Инвестиции в гостиничный бизнес окупаются долго, но надежно. Выгодно ли строить отели в Москве?
Из мирового опыта известно, что срок окупаемости гостиницы категории «3 звезды» в среднем составляет 7-10 лет. Четырёх и пятизвездочные отели окупаются за 15-20 лет. Существуют эксклюзивные гостиничные проекты, которые выходят на окупаемость через 20 лет и больше. По российским меркам – это слишком долго. Однако стоит учесть, что отельный бизнес – один из самых стабильных в мире. На первом месте по надежности стоит вывоз мусора, на втором – гостиничный бизнес.
«Но в России по-другому. Здесь выгоднее строить жилье», - считает управляющий директор гостиницы «Садовое кольцо» Константин Левченко. По его мнению, отельный бизнес в нашей стране – это вторичный бизнес. Он хорош для тех, у кого уже есть другой успешный и надежный крупный бизнес. Ведь средний размер вложений в строительство и открытие гостиницы – 24 млн долларов. А если это гостиница «5 звезд», то и все 100 миллионов. «В основном в Москве строят гостиничные площади для того, чтобы через 2-3 года их продать», - сказал г-н Левченко во время обсуждения инвестиционного потенциала столичной индустрии гостеприимства на круглом столе, проходившем в рамках деловой программы Ежегодного форума гостиничного комплекса.
В столице развитие гостиничного бизнеса буксует без господдержки, несмотря на Постановление Правительства № 516 от 2006 года «О неотложных мерах по стимулированию развития гостиничного хозяйства города Москвы», согласно которому городской бюджет готов покрывать гостиничным инвесторам проценты по кредиту и плату за землю. По мнению г-на Левченко, этих льгот недостаточно. Ведь если инвестор вкладывает 20 млн долларов, он думает «что я за это получу?». Арифметика простая: российские банки дают кредит максимум на 7-8 лет, а срок окупаемости отеля – 10 лет. К тому же отель начинает приносить доход только на четвертый год, и только с этого момента можно начинать что-то отдавать банку. Но тут гостиничного инвестора настигает вторая проблема – налоги. Ведь он должен платить все налоги в полной мере, начиная с первого дня открытия отеля. «Нужно обсуждать с властями льготы и помощь», - резюмирует эксперт. А пока российских гостиничных инвесторов можно сосчитать по пальцам. Их всего три: «Азимут», «Амакс» и «Гелиопарк».
Заместитель руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Евгений Дридзе в своем докладе на круглом столе отметил, что сейчас большой интерес к гостиничному рынку Москвы проявляют иностранные инвесторы. Он посоветовал владельцам площадок, годных под строительство отелей, обращаться в Департамент. «Если есть сложности с реализаций проекта, мы поможем найти крупного инвестора в Азии, Европе или Латинской Америке. Все они заинтересованы в инвестициях в Московский рынок». Г-н Дризе рассказал, что Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы регулярно проводит road show в странах Азии и Европы, где демонстрирует инвестиционный потенциал Москвы. «При наличии понятного, прозрачного проекта, изложенного на английском языке, мы можем быстро найти инвестора», - добавил столичный чиновник. Ближайшее мероприятие, на котором Департамент планирует показать иностранным инвесторам гостиничный сегмент Москвы, пройдет 27-29 октября в Токио. Следующее – 3-5 декабря в Юго-Восточной Азии. По оценке Департамента, московский гостиничный рынок вполне привлекателен для инвесторов. Однако активность инвесторов из Европы по политическим причинам последнее время снизилась, но зато активизировались инвесторы из Азии, а также появились крупные инвесторы из Латинской Америки, которые раньше считали российский рынок закрытым. Не секрет, что в Москве порядка 80% номерного фонда сконцентрировано в 5 крупнейших гостиничных сетях, которые находятся в верхнем сегменте.
Г-н Дридзе сообщил, что в 2013 году общая сумма инвестиций в Москву составила примерно 98 млрд. долларов, из них прямых инвестиций – около 10 млрд. долларов. Это, по оценке докладчика, довольно много. Он предупредил, что у иностранных финансовых структур есть важное требование к любым инвестиционным проектам: не менее 30% вложенных в проект средств должны быть российскими. Источником денежных средств может быть какой-либо российский банк или сам хозяин площадки. Для гостиничного бизнеса, по мнению г-на Левченко, это довольно тяжелое условие, потому что российские банки не дают долгосрочных кредитов, а любой отель – это долгосрочный проект. Департамент внешнеэкономических и международных связей не готов давать гарантий инвесторам, но от имени Правительства Москвы готов содействовать в привлечении надежных и проверенных партнеров.
Г-н Дридзе посоветовал тем, кто планирует строить отель в Москве, успеть все сделать до Чемпионата Мира 2018 по футболу, когда весь столичный гостиничный фонд будет задействован под мега событие.
Источник: rusturinvest.ru