USD:
EUR:

Региональный бизнес берет на вооружение рейдерские методы, и такая тенденция не может не настораживать.

В зону особого риска попал малый и средний бизнес. Ржавчина «малого» рейдерства не менее опасней больших запасов, так как подрывает стабильность в самом чувствительном секторе экономики

Региональный бизнес берет на вооружение рейдерские методы, и такая
тенденция не может не настораживать.
Очередной скандал, связанный с захватом собственности, разгорелся в
Липецке. Скандально известный в городе бизнесмен Вячеслав Архипенко попытался
проглотить - пожалуй, лучшее не скажешь -  местное ООО "Ателье "Пушинка".
На свою беду предприятие владеет почти 400-ми квадратных метров офисных и
производственных помещений в самом бойком месте города. Эти площади и
приглянулись бизнесмену, теперь за них идут отчаянные баталии в арбитражных судах.

Случай тревожный и показательный. Если раньше объектами атаки становились
крупные предприятия, сейчас рейдерство спускается на низовой уровень. В
зону особого риска попал малый и средний бизнес. Ржавчина "малого"
рейдерства не менее опасней больших запасов, так как подрывает стабильность
в самом чувствительном секторе экономики.

Как известно, в мире покупается и продается далеко не все. Однако
бизнесменов склада Вячеслава Архипенко подобный расклад, похоже, не
устраивает. Их больше прельщают пиратские методы, когда чужая собственность
рассматривается, как добыча. Чтобы такие люди не нанесли вреда нашей
экономике, нужны правовые рычаги, которыми можно было бы их сдерживать. А
также, естественно, нужны руки, способные нажать на эти рычаги.
По иным правилам жил коллектив известного в нашем городе ателье "Пушинка",
находящегося по адресу улица Зегеля, 31.  Фирма специализируется на пошиве
меховой верхней одежды и головных уборах. Бывали времена, когда шуба или
шапка из этого ателье были символом достатка. Потом экономический ветер
изменился, доходы от продаж перестали покрывать затраты на производство.

Тогда руководство предприятия стало сдавать свободные помещения в аренду другим
коммерсантам, намереваясь за счет этого восстановить уровень прибыли.
Ничего плохого в этом не было, скорее наоборот: ателье приняло вполне
продуманное и эффективное с точки зрения рынка решение. Это называется
оптимизация: хочешь быть успешным, сократи расходы, используй по максимуму,
что у тебя есть. Таковы секреты честного успеха в наше не простое время.
Площади предприятия тоже ресурс, который может и должен работать. При этом
ателье сохранило коллектив и производство. Просто теперь цеха занимали
меньше квадратных метров при тех же объемах производства. В освобожденных
помещениях поселились арендаторы.

Казалось бы - безупречный бизнес-план. Только в него внес коррективы
пресловутый человеческий фактор. Как известно, есть такая категория гостей,
которых, пустив раз, потом не выгонишь. Именно таким «гостем» стал Вячеслав
Архипенко.

А ведь руководителей ООО "Ателье "Пушинки", по-хорошему, должно была насторожить
название компании, возглавляемой Архипенко: "Акула-трейдинг". Не зря в
популярном мультфильме поется, "как вы лодку назовете, так она и поплывет".
Акула, она и в бизнесе - акула.

Несколько лет назад компания Вячеслава Архипенка крупно оскандалилась,
установив вызывающую рекламу возле школы и храма. Красавица в неглиже с
плакатов активно зазывала посетить магазин дамского белья, входящий во
владения бизнесмена. Надо ли говорить, насколько неуместным было подобное
рекламное поведение на виду у детских глаз.

Возмущенные родители учеников 61-й школы и 19-й гимназии пожаловались в
Департамент образования, а управление ФАС по Липецкой области привлекло
Вячеслава Архипенко к административной ответственности. Как следовала из
заключения психолога, реклама пробуждала самые низменные инстинкты.
"Девушка представлена во фривольной (легкомысленной не вполне пристойной)
позе возлежания на диване, что само по себе является "цензурно-допустимой",
- говорилось в заключении. - Однако, в данной картинке в силу низкого
художественного качества содержания рекламы, поза превращается из
фривольной в пошлую, зазывающую на ложе грубой, физиологической любви".
Наверное, не стоило бы вспоминать об этой истории, если бы "дамскому
угоднику" (в бизнес смысле) Архипенко просто не хватило бы вкуса и такта. В
конце концов, чтобы обладать тонким вкусом, надо быть развитой и
образованной натурой, не будем требовать от Архипенко слишком многого. Но
чтобы учиться на своих ошибках, особой сообразительности не требуется.
Вместо этого Вячеславу Архипенко хватило  ума защищать "честь лифчика",
оспаривая наказание в арбитражном суде. Дело он не выиграл: арбитраж
признал правоту антимонопольной службы.

К судьбе ООО "Ателье "Пушинка" эта давняя история не имеет прямого отношения. Но
она лучше всего характеризует Вячеслава Архипенко, его взгляды и методы. В
попытке захвата здания ателье они проявились в полной мере.
Схема же захвата была проста, как укус акулы. Сначала Вячеслав Архипенко
снял небольшое помещение у фирмы, где якобы планировалось торговать
цветами. Теперь уже ясно, что цветочный бизнес был прикрытием. Истинной
целью Архипенко являлось внедрение в коллектив ООО "Ателье "Пушинка", чтобы
посеять смуты между участниками общества. На тот момент их насчитывалось 17
человек.

Таков обычный прием рейдерского захвата: перессорить между собой участников
общества с целью захвата контрольного пакета долей, что у Архипенко отчасти
и получилось. Введя в заблуждение девятерых участниц общества, он получил
от них доверенность на представление их интересов в обществе. Попавшие под
его влияние участницы владели в совокупности долей в размере 32 процента от
размера уставного капитала общества.

Затем на свет появился сфальсифицированный протокол внеочередного общего
собрания участников,  которым на должность директора общества назначался
В.В. Карих. А по совместительству он работает инженером в компании
Вячеслава Архипенко.

Итог печален: люди, проработавшие на предприятии  с  самого начала его
существования, цинично были выброшены на улицу. Если не остановить
"голодную акулу", вполне возможно, что на месте ателье появится еще один
магазин с полуголыми красотками на витринах. Безусловно, само по себе
красивое дамское белье - не грех. Беда в другом - нельзя строить успешный
бизнес, разрушая чужие судьбы, в данном случае судьбы работников
предприятия.

Увы, бизнесмены подобного склада не способны создавать что-то новое, они
готовы лишь продавать, и продавать, что угодно. В погоне за прибылью "акулы
бизнеса" не гнушаются никакими методами, и это по-настоящему страшно.
Сейчас судьба ателье ООО "Ателье "Пушинка" решается в арбитражных судах. По сути речь
идет не просто о конкретном предприятии, решается более важный для всех нас
вопрос: есть ли в крупном областном центре, а по большому счету, и в нашей
стране правовая защита от подобных хищных бизнесменов?

По экспертным оценкам, рейдерство спускается на уровень среднего и малого
бизнеса, расширяет свою сферу. Поэтому проблемы ООО "Ателье "Пушинка" по своему
значению выходят далеко за региональные рамки. Правоохранителям необходимо
уделить пристальное внимание ситуации и выяснить, чего больше в действиях
Вячеслава Архипенко - акульего бизнеса или самого настоящего рейдерства.



Игорь Вяземский

 

Также в рубрике