USD: 58.4622
EUR: 69.1783

ФАС назвала "загадочными" цены на плацкартные места в поездах

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ предлагает с 1 июня2018 г. отменить регулирование тарифов в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования и перейти на субсидирование маршрутов.

"С 1 июня тарифы в данном сегменте предлагается дерегулировать, при этом ОАО "Российские железные дороги" не должно своими решениями повышать тарифы с темпами выше инфляции", — сообщила журналистам начальник управления регулирования транспорта ФАС Адиля Веселяева в четверг. "Помаршрутный учет должен появиться", — отметила она.

"В тарифах ФПК (АО "Федеральная пассажирская компания", "дочка" РЖД — ИФ) — перекосы. Провозные емкости не загружены большую часть года. Ценообразование загадочное: много примеров, когда плацкарт стоит дороже купе. С2010 г. средняя ставка билета на плацкарт выросла в 2,26 раза, на купе — в 1,26 раза. При этом, если непроданные места в купе — это убыток или недополученные доходы ФПК, то от непроданных плацкартных мест она увеличивает расчетный экономически обоснованный уровень тарифа. То есть за непроданные места платит бюджет, поэтому компании все равно, какая цена плацкартного билета и сколько мест не продано", — сообщила А.Веселяева.

Также она обратила внимание на то, как строится распределение инфраструктуры между грузовыми и пассажирскими видами деятельности. "Сегодня затраты делятся с использованием коэффициента. Если сравнивать вагоно-километровую работу получается, что пассажирские виды деятельности прибыльны и на 4 млрд руб. субсидируют грузовые", — сказала она.

Представитель ФАС отметила, что сейчас ставки формируются "в затратной логике", а "их уровень завышен относительно рыночных реалий". "Ключевой индикатор в ценообразовании на пассажирские перевозки — уровень располагаемых доходов населения. Этот показатель не растет с2014 г. Авиация, которая напрямую ориентируется на этот индекс, снизила цены на 10% и увеличила пассажиропоток на 22%, в том числе 13% — на внутреннем рынке. ФПК же, наоборот, увеличила тарифы на 3,9% и потеряла 8,5% клиентов в сегменте плацкарт и общие вагоны. При этом, кстати, в авиации НДС — 10%, в ФПК — 0%", — сказала А.Веселяева.

В2010 г. ФПК перевозили в плацкарте 75 млн пассажиров. Падение перевозок в регулируемом сегменте за 10 месяцев2017 г., по сравнению с тем же периодом2016 г. составило 8,8%, добавила она. При этом, по ее словам, только за2016 г. и только авиакомпания "Победа" забрала 4 млн пассажиров, подсчитали в ведомстве. "Когда "Сибирь" развернет программу региональных перевозок, ФПК еще потеряет несколько миллионов пассажиров, если будет ставить тарифы от затрат, а не от рынка", — отметила А.Веселяева.

Кроме того, в ФАС не понимают принципов наценок за фирменность составов (с учетом, например, наличия биотуалетов и кондиционеров), в том числе в плацкарте, и рассчитывают на отмену этой градации, сказала представитель ведомства.

Все эти идеи обсуждаются с "Федеральной пассажирской компанией", сообщила она.

Также А.Веселяева напомнила, что антимонопольная служба подготовила проект новой методики расчета ставок на аренду моторвагонного подвижного состава для пригородных пассажирских компаний (ППК). Ведомству не нравится, во-первых, что тарифы разные по регионам, во-вторых, что у монополии существует "шесть уровней дополнительных расходов". Последние, по мнению ФАС, нужно исключить, что даст экономию в 10-30%, которую можно пустить на обновление подвижного состава. Делать это должны и "Российские железные дороги" — арендно-амортизационных отчислений на это хватит (равно как и у ППК). Ведомство рассчитывает принять методику до2018 г.

interfax.ru

Также в рубрике