USD: 64.4711
EUR: 71.5307

Итуруп. Новые маршруты уходящего года

Однажды один из работников МИД Японии, зная мою искреннюю увлеченность Итурупом, спросил, мол, если полномасштабный туризм придёт на ваш остров, он может потерять свою первозданную природу, вы не боитесь за его судьбу? "Не боюсь, — ответил я ему. — У острова прекрасные защитники в виде зарослей непроходимого бамбука, глубоких и труднодоступных ущелий и всё сметающих тайфунов. И хорошо знаю, что с нашим островом смогут близко познакомиться только туристы-экстремалы. А таких фанатов немного, и они всегда уважительны к природе. Поэтому за остров я спокоен!".

После нашего разговора прошло уже более десяти лет. Хоть и медленно, но неуклонно за эти годы островной туристический бизнес развивался и развивается. Помимо такой крупной фирмы, как ЗАО "Гидрострой", сегодня принимают гостей и другие предприниматели и даже рядовые курильчане, решившие попробовать себя в таком бизнесе. И нужно отдать должное им, если раньше предоставлялись в основном места для проживания в гостиницах и частном жилье с нехитрым набором услуг, то с недавних пор в их число непременно входят туристические маршруты. Но, как всегда, ещё с советских времён туристам предлагается познакомиться с окрестностями Курильска и Рейдово и посетить склоны вулкана Баранского с горячими источниками и речкой Кипящей, а "на закуску" — Белые скалы и водопад на Парусном. Конечно, за последние годы, благодаря деловым и дизайнерским способностям гендиректора "Гидростроя" Юрия Светликова, часть из вышеназванных активно посещаемых мест, замечательно преобразилась. И к ним добавились морские прогулки, порой с ловлей палтуса, на катерах и резиновых лодках вдоль Охотского побережья.

Да, возможно, для первого посещения Итурупа ярких впечатлений от всего вышеперечисленного будет более чем достаточно. Но не исключено, что кто-то из туристов захочет продолжить общение с островом, убедившись в его огромном потенциале. Например, почти не тронуто людским вниманием (браконьеры не считаются) океанское побережье, и дымящиеся вулканы ждут своей очереди. А это десятки по-настоящему интереснейших маршрутов.

Однако к 2018 году ситуация на Итурупе потихоньку начала меняться, нынче появились, как минимум, два новых предложения для гостей острова. Первое — посещение бухты Консервной. Она, несомненно, сама по себе как природный объект привлекательна, мне тоже доводилось в ней бывать. Ребятня из близлежащего села Рейдово каждое лето считала своим долгом её посетить. К тому же многие курильчане знали, что на побережье находится заброшенный японский консервный завод. И вот совсем недавно, при строительстве кетового рыбоводного завода (2016-17) рабочими "Гидростроя" были найдены любопытные артефакты прошлого, причём не только относящиеся к бывшей производственной деятельности японцев.

Рыбоводный завод

Рыбоводный завод

 

Как только мы с прорабом, рейдовчанином Дмитрием Карелиным (он тоже ещё мальчишкой бывал здесь), нынешней осенью высадились из резиновой лодки на добротный бетонный пирс в бухте Консервной, то первым, что привлекло моё внимание, была широкая, выложенная из камня лестница, ведущая почти от причала мимо каменных кладок куда-то вглубь леса.

"Когда мы, первые строители (12 человек), появились здесь в 2016 году, то увидели лишь выброшенную на каменистый отлив японскую шхуну, — вспоминал он. — Чуть подальше от моря высились густые заросли бамбука. А по левую руку от нас с крутого берега с шумом падало много водопадов, воду которых нам предстояло собрать и довести до будущего завода. С этой задачей мы справились за два месяца. Параллельно подготовили строительную площадку для собственно лососёвого воспроизводства. При этом сохранившиеся паровые машины бывшего японского рыбоконсервного завода (подробнее о нём можно прочесть в книге "В краю серебряного лосося") мы аккуратно очистили от грязи и ржавчины и выставили на площадке недалеко от моря.

Дмитрий Карелин

Дмитрий Карелин

 

Оборудование консервного завода

Оборудование консервного завода

 

Во время строительных работ ещё были обнаружены останки японской деревушки (Самамбэ — прим. автора), а точнее, полуразрушенные фундаменты восьми домов. У нас возникло желание восстановить. Руководство нас поддержало, мол, если найдёте время от основной работы, то занимайтесь".

Вход в деревню

Вход в деревню

 

Строители отнеслись уважительно к находкам, проделав вручную огромную работу по расчистке деревни. Убрали заросли буйной растительности и наносной слой земли, бережно восстановили разрушенные временем каменные основания жилищ, лестничные марши и дорожки между бывшими домами.

 
 
 
 
 

Мы с прорабом поднялись по лестнице на территорию бывшего селения со стороны моря. Дмитрий прекрасно справлялся с ролью экскурсовода, рассказывая и показывая особенности расположения японских жилищ. Видно было, что он гордится творческой работой его небольшого коллектива.

Для того, чтобы построенный рыбоводный завод функционировал без проблем в непростых курильских условиях круглый год, к нему должна быть подведена дорога. Таковая по морю исключается, особенно в штормовой осенне-зимний период. Остается суша. К тому же по береговой террасе к бухте идёт старая грунтовка, только вот спуска нет. Руководство "Гидростроя" поначалу намеревалось, несмотря на огромные расходы, построить серпантин. Но его строительство на крутом склоне при абсолютной высоте более 200 метров точно бы обезобразило этот уютный уголок острова. И решено было отказаться от серпантинного спуска. Благо, что во время поиска наиболее приемлемого пути по склону строители наткнулись на остатки японской тропы для гужевого транспорта.

 

В сопровождении Дмитрия я прошёл по всей уже расчищенной дорожке, местами похожей на аллею, от бухты до самого верха береговой террасы. Не скрою, идти было нелегко, но это того стоило, с неё открывался прекрасный вид на Консервную. Смотрю на густую щетину высокого бамбука по сторонам тропы, и невольно возник вопрос: как же мужики здесь прорубались? Словно прочтя мои мысли, мой спутник рассказал, как они пытались с бамбуковыми джунглями справиться: "Пробовали всё: и топоры, и мачете, и дисковую газонокосилку — тщетно! Только бензопилами победили. В дальнейшем будем тропу восстанавливать, чтобы можно было по ней не только пешком двигаться, но и на квадроцикле с прицепом".

В этот день мы осмотрели и другие тропы, ведущие от бывшей деревни на побережье. Но задерживаться там не стали, хотя там и было что посмотреть, так как ветер на море начал поднимать волну. На прощание я окинул взглядом бухточку и поблагодарил Дмитрия за интересную экскурсию. Туристы, кстати, которых здесь готовятся встречать в скором будущем, тоже будут благодарны.

Второй замечательный маршрут появился благодаря федеральной программе "Дальневосточный гектар". Два местных жителя Семён Рубцов и Гурам Ломадзе взяли земельные участки на тихоокеанском побережье Итурупа недалеко от мыса Исоя. Замечу сразу, что данное место считается с полным основанием труднодоступным: дорог в том направлении никаких нет, и отнюдь не каждый турист отважится пойти туда по суше. А добираться морем-океаном, огибая остров — вообще нереально. Мне неоднократно доводилось посещать названный мыс, там есть, что посмотреть, и несмотря на моё знание пути, он по берегу только в одну сторону занимает не менее трёх погожих дней. Можно его пробежать и за два дня, но тогда ничего в природе не увидишь.

Но эти курильчане знали, на что идут. Скооперировались и сделали за относительно короткое время с помощью (приобрели совместно) гусеничного тяжелого тягача свою "дорогу".

"Никто из посвящённых в наш проект даже не верил, что такое возможно, — рассказывал Семён Рубцов. — Однако, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Ранней весной, когда ещё лежат глубокие снега, мы с Гурамом на снегоходе и с GPS-навигатором проложили примерный маршрут, пересекающий остров с Охотки на океан. Для этого нужно было преодолеть глубокие распадки, примыкающие к горе Широкой (высота 400 м). Затем справились с протяжённым, примыкающим к горе хребтом. Благодаря тому, что снежный покров прячет многие неровности рельефа, нам удалось "забить" курс будущей дороги в навигатор.

С приходом лета запаслись соляркой, бензином, топорами, бензопилой, продуктами. И — в "бой"! Но, как и ожидалось, почти сразу столкнулись с серьёзными трудностями. Четыре дня не удавалось подняться на вездеходе от моря даже на прибрежное плато. Израсходовали не одну бочку дизтоплива на поиски приемлемого подъёма. Сильно понервничали, в конце концов одолели. И хребет миновали, хотя покувыркаться пришлось. А сделав первый удачный след, потихоньку торили путь, улучшая его проходимость".

Нашей команде, а со мной были ещё двое — В. Тарико и А. Удодов, повезло первыми из путешествующих оценить проделанную работу. Мне ранее приходилось ездить на гусеничной технике с Семёном в тяжёлых дорожных условиях. Он виртуозно управлял вездеходом. На этот раз вёл машину Гурам. Замечу, что и он не уступал товарищу в умении её вести. Хотя на отдельных горных участках хотелось прикрыть глаза — было страшновато.

С горы можно было многое рассмотреть: на западе раскинулся залив Простор, вздымались конусы вулканов Богдан Хмельницкий и Чирип; на севере — самое узкое место острова — перешеек Ветровой и дымящийся вулкан Кудрявый; на востоке — бесконечный Тихий океан.

Владимир Тарико

Владимир Тарико

 

Гурам Ломадзе

Гурам Ломадзе

 

Спускаясь с хребта, мы увидели вожделенный мыс Исоя. Через минут двадцать спустились к конечной точке нашей поездки. Перед выездом у нас была информация, что в устье речки Приветной построено какое-то жилье, но мы увидели добротный дом приличных размеров, 6×8 метров, стоящий на сваях, с пластиковыми окнами, привезёнными с Сахалина. Конечно, я не мог не поинтересоваться у Гурама, каким образом они смогли доставить по бездорожью в отдалённый уголок острова порядочный объём стройматериалов. Выяснилось, что возили их преимущественно в зимнее время на снегоходах, прицепляя нарты. Со строительством справились за полгода. Сегодня в доме имеется всё необходимое, от мебели и посуды до чугунной печи. Есть даже небольшая бензиновая электростанция. А на дворе, извините за подробность, пластиковый биотуалет.

Имея в качестве полевой базы надёжное жилище, мы разгрузили в нём наши рюкзаки и, взяв всё необходимое, включая палатку, для радиального выхода устремились по океанскому побережью к мысу Рогатый.

 
 
 

Скала Дырявая

 

Скала Дырявая

 

Несколько незабываемых дней с вечерними посиделками у костра и ночёвками на берегу океана под шум прибоя пролетели как одно мгновение. Да и разве можно остаться равнодушным при созерцании водопада Дуговой, минеральные воды которого с небрежным изяществом падают с 30-метровой высоты, при этом успевая окрасить часть скальной стены в красный цвет! То же можно сказать о неповторимых восходах, когда утренний свет неспешно меняет всю палитру океанских волн.

Водопад Дуговой

Водопад Дуговой

 

А главную достопримечательность — высоченный мыс Исоя (высота 129 метров) — можно весь день рассматривать. С трёх сторон его омывает океан и только с четвёртой на него можно, хотя и с трудом — из-за крутизны — подняться. С вершины открывается захватывающий вид на окружающую местность!

 

Мыс Исоя

Мыс Исоя

 

Более того, поднявшись на мыс, краевед Владимир Тарико обнаружил алтарь айнов, доселе неизвестный учёным. Отдельного рассказа заслуживают наши встречи с медведями на реке Приветной, но не буду на этом останавливаться, так как обо всём увиденном в одной статье не поведать.

 

Вернувшись в дом из-за приближающегося тайфуна, мы порадовались, что вовремя пришли. Всё-таки пережидать курильскую непогоду лучше за крепкими стенами и у теплой печки. Мы могли бы остаться на маршруте ещё на денёк до прибытия вездехода, но погода явно портилась, поэтому решили не рисковать. И правильно сделали, так как обрушившийся ливень не дал бы и носа высунуть из палатки.

Гурам прибыл вовремя, хотя на душе было тревожно, что ливневым дождём могло поразмывать "дорогу" на подъёмах. Но всё обошлось.

Так вот завершился второй итурупский маршрут. В недавнем прошлом только ходьба до мыса Исоя и обратно отняла бы как минимум шесть дней, а так поездка к нему заняла чуть более двух часов. И появился маршрут, напомню, благодаря большому желанию двух курильчан попробовать свои силы, то есть поучаствовать в известной федеральной программе. Для этого выбрали замечательное место, будучи уверенными, что туристам оно тоже понравится (уверен, не ошиблись). Кроме того, у них есть намерение, помимо приёма туристов, заняться ещё и животноводством. Остаётся лишь пожелать курильчанам успеха в задуманном.

Пользуясь моментом, хотелось бы немного остановиться на программе "Дальневосточный гектар". Небольшой блиц-опрос курильчан, в том числе и сахалинцев, показал, что российское правительство задумало хорошее дело, но, как всегда, исполнение подкачало. На Итурупе по данной программе успели заключить 24 договора на общую площадь почти 20 га (больше не разрешили военные). С некоторыми курильчанами, заключившими договоры, мне удалось поговорить. И ни один из них не остался доволен процедурой оформления гектара и тем, сколь много времени приходится тратить на это. Например, все оформить в номинальные сроки оказалось не под силу даже бывшему работнику Курильской районной администрации (сейчас он депутат районного Собрания) Сергею Рудакову. "По всей видимости, жители Курильского района не являются гражданами Российской Федерации, так как они не могут получить без проблем то, что возможно остальным россиянам", — так в сердцах высказался он. Можно было бы (но что-то не хочется) улыбнуться и тому, как нашему знакомому Семёну Рубцову первоначально выделили нужный ему земельный участок пусть и у мыса Исоя, но с другой его стороны… На дне Тихого океана. Хорошо, что будущий владелец "пробил" координаты гектара с помощью GPS-навигатора и потребовал исправить ошибку. В противном случае ему пришлось бы задуматься о выращивании каких-нибудь водорослей. А если без иронии, то считаю, что при должном внимании со стороны всех ветвей власти к программе "Дальневосточный гектар" можно получить неплохие дивиденды в виде занятости населения, инвестиций и, конечно, новые туристические маршруты. Не зря же Китай и Япония внимательно присматриваются, как развивается на Курилах туристический бизнес.

Но следует сказать, несмотря на имеющуюся в Интернете информацию о возможности знакомства с Курилами, немногие россияне даже среди сахалинцев могут похвастаться, что хоть однажды побывали на них. Причина — транспортная недоступность. Казалось бы, самолёты почти ежедневно совершают рейсы на тот же Итуруп. Увы, непомерная дороговизна авиабилетов напрочь отбивает желание побывать в краю вулканов и туманов. Да и с теплоходами далеко не просто. Тем не менее, туристы отовсюду — из-за рубежа и из материковой России, пусть и немногие, но добираются до острова. В годы СССР ежемесячно в летнее время его посещали до 30 групп (от 10 до 30 человек в каждой). Причём у нас тогда не существовало вообще никакой туристической инфраструктуры: путешественники везли с собой всё, начиная от брезентовых палаток и кончая спичками (а вдруг их нет)...

Источник

Также в рубрике
Реставратор Третьяковской галереи Татьяна Серегина, которая осматривала похищенное полотно Архипа Куинджи "Ай-Петри. Крым" после его возвращения в галерею, в Замоскворецком суде рассказала о повреждениях картины
 0
Комментариев нет. Станьте первым!