Если приблизить туристические услуги к потребителю, население активнее включится в туристический процесс
24 сентября 2014 | Новости
Текст: Ольга Чижкова
Заместитель председателя комиссии по развитию туризма Русского географического общества, член экспертных советов по развитию туризма Государственной Думы, Совета Федерации и Министерства культуры профессор Виктор Кружалин считает, что туристические услуги надо приближать к месту жительства людей. Для этого нужно создавать туристические комплексы с достойной инфраструктурой в каждом регионе, вблизи каждого большого города. Ведь путешествовать на далекие расстояния в нашей стране – дорого и долго.
Для этого, по мнению эксперта, в стране нужно создавать новую систему туризма и отдыха в регионах. Надо размещать рекреационные зоны не только в общепризнанных местах и регионах, таких как Крым, Краснодарский край, Кавказские Минеральные Воды и т.п., но и повсеместно, на всех территориях, где живут люди. Нужно создавать условия для туризма и отдыха по месту жительства, тем самым приближая туруслуги к потребителям. В тех краях, где отсутствуют какие-либо необыкновенные природно-культурные ресурсы, нужно создавать искусственные центры притяжения – туристско-рекреационные комплексы, лыжные центры, велосипедные маршруты и т.д. «Мне хотелось бы, чтобы в нашей России была создана такая система возможностей для людей, в которой они могли бы выбирать, что бы они хотели сделать в ближайшие выходные», - сказал Виктор Кружалин. Сейчас почти у всех есть машины. Чтобы отдохнуть с семьей на выходные, зона доступности на автомобилях – радиус 100-200 км. В таких местах и нужно создавать объекты рекреации, например, в Саратовской или Костромской области.
В беседе с корреспондентом «Инвестиций в туризм» профессор привел некоторые примеры из международного опыта. Ведь многие известные туристические дестинации были созданы не только там, где тому способствует природа. «Достаточно вспомнить, где находится Лас Вегас. В Пустыне. А какими были Арабские Эмираты до 1963 года, когда там начали добывать нефть? Это была пустынная совершенно нищая страна. Чем они жили? Ловлей жемчуга и рыбы. Там на побережье жили ныряльщики, которые могли без всяких скафандров опускаться на глубины до 50-60 метров. Это мы хорошо знаем из недавней истории. Но вот эта страна повела себя умно. Деньги, заработанные на нефти, она стала вкладывать в развитие туризма. И четыре-пять лет назад вклад во внутренний валовой продукт (ВВП) Эмиратов от туризма догнал главную отрасль экономики – нефтяную, и сейчас уже начинает обгонять. Нефть рано или поздно закончится, а туристско-рекреационные ресурсы, по существу, неисчерпаемы. Солнце, море, пляжи. Та инфраструктура, которая создавалась на нефтедоллары, теперь работает на Арабские Эмираты, которые стали одним из мощных центров по привлечению туристов». Собеседник «Инвестиций в туризм» в качестве примера рассказал еще об окультуренных побережьях Китая и Туниса. «Это были пустынные места, порой, захламленные и загрязненные. Там навели порядок и эстетику, застроили великолепными комплексами».
По мнению эксперта, Россия может идти по тому же пути, что прошли Эмираты: превращать свои нефтедоллары в туристические зоны. У государства и у отдельных предпринимателей деньги на это есть. «В России можно не только развивать туризм в Крыму, в Сочи и других ранее сложившихся туристских дестинациях с уникальными объектами, типа Камчатки, куда люди поедут безусловно, но и во всех других регионах. Есть места, казалось бы, вообще для туризма не приспособленные. Возьмите, к примеру, центр Западной Сибири, болотистая местность, Ханты-Мансийский автономный округ... А сейчас там, те, кто занимается туризмом, настолько активно его раскрутили через событийные мероприятия, что Ханты-Мансийск стал известным туристическим центром. Наличие денежных средств у этого региона позволило, во-первых, сам Ханты-Мансийск сделать современным городом мирового значения, где проживает 75 тысяч человек, а во-вторых, построить современные лечебно-оздоровительные комплексы, и гостиницы».
Г-н Кружалин настаивает, что сейчас надо начинать развивать туризм в самых отдаленных регионах страны, даже в труднодоступных. К тому же эта тенденция поддерживается на государственном уровне с помощью Федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма в РФ на период 2011-2018 гг. «Общий объем финансирования этой программы (из разных источников) 332 млрд. рублей. Разные источники это: федеральные, региональные, муниципальные и частный бизнес. В среднем по России примерное соотношение: 25-26% федеральные деньги, порядка 6-7% региональные и муниципальные средства, и остальное (до 70%) – это частные инвестиции. Эта программа предполагала разработку концепций и программ развития туризма во всех регионах России. Это сделано. В любом регионе России есть программа развития туризма, до 2015-2018 года».
Благодаря региональному административному ресурсу туристическая отрасль поднялась на высокий уровень в таких регионах, как Алтайский край и Бурятия. «7 регионов в 2006 году выиграли право строить особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Это особые зоны, где есть преференции по налогам, по аренде, по срокам. Так вот, из этих семи реально развиваются только две. Это Бурятия (побережье Байкала) и Алтайский край. Почему? Административный ресурс, потому что руководители этих регионов очень хотели развивать это, и, помимо федеральных денег, они находили свои дополнительные региональные финансовые ресурсы, активно искали инвесторов. Но куда идут эти региональные, федеральные и муниципальные средства? На инфраструктуру: дороги, энергия, канализация, очистные сооружения и т.д.. Вот мы построили эти площадки, обеспеченные инфраструктурой, а дальше уже инвесторы покупают энное количество гектаров земли или берут ее в долгосрочную аренду на 49 лет. Часто несколько инвесторов объединяются и строят по единому проекту развлекательный объект: один – горнолыжную трассу, другой – средства размещения, третий – средства развлечения, четвертый – лечебно-оздоровительный комплекс».
Потенциально рекреационных мест, окружающих места нашего постоянного проживания, много в каждом регионе. «Приближая туруслуги к населению, мы обеспечиваем возможности более массового участия жителей страны в туристическом процессе: от мала до велика, от дошкольника до пенсионера».
Источник: rusturinvest.ru
Также в рубрике