USD:
EUR:

ЮНЕСКО просит правительство запретить стройку дороги к «Лунной поляне»

Беспокойство у организации вызвали планы по стройке дороги к еще несуществующей «метеорологической станции Кавказского заповедника». У российских экологов есть на этот счет альтернативная версия: дорогу проложат к горнолыжному курорту «Лунная поляна», где катается Владимир Путин.

«На «Лунную поляну» ездит кататься и президент, но не часто...»

В 2008 году благодаря усилиям Центра всемирного наследия ЮНЕСКО уже удалось остановить строительство дороги: тогда ее пытались проложить с севера — от села Черниговское к полигону научного центра «Биосфера». В прессе широко обсуждалось, что на самом деле дорогу хотят проложить якобы к элитному горнолыжному комплексу Владимира Путина «Лунная поляна», строящемуся с 2000 года на западном склоне горы Фишт. В сентябре 2011 года Владимир Путин объявил о планах баллотироваться в президенты, тогда же были объявлены конкурсы на проектирование нового южного варианта дороги к «Лунной поляне».

Пресс-секретарь будущего президента Дмитрий Песков в разговоре с «Маркером» подтвердил, что Путин бывает в «Лунной поляне». «Ровно как туда ездят обычные туристы, на «Лунную поляну» ездит кататься и президент, но не часто, так как время не позволяет», — говорит Песков. «При этом никакого курорта у Владимира Владимировича там нет, — подчеркивает он. — Это никакая не закрытая зона: там проходят туристические тропы, причем в разных направлениях, постоянно находится большое количество туристов, особенно в сезон, работают ученые. Поэтому говорить, что там что-то относится к Владимиру Владимировичу, неверно».

ЮНЕСКО попробует вмешаться снова

Интересно, что заказчик вновь объявленных работ по проектированию дороги — сам Кавказский заповедник. Теперь трассу через лес планируется провести с юга, со стороны Краснодарского края, к еще только планируемой метеостанции заповедника «Западный Кавказ». Этап проектирования, на который потратили 250 млн рублей, завершен: его результатом стали проекты 1-го и 2-го участков дороги, а также проведенная оценка воздействия на окружающую среду, по результатам которой на прошлой неделе прошли общественные слушания.

Развитием событий недовольны в ЮНЕСКО. «Мы не были официально уведомлены властями России о возобновлении проекта и теперь намерены запросить дополнительную информацию от русских властей по этому вопросу, — сообщил «Маркеру» программный специалист природного наследия ЮНЕСКО Ги Дебоне. — Дорожные сооружения и инфраструктура туризма не соответствуют статусу «Всемирного наследия». Теперь организация намерена вынести этот вопрос на обсуждение в июне 2012 года в Санкт-Петербурге, на ближайшей сессии комитета. В настоящее время специалисты организации готовят доклад об этом объекте, который будет опубликован на официальном сайте ЮНЕСКО 12 мая, сообщил Ги Дебоне. По его словам, участок всемирного наследия «Западный Кавказ» рискует попасть в список «под угрозой уничтожения».

Дмитрий Песков не стал давать комментариев по поводу планов стройки дороги на территории Кавказского заповедника, сославшись на то, что он не ознакомлен с планами по строительству дороги и не читал ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). «Поскольку речь идет о развитии именно туристической инфраструктуры региона, то здесь очень тонкий баланс: с одной стороны, должны соблюдаться все экологические нормы, чему уделяется очень большое внимание, с другой стороны, это не должно сдерживать темпы развития региона», — отметил он. О подробностях новых претензий ЮНЕСКО Песков пока не знает.

Ожидаемый ущерб природе — около 300 млн рублей

На общественных слушаниях проектировщики из ООО «ЮПК.Строй» и ООО «Инжзащита» представили проект планируемой автодороги. На 52-километровую автомобильную трассу из федерального бюджета будет выделено 2 млрд рублей, в планы также входит строительство не имеющей аналогов в России канатной дороги длиной 9,2 км. По предварительным подсчетам, стоить канатная дорога будет еще не менее 1 млрд рублей. Если сравнивать со стоимостью другого скандального автодорожного проекта — дороги через Химкинский лес, где метр стоит 1,2 млн рублей, то получается, что стоить дорога через заповедник будет гораздо дешевле, около 40 тыс. рублей за метр.

Однако Химкинский лес не имеет охранного статуса, в нем не произрастают ценные краснокнижные растения и не обитают исчезающие виды животных. По данным материалов ОВОС, суммарный ущерб, рассчитанный для всех видов растений, занесенных в Красную книгу РФ и среде их обитания, составит 229 млн рублей — реконструируемая дорога проходит по лесным участкам семи типов леса. Ущерб животному миру, включая ущерб среде его обитания, превысит 60 млн рублей.

Вопрос о метеостанции «решен по вертикали»

При этом, как утверждают активисты экологической «Вахты по Северному Кавказу», альтернативных мест для строительства подобной метеостанции, но без такого колоссального вреда для представителей флоры и фауны, было представлено много. В частности, на хребте на Красной Поляне уже есть маленькая станция, которую предлагалось отремонтировать и расширить.

К ней ведут подъемники и дороги: она находится недалеко от места проведения Олимпиады. «Альтернатив очень много, но они вообще не рассматривались в проекте, — говорит независимый эколог, активист экологической «Вахты по Северному Кавказу» Сурен Газарян. — Но им нужно строить именно в заповеднике, чтобы проложить путь к даче Владимира Путина, а проект выдать за проект заповедника и, соответственно, построить за счет бюджета». На общественных слушаниях дирекция заповедника не смогла ответить на вопрос, зачем им нужна метеостанция.

«Ученый совет Кавказского заповедника ни к кому не обращался о необходимости создания там станции и о том, что там необходимо проводить эти исследования, — говорит старший научный сотрудник заповедника Валерий Акатов. — Администрация заповедника подчиняется Министерству природных ресурсов, я полагаю, эти вопросы решаются по подобной вертикали».

Источник: Маркер

Также в рубрике