Археологический лагерь в Петино пестрит палатками и красным китайским флагом
Фото: Михаил Квасов
Археологический лагерь в Петино пестрит палатками и красным китайским флагом. Здесь закончила раскопки экспедиция Воронежского государственного педагогического университета, проходят практику студенты и проникаются атмосферой древних веков школьники.
Главное - учеба
Мы приехали в лагерь в половине девятого утра, в последний день раскопок. Ребята завтракают, и кто-то уже потихоньку складывает палатки и собирает вещи. Помимо студентов ВГПУ в раскопках участвовали участники школьных археологических кружков, да и просто семьи с детьми, посчитавшие это времяпрепровождение лучшим отдыхом. Неудивительно: едва мы вышли из машины, в нос ударил аромат шалфея. Совсем рядом от лагеря протекает Дон, а здешними видами можно любоваться бесконечно. Но в лагере всему свое время: раскопкам выделялось по шесть часов в день.
- В этом году мы исследовали два городища скифской эпохи, - рассказал преподаватель ВГПУ Юрий Разуваев. - Копали вдоль берегов Дона; это укрепительное поселение примерно 6 - 4 вв. до н. э. Среди найденного никаких особенных сокровищ не было. Попадался бытовой мусор: керамические черенки, пряслица. Но все это позволяет реконструировать облик культуры минувших веков, определить этническую принадлежность обитавших на берегу Дона народов.
- Какие же народы здесь обитали? - спрашиваю я.
- Есть мнение, что будины - оседлые земледельцы, занимающиеся скотоводством. Также здесь известны местонахождения курганных могильников полукочевых народов. По другим версиям, здесь жили меланхлены, тиссагеты… Но это сложный вопрос. Мы же преследовали учебные задачи: студенты и школьники познавали азы полевых исследований.
Две тысячи лет назад
Разуваев знакомит меня с аспирантом Александром Меркуловым, и тот ведет меня в заветную палатку, в которой спрятано найденное ребятами историческое добро.
Хранятся экспонаты нехитро: в целлофановых пакетиках, что помельче - еще и в бумагу завернуты. Александр протягивает сразу несколько предметов: кусок обмазки древнего жилища, керамический черепок - часть донышка бывшего глиняного кувшина. На тыловой части отпечаток листочка. Понимаю, что эти предметы держал в руках человек, живший более 2 тыс. лет назад, и испытываю трепет. Прошу:
- Заберите их у меня, а то сломаю ненароком, побью…
Он смеется:
- Эти вещи 2,5 тыс. лет в земле пролежали, ничего с ними уже не случится.
Меркулов достает каменное грузило со сквозным отверстием для лески - незаменимую вещь рыбаков всех времен. Сразу видно, что в 6 - 4 вв. до н. э. рыба в местных реках была гораздо крупнее: грузило тяжелое и размером с половину моего указательного пальца. В отдельном мешочке - каменные пряслица - маленькие круглые предметы, детали ткацкого станка или маховики веретена. В этом году «улов» пряслиц большой - около десяти штук.
Помимо этого Меркулов показывает мешочек с чьей-то челюстью.
- Собака, - объясняет он. - Мы тут целый скелет нашли. Еще кости коров, свиней…
Животные, соответственно, тоже древние. Но кости мы подробно рассматривать не стали.
Все эти сокровища, как правило, отправляются в музей ВГПУ. Там уже множество различных находок, с учетом керамики, костей животных, обмазок, камней.
Не прошлого ради
Но главное здесь не сами раскопки, а учебный процесс. Студенты-второкурсники проходят практику, а приезжающие в лагерь школьники-добровольцы горят азартом и жаждой познания.
Десятиклассник Андрей Шмелев на раскопках уже второй год. Для него это неоспоримое преимущество перед летним лагерем.
- Ну да, физический труд, ну и что? Особо не устаем, да и для отдыха время есть, - улыбается он. - Ничего серьезного я не находил - так, обломок ножа, черенки, пряслице. Но я не забуду, как в первый раз увидел на раскопках кусочек глиняного горшочка. Меня охватил такой восторг!
А вот древней историей молодой человек не очень увлекается. По его словам, раскопки - это романтика и азарт.
Сережа Зинченко и Витя Полев на раскопках также второй раз. Меркулов преподавал в их школе историю и вел археологический кружок; на раскопки их пригласил тоже он. Витя в июне на археологических работах в Семилуках обнаружил целый клад - скифское захоронение.
- Там были похоронены четыре человека: трое взрослых и ребенок, - будничным тоном рассказывает Витя. - Семья, наверное. Конечно, было очень здорово - настоящая археология.
А Сережа сразу признался: ездит в лагерь не за находками. Атмосфера здесь хорошая, люди приятные. Настоящий летний отдых.
И правда, здорово: отработал шесть часов, а потом - купание в реке, игры в волейбол, костры, гитара… Настоящая маленькая жизнь. Да и вдруг клад найдешь?
Собираясь уходить, вижу, как пара студентов отнимают друг у друга книжку: кто-то из них ее не дочитал и не хочет хозяину возвращать. Спрашиваю:
- У вас есть время книжки читать?
- Конечно, - отвечают. - По вечерам читаем, с фонариком.
- А от первой практики какие впечатления?
- Все керамика да керамика - ничего интересного. Вот если бы украшение скифское найти или захоронение какое… Вот это, мы понимаем, раскопки!
Вспоминаю Витю с найденной им скифской семьей и Андрея с его восторгом от осколка древнего кувшина. Все-таки дело не в черепках или сокровищах. Главное здесь - река, шалфей, вкусная полевая кухня, костры, гитара и хорошая компания. А раскопки для ребят - занятное и интересное увлечение.Источник: v-kurier.ru