USD: 92.2628
EUR: 99.7057

Может ли пригодиться экспедиционный опыт в поездке на море?

Дорога к Черному морю (фото)

Трасса М4 «Дон»… Именно с неё для большинства жителей центральной части России начинается маршрут к Чёрному морю. Не миновали этой транспортной артерии и мы. Но допустили серьёзную ошибку, отправившись на отдых в выходные. В результате компанию нашей небольшой колонне составили не только мириады дачников, которые, надо сказать, закончились вместе с границей Московской области, но и такие же, как мы, «курортники». И имя им – легион. Как говаривал коршун Чиль из книги Киплинга, они текли как бесконечная рыжая река. В середине июля машины шли по трассе непрерывным потоком, занимая все имеющиеся ряды. Кроме того, пункты взимания платы за возможность передвигаться по родной стране собирали перед собой длинные очереди, да и вечные ремонты дорожного полотна не ускоряли нашего движения.

BB6A9099_0

BB6A9067_3

Любителям бездорожья здесь есть, чем заняться.
Горные тропы после дождей труднопроходимы, а если лень ехать высоко в горы,
то можно просто намазаться вулканической грязью

В конце концов, мы приняли решение расстаться с магистралью и после Воронежа ушли на дороги местного значения, по которым в результате накатали плюс двести километров к расчётному пробегу, зато не толкались в пробках, дышали свежим воздухом и любовались красивыми пейзажами. На трассу мы вернулись уже неподалёку от Ростова-на-Дону, но тут же, перед городской объездной, упёрлись в длинный красный «хвост» и окольными путями поехали в сторону Азова и Ейска, около которого устроили нашу первую морскую ночёвку. Команда благоденствовала. Азовское море было тёплым, погода – безветренной, а впереди целых две недели отдыха.

Так, по Азовскому побережью, мы и двинулись дальше, в направлении порта «Кавказ». Следующая остановка – станица Голубицкая. Здесь уже курорт ощущался в полной мере – толпы отдыхающих и московские цены на фрукты на местном рынке. Но мы снова сделали финт ушами и по ухабистой, колеистой дорожке между затонами забрались на совершенно пустынный берег моря. Наградой за небольшой, но решительный внедорожный марш-бросок стали тёплое солнце и чистая морская вода. А после, на закате, ещё и иллюминация от идущих по морю сухогрузов. Утром, в качестве санаторно-курортной программы, мы поехали к грязевому вулкану, у которого провели несколько часов, самозабвенно обмазываясь жирной чёрной глиной и напоминая негритят из мультфильма «Приключения Бонифация».

BB6A9093_7

На трассу мы вышли у самого порта «Кавказ». За прошедшие годы здесь многое изменилось. Например, появилась большая стоянка-накопитель для ожидающих своей очереди на паром. Их в этом году было немало. Виной тому отсутствие сухопутной дороги в Крым, ну да это уже вопрос политический, а таковые (как и загруженные трассы) я стараюсь обходить стороной. В этот раз мы ехали навстречу потоку, двигаясь в направлении Анапы. Обычно на этом маршруте удобно разбить лагерь на косе Тузле, на стыке Азовского и Чёрного морей, но сейчас заехать на неё нельзя, всё огорожено из-за строительства моста. Тогда мы решили прокатиться по Бугазской косе, но и здесь нас ждала неудача: она тоже оказалась перегорожена с двух сторон, но теперь уже собирателями денег за отдых. Вообще, в этих краях шлагбаум – выгодная инвестиция. Установив его, вы садитесь рядом и собираете со всех проезжающих по паре-тройке сотен рублей, давая в обмен невнятную бумажку вместо чека. Допустим, за шлагбаум мы бы ещё заплатили, но дальше дорога была перегорожена крепко закрытыми воротами рыбозавода. Так что с идеей прокатиться по живописной косе пришлось распрощаться и встать на ночёвку на пляже у Благовещенской. Тут развернулся настоящий курортный рай с аквапарком, тысячами ларьков, кафешек и, как следствие, толпами отдыхающих.

BB6A9304_6

BB6A9287_5

На следующий день мы транзитом и весьма поспешно проехали Анапу, так как количество отдыхающих на единственном песчаном участке побережья било все рекорды, а чистота морской воды вызывала большие сомнения. Поэтому, посетив Утриш, мы остановились на днёвку в районе Дюрсо. Народу тут было меньше, но свободной парковки у воды тоже не нашлось. Всё было огорожено и украшено шлагбаумами. Тем не менее, нам удалось найти очень приятный кемпинг, тенистый и спокойный. Тут, казалось бы, пришло время расслабленной южной медитации, но наш коллектив массово слёг с ротавирусом, что в этих краях происходит довольно часто, и днёвка растянулась на несколько суток.

BB6A9209_2

Восстановившись и продолжив путь, мы ненадолго заехали в Джубгу, где на платном пляже снова столкнулись с вопиющим хамством со стороны продающих билетики на въезд. Первый раз я видел, чтобы в ответ на вполне вежливую и приветливую речь вахтёры отвечали настолько по-скотски. Видимо, нескончаемый поток туристов и денег вконец расслабил местный, и без того ненавязчивый, сервис. Они вели себя так отвратительно, что один из наших экипажей не выдержал и принципиально покинул пляж, пообещав дождаться нас на трассе. Но и там его не оставили в покое. Как только он остановился на обочине, к нему подошли и сказали, что, во-первых, он загораживает рекламный щит, а во-вторых, тут всё выкуплено и поэтому парковаться нельзя. Вот такое вот развитие внутреннего туризма! Стоит ли говорить, что в это время на самой дороге стояла мёртвая пробка из возвращающихся домой отдыхающих, которую по встречной полосе бойко объезжали местные «джигиты». В результате мы пришли к выводу, что побережья, пожалуй, с нас достаточно, и отправились в горы.

IMG_20160719_191343_293_12

И стоило нам покинуть берег, как машин стало на порядок меньше, а когда мы свернули с асфальта на уходящую в горы тропу, то они и вовсе исчезли. Здесь, в горах, мы впервые почувствовали себя по-настоящему на отдыхе. Тишина, покой и полное отсутствие «туристического сервиса». В цивилизацию мы вернулись уже в Адыгее. И странное дело, вроде бы всего ничего от берега, а какая огромная разница. В кафе, куда мы зашли поесть, с нами были приветливы, накормили вкусной едой и почти не взяли денег. Больше того, пока еда готовилась, к нам вышел хозяин заведения, и мы очень мило побеседовали. До чего же приятно было почувствовать себя желанными гостями. За неделю на берегу Чёрного моря мы успели от этого отвыкнуть…

Отпуск заканчивался. Поездив по горам ещё пару дней, мы собрались в обратный путь. И пока толкались в пробках на трассе «Дон», теперь уже в обратную сторону, я размышлял о прошедшем путешествии. И знаете, к какому выводу я пришёл? Возможно, через несколько лет я снова отважусь посетить черноморское побережье, но больше никогда не поеду туда в разгар сезона.

BB6A9468_10

Абхазия – край ущелий и быстрых рек.
В высокогорье, где  со склонов ниспадают величественные водопады,
встречаются пасеки, на которых можно купить превосходный мёд

BB6A9356_9

Вода в горных реках прозрачна и холодна, под камнями плещется рыба,
а на берегу стоит лагерь автомобильных путешественников,
наслаждающихся горной прохладой

BB6A9000_13

BB6A9386_11

Источник: media.club4x4.ru

Также в рубрике
Чем Удмуртия удивит туристов
Авторское виноделие в Крыму набирает обороты. Среди признанных лидеров в этой отрасли севастопольский винодел и основатель торговой марки «Бельбек» Сергей Бескоровайный
Комментариев нет. Станьте первым!