USD: 73.2351
EUR: 85.9560

Дачный ответ

Как фотографии российской глубинки покорили мир

В шорт-лист престижного международного фотоконкурса Sony World Photography Awards 2020 вошел проект «Шесть соток» россиянина Федора Савинцева. Он запечатлел яркие, самобытные домики в деревнях и садовых товариществах Архангельской области. Где именно они находятся — автор не раскрывает, чтобы не привлекать излишнего внимания и не нарушать покой местных жителей.

Несколько лет назад Федор готовил репортаж про отлов бельков на Белом море и, возвращаясь из поморской деревни на вертолете, сделал снимок, который впоследствии стал его визитной карточкой. На нем изображены разноцветные маленькие домики, которые аккуратно, словно по линейке, расположены на заснеженном участке земли.

Работа много выставлялась, одна из копий, по словам Савинцева, висит в приемной российского миллиардера и главы правления газовой компании «Новатэк» Леонида Михельсона, а также находится в других частных коллекциях. Но та фотография была сделана сверху, с высоты птичьего полета. В 2019 году Федор задался целью разыскать этот поселок и снять его уже снизу. «Оказалось, что дома имеют не только яркую расцветку, но и обладают яркой архитектурной формой. Вроде бы все стандартно, типовые строения 50-70-х годов, но за эти годы владельцы их настолько индивидуализировали, что сложилась своя стилистика, которая меня и зацепила», — рассказывает фотограф, поделившийся с «Лентой.ру» своими снимками.

«Участки в поселках раздавались простым людям как раз в период тотального дефицита, даже гвоздь невозможно было достать. Но все же люди как-то умудрялись создавать красоту из простого. Сейчас уровень обеспеченности и наличия материалов гораздо выше, но люди разучились чувствовать красоту и формировать из нее реальность», — делится Федор.

Савинцев считает, что большинство домов в северных СНТ теряют свою индивидуальность из-за типовых материалов и нежелания включать фантазию: «Сколько ни разговаривал с местными — сложно донести мысль. Кто-то понимает, о чем я, а кто-то говорит лишь об утилитарности. В подмосковных товариществах и других, приближенных к крупным городам, все намного хуже».

Создатель «Шести соток» так описывает свой стиль: «Я выделил себе специфическое направление. Есть множество авторов, есть, например, прекрасный проект nalichniki. Много фотографов прям фетишируют на разрухе, а меня привлекает индивидуальность строений, хозяйские фантазии, которые проявляются порой в разных вещах».

По мнению Савинцева, для советских граждан дача на шесть соток оказалась целым маленьким миром посреди небытия, где они могли себя чувствовать одновременно хозяевами, художниками, мастерами, садоводами и семьянинами.

«Северные дома все же выглядят очень специфически конфетно», — комментирует фотограф. Цвета на снимках не подвергались ретушированию, а снег помог отсечь все лишнее, акцентируя внимание на самих строениях.

Савинцев пытался найти столь необычные домики и в других регионах страны, но пришел к выводу, что такие нестандартные цвета и формы оказались характерны только для северных широт. «Я не могу точно дать обоснование именно северному колориту, но есть предположение, что такая сохранность идет от любви к традициям: все же архангельцы стараются сохранять свою культуру. Ну а красочность, возможно, — это отголоски глубинных элементов, взять, например, ту же мезенскую роспись», — говорит фотограф.

Федор считает, что эти СНТ появились следующим образом: «Мне кажется, все определило желание людей как-то украсить свою жизнь и не унывать. Их открытость и наивность позволяла без стеснения раскрывать свой творческий потенциал. В какой-то момент, я думаю, дачники могли начать соревноваться в оригинальности, но дальше сформировалась общая атмосфера, и люди просто подстраивались под традиции».

Савинцев говорит, что больше всего люди, рассматривая кадры, удивляются формам и цветам. Иногда находятся даже те, кто узнают свои дома, но ничего не могут толком рассказать про их историю. Никаких особенных традиций при возведении зданий не было, строили кто во что горазд.

«Иногда можно встретить местного жителя и спросить: "Ну, что у вас тут интересненького в поселке?" и обязательно укажут улицу, где жил или живет какой-нибудь умелец с необычным домом. Значит, люди осознают и понимают отличие красивого и необычного от обыденного и стандартного. Самобытность и желание сделать красивое на свой ум — вот что уникально», — рассказывает автор проекта.

По словам Федора, он выступает эдаким борцом против серости: «Я ворчу на высокие заборы, на пустотелую архитектуру, на безликую отделку. И зритель соглашается. Может быть, однажды кто-то вступился за сайдинг, но был повержен».

«Я рад, что тема привлекает внимание, и, возможно, мы сможем взять из той эпохи лучшее и привнести в миллионы современных квадратных метров что-то свежее и новое», — подытоживает фотограф.

Источник

Также в рубрике
Комментариев нет. Станьте первым!