Крым в этом году посетит порядка 2,5-3 млн. туристов, то есть в два с лишним раза меньше, чем в прошлом году
Крым в этом году посетит порядка 2,5-3 млн. туристов, то есть в два с лишним раза меньше, чем в прошлом году, когда полуостров принял свыше 6 млн. туристов. Об этом вчера сообщил советник врио главы Республики Крым Рустам Темиргалиев. Вряд ли эти цифры стали для руководства республики неожиданными. Не случайно в начале июля власти заявляли, что не планируют гнаться за потоком и используют это лето для реформирования санаторно-курортного комплекса республики.
Российские операторы также называют эту цифру ожидаемой и даже довольно оптимистичной, учитывая так и не решенные проблемы с перевозкой, грозившие вообще убить сезон. «У нас падение крымских объемов составляет те же 50%. Считаю, это неплохим показателем, ведь у России было мало времени, чтобы после потери железнодорожного сообщения с полуостровом выстроить новую логистику. Ущерб мог быть тяжелее, не будь приняты меры по усилению паромной переправы и авиаперевозки», – сказал RATA-news глава компании «Кандагар» Борис Зелинский.
О снижении на 50% сообщили и в компании «Алеан». «У нас картина практически не изменилась с июня, который показал резкое снижение. Продажи с тех пор не выросли, но, к счастью, и не упали. Вообще в этом году мы фиксируем рост коротких бронирований, в том числе и по Крыму, так что если год назад уже в середине июля продажи фактически останавливались, то сейчас сезон в разгаре», – сообщила коммерческий директор оператора Оксана Булах.
Тем не менее, как полагает Борис Зелинский, все операторы уже прошли пик крымского спроса. Сейчас уже вряд ли что-то кардинально изменится. Авиабилеты недёшевы, на паромной переправе очередь, в такой ситуации спецпредложения не слишком эффективны. Так что, в любом случае, начинается тенденция на спад.
Напомним, именно на Керченскую паромную переправу пришлась подавляющая часть потока туристов, которые раньше добирались до Крыма по железной дороге. Появление более вместительных паромов позволили в 4,5 раза увеличить пропускную способность для автотранспорта и в 3 раза – для пассажиров. Тем не менее, очередь на переправе не спадает. Если на прошлой неделе удалось снизить время ожидания с суток до 4-5 часов, то в начале этой недели опять приходится стоять по 10 часов. На авиаперевозку приходится, в лучшем случае, 20% потока, так что погоды на крымском направлении она не сделает.
Снижение крымского турпотока вдвое отражает общую картину на этом направлении. Но показатель загрузки сильно варьируется в зависимости от региона Крыма, вида отдыха и размещения: где-то снижение не превышает 10%, а где-то достигает 80%. Тяжелее всего нынешняя ситуация сказалась на «диких» и автотуристах. Соответственно пострадали и частные дома, мини-отели, в которых они обычно останавливались. А вот на санатории в этом году, как рассказала Оксана Булах, спрос гораздо выше, чем на отели. «Это, прежде всего Южный и Западный берег Крыма. Не исключаю, что поехали те, кому было рекомендовано не ездить за рубеж. Восточное побережье востребовано мало – вопреки логике, ведь именно туда прибывают пассажиры Керченской переправы», – заметила собеседница.
Пустует Феодосия, обычно переполненная туристами. По словам директора местной турфирмы «Ника-Тур» Людмилы Фоменко, турбизнес переживает нелегкие времена: «В тех средствах размещения, которые мы всегда предлагали туристам, загрузка сейчас не превышает 10%. Торговля в городе фиксирует 50-процентное падение продаж из-за отсутствия туристов. Из 14 феодосийских туроператоров 9 были вынуждены были закрыть свои офисы. Наша компания находится в самом центре города, нам легче выжить за счет экскурсий, авиабилетов, других услуг для отдыхающих», – рассказал она RATA-news.
А, например, в Алуште, как сказал директор управляющей компании гостиничной сети «Ателика» Павел Марциновский, снижение потока не заметно: «Довольно много отдыхающих, обычная курортная атмосфера». По его словам, в целом по отелям сети «Ателика» загрузка упала не более чем на 10-15%. «Очевидно, что пострадали средства размещения, ориентированные на украинские фонды и ведомства. У нас же нет договоров с организациями, все свои предложения мы выставляем на рынок», – пояснил он.
На отсутствие коммерческого опыта у крымских здравниц указала и министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко. По ее словам, в середине июля заполняемость здравниц составляла в среднем 41%. Загрузку более 40% показывают те санатории, руководители которых имеют опыт работы в рыночных условиях, кто смог понять, что именно необходимо российскому туристу для хорошего отдыха. По данным министерства, более всего загружены сейчас Ялтинский, Алуштинский, Евпаторийский, Сакский, Бахчисарайский, Ленинский и Черноморский районы. При этом загрузка отдельных здравниц по регионам значительно превышает 70%, а детские лагеря и санатории загружены на все 100%.
Тем не менее, чуда не произошло: провести сезон на уровне прошлого года, как планировали власти полуострова, не удалось. Однако российский поток в этом сезоне не только сохранился, но и вырос – это утверждают все операторы. Все 3 млн. человек по итогам года будут «российскими». Главная проблема – потеря украинских туристов, которые составляли в ежегодном крымском потоке не менее 60%, или 3,5 млн. Для Крыма, 80% населения которого живет за счет туризма, это серьезный удар. Помимо транспортных проблем на снижение потока повлияло также решение международных круизных компаний отменить программы или заменить ставшие российскими крымские порты на украинские. Кроме того, Украина официально заявила о закрытии для международного судоходства морских портов Евпатории, Керчи, Севастополя, Феодосии и Ялты. Судовладельцы были вынуждены подчиниться, убрав с маршрутов те немногие программы, которые к этому времени оставались.
И все-таки большинство федеральных и крымских туроператоров думают сейчас не о потерях нынешнего года, а о будущем сезоне. «Крымский сезон так плохо начинался, что у нас не осталось никаких надежд. Однако на август спрос стабилизировался. Благодаря удачным программам, которые мы смогли предложить на волгоградский рынок с появлением оттуда прямых вылетов в Симферополь, удалось почти «догнать» объемы прошлого года. И сейчас мы уже знаем, что надо делать, чтобы будущий сезон в Крыму оказался успешным», – рассказала RATA-news директор компании «Роза ветров Москва» Ирина Глазкова.
Борис Зелинский также думает о новом сезоне, рассчитывая, что к тому времени будут решены основные транспортные проблемы и наверняка задействуют аэропорт в Севастополе.
Источник: ratanews.ru