод

Собянин также открыл после реставрации главный вход парка, который не реставрировали с момента возведения в 1955 году. В комплексе появился первый в истории Музей парка, смотровая площадка с видом на Москву, лекторий и сувенирный магазин.

Советской тематике уделено много внимания • Фото: Андрей Махонин | Йод

 

Фото: Андрей Махонин | Йод

Музей парка интерактивен. На специальных панелях можно узнать историю парка и Нескучного сада. В витринах — найденные при раскопках стеклянные бутылки и билеты, архивные материалы и документы. С помощью очков повышенной чувствительности можно совершить виртуальный прыжок с тридцатиметровой парашютной вышки. Надеваю специальное приспособление и «прыгаю вниз». Ноги инстинктивно подкашиваются, от падения спасают перила. Ощущения необычные, но не внушают страха.

Глава департамента культуры Москвы, директор Парка Горького и мэр открывают главный вход • Фото: Андрей Махонин | Йод

 

Глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский, директор Парка Горького Ольга Захарова и мэр Сергей Собянин • Фото: Андрей Махонин | Йод

Смотровая площадка расположена на высоте 18 метров от земли. Подняться туда можно на лифте. Закатное солнце освещает фонтанный комплекс парка, памятник Петру Первому и Храм Христа Спасителя. Москва с высоты смотрится по-другому: кажется, что машин еще больше, а люди спешат все быстрее. На площадке установлены два бесплатных бинокля.

Архитектор Рем Колхас, построивший «Гараж», в одном из залов • Фото: Андрей Махонин | Йод

К вечеру буднего дня народу в Парке Горького не становится меньше. Подростки катаются на самокатах и скейтбордах, влюблённые парочки берут напрокат велосипеды, студенты готовятся к сессии, кто-то загорает, другие слушают музыку на берегу Москва-реки. «Число посетителей парка возросло в три с лишним раза ̶ с 3,7 миллионов в 2010 году до 12 миллионов человек в 2014», — говорит мэр города. И правда, жизнь бьёт ключом.

Роман Абрамович также приехал на открытие • Фото: Андрей Махонин | Йод

 

Фото: Андрей Махонин | Йод

В сувенирном магазине продают духи с собственным ароматом Парка. «Мы давно мечтали о создании запаха Парка Горького. Теперь свои яркие впечатления и ощущения от парка могут унести не только в памяти или на фото, но и во флакончике духов», ̶ рассказывает Ольга Захарова. Пока представлены три аромата «Пикник на траве», пахнущий вишней и яблоками, «Прогулка по Нескучному саду» и «Туман на Андреевском пруду», который вызывает ассоциации с чем-то приторно-сладким, похожим на ваниль и корицу.

Алексей Гинзбург
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «ГИНЗБУРГ АРХИТЕКТС», ПРОФЕССОР МААМ

Любая возможность какого-то культурного обмена весьма обогащает московскую среду. Если у нас появляются здания, спроектированные состоявшимися, известными в мире архитекторами, на которых многие равняются, то это, безусловно, позитивно для Москвы. Для меня было бы странным, если бы в Парке Горького этот музей пытались построить как здание в стиле какой-то псевдоклассической архитектуры 30х-50х годов. Мы живем в сегодняшнем дне, поэтому то, что там появляется современное здание — оно прекрасно вписывается в парк. Эта новая архитектура со старой парковой архитектурой, конечно, сочетается. Тем более что она довольно деликатно сделана, просто, минималистично, и лаконичными средствами. Здание сделано так, чтобы подчеркнуть как парк и историческую среду, так и те предметы искусства, которые будут в нем выставлены.

Конечно, здание музея должно быть функциональным. Но есть достаточный набор художественных приемов у архитектора, проектирующего музей, потому что музей сделать функциональным несколько проще, чем какие-то здания с более сложной технологией. Возможности определенного диалога с существующим контекстом довольно широкие.

Мне нравится, безусловно, что делает бюро Колхаса. Это — один из авторитетнейших на сегодня архитекторов, с которым можно, как с любым архитектором, в чем-то соглашаться или не соглашаться. Но то, что это человек, который делает очень отрефлексированную, продуманную современную архитектуру — это абсолютный факт. Метод и стиль в его работах очень видны. Когда хотят обратиться в Колхасу — получат именно такую архитектуру, а когда хотят обратиться к Фрэнку Герри — получат совершенно другой подход, и совершенно другая была бы реализация. У людей с таким опытом, как у Колхаса, есть свой авторский, понятный стиль, понятный тем, кто к нему обращается. Ждать от него какой-то другой подход чем то, что мы видим сейчас, точно не приходится.

Николай Переслегин
ПАРТНЕР АРХИТЕКТУРНОГО БЮРО KLEINEWELT ARCHITEKTEN, СОВЕТНИК РЕКТОРА МАРХИ

[Открытие нового здания «Гаража»] — действительно грандиозное событие, как в культурной жизни, так и в архитектурной. Это первый прецедент в нашей стране, когда архитектор такого уровня реализовал свой проект в полном объеме, как он этого хотел. К сожалению, к нам часто приезжали архитектурные «звезды», с которыми заключались различные контракты, но которые в итоге заканчивались ничем. Я не помню ни одного завершенного до конца проекта какого-либо архитектора мировой величины. Хотя попыток было очень много.

То что это удалось сделать «Гаражу» в Парке Горького — большая победа здравого смысла. Мне остается только поздравить Дарью Жукову (основателя музея) и Антона Белова (директора музея). Они сделали невозможное, и я очень надеюсь, что, создав такой прецедент сейчас, такая практика будет продолжена, и мы увидим какие-то яркие, продуманные и концептуально обоснованные объекты, коим является павильон «Времена Года», который сегодня открывается.

Рем Колхас известен во всем мире своим аналитическим, исследовательским подходом. Он человек очень глубокий и многогранный. Рем является родоначальником понятия «современная концептуальная архитектура». Его подход — голландская школа. Ему свойственен очень глубокий анализ, на котором строится вся концепция. В отличие от других негативных примеров, когда здание просто рисуется непонятно по каким принципам, высасываются из пальца какие-то формы, и, по сути, это не архитектура, а какое-то формотворчество, странное самовыражение. Исследования Колхаса — это каждый раз самостоятельный проект, который ложится в основу архитектурных форм и обличий, которые выражаются в пространстве, структуре, решений, связанных с материалами.

Проект здания — очень удачное решение. Сделано деликатно, очень изящно, вписывается в ансамбль садово-паркового искусства, коим является Парк Горького. Здание очень уважительно относится к тому контексту, который существует вокруг. «Гараж» вписан в окружающую среду гуманно и уважительно. Я думаю, что это очень важная и позитивная история, от начала до конца.

Источник: yodnews.ru

Также в рубрике
Комментариев нет. Станьте первым!