Поезда-душегубки готовятся к старту
За пассажиров, предпочитающих ездить в Европу на поезде, можно порадоваться. До 2015 года ОАО «РЖД» намерена закупить 200 новых усовершенствованных вагонов габарита RIC, произведённых на заводе компании «Siemens» в Австрии. Первые три десятка этих железнодорожных красавцев поступят уже в нынешнем году. Из них сформируют поезда, следующие по маршрутам Москва-Ницца и Москва-Берлин-Париж. Пассажирам в них будет и впрямь очень комфортно: в каждом вагоне – по 8 пассажирских купе с полками-кроватями, которые можно трансформировать в удобные сидения с подголовниками, разные уровень освещения. Под окнами - складные столики с умывальниками (в кранах будут горячая и холодная вода). Обойдется это удовольствие, если ехать из Москвы до Парижа от 13 000 до 18 000 рублей, до Ницы примерно столько же.
В компании «Siemens» очень довольны сотрудничеством с «РЖД» и говорят, что россияне – одни из их основных заказчиков, который в последнее время уделяют серьёзное внимание развитию международных маршрутов: ОАО «Федеральная пассажирская компания» (дочка «РЖД») осуществляет перевозку пассажиров в прямом и транзитном сообщении в 20 стран Европы и Азии.
Пассажирам, которые летом отправится не на Средиземноморские пляжи и Елисейские поля, а на черноморские курорты, повезет меньше - им в разгар сезона придётся довольствоваться всё теми же старыми вагонами-душегубками.
В одном из таких, раскаленных от жары вагонов, в июле прошлого года скончался 16-летний школьник из Самары Артём Глазов («СП» писала об этой трагедии 19 августа и 29 октября 2011 года.
Судмедэкспреты установили, что причиной смерти подростка в поезде № 128 Адлер – Красноярск, стал тепловой удар, от которого остановилось сердце.
Уже почти год Астраханский следственный отдел на транспорте Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ отказывает в возбуждении уголовного дела по поводу смерти Артёма. Мотивировка: он мог перегреться на солнце до посадки в поезд.
Сколько Артёмов Глазовых перегреются в этом году, в период летних отпусков?
Сотрудница ОАО «РЖД», отказавшаяся представиться оттого, что «компания запрещает это делать» сообщила, что в летний период количество желающих искупаться в Чёрном море настолько велико, что поездов на них не хватает, поэтому приходится использовать старые вагоны: «В вагонах 400-й и 500-й нумераций отсутствует система кондиционирования, там проветривание осуществляется естественным путём. Но и билеты на поезда, состоящие из этих вагонов, продаются по более низким ценам, чем на остальные. Людям сообщается, что это дополнительные поезда, которые следуют до места назначения дольше других. Пассажиры должны понимать, что уровень комфорта в них невысокий».
«СП»: - В другие времена года эти вагоны используются?
- Только в периоды новогодних и майских праздников.
«СП»: - А какое количество жалоб поступает летом на духоту в вагонах?
- Статистики об этом не ведётся. Опять же, всем не угодишь: кому-то при работающем кондиционере становится холодно, кому-то жарко из-за его отсутствия.
«СП»: - «РЖД» закупает вагоны для поездов, курсирующих по европейским железным дорогам. Отчего не делает этого для составов, в которых россияне летом ездят на юг?
- У «РЖД» нет возможности сразу обновить весь подвижной состав. В этом году будет приобретено приблизительно 400 вагонов, которые заменят наиболее устаревшие.
СП»: - Сколько из этих вагонов поедут летом на юг?
- Пока неизвестно.
«СП»: - Сколько всего у «РЖД» пассажирских вагонов?
- Пассажирские вагоны, которых 23 754, принадлежат дочерней компании «РЖД» - ОАО «Федеральная пассажирская компания».
«СП»: - Какое число поездов направится летом в курортные города? Сколько пассажиров они перевезут?
- И об этом пока сказать невозможно.
По словам пресс-секретаря департамента по курортам и туризму администрации Краснодарского края Екатерины Фисенко, ежегодно на курортах Черноморского побережья отдыхает примерно 11 миллионов россиян. Из них летом – приблизительно 7 миллионов. Железнодорожным транспортом в это время приезжают около 3 миллионов 500 тысяч человек.
Часть из них приедет в купе и купе-люкс,которые в летнее время бывают похуже плацкартных, но подавляющее большинство – на плацкартных местах.
В июле 2010 года главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенкоподписал постановление, согласно которому вагоны пассажирских поездов должны охлаждаться (или нагреваться в холодное время года) перед подачей на перрон. Температура в вагоне летом не должна подниматься выше 27-28 С. Постановление регулирует и объём подачи наружного воздуха в вагоны, в час на каждого пассажира должно поступать не меньше 20 кубометров свежего воздуха. О том, насколько плохо исполняются эти постановления, знает каждый турист, путешествовавший летом на курорты.
Жительница Новосибирска Ирина Денисова так вспоминает о поездке прошлым летом в поезде № 128 Адлер – Красноярск (в котором умер Артём Глазов): «Вагон старый с синими полками, окна с деревянными рамами открывались тяжело и не до конца. Жара в вагоне стояла невыносимая, а ехали мы трое суток. Огромное количество бегающих и кричащих детей! Когда ночью проезжали через Урал, сильно мотало из стороны в сторону, всё скрипело, стучало. На верхней боковой полке крайне сложно было удержаться, чтобы не грохнуться вместе с матрасом.
Маленькие дети, испугавшись скрипов и качаний, разревелись…Но самая страшная духота началась после Волгограда…»
Анна Волосова из Омска вспоминает о путешествии в поезде Омск – Анапа в июне прошлого года: « Температура в вагоне была плюс 39- 40 С. Вентиляция не работала, занавесей от солнца на окнах не имелось, скрыться пассажирам от палящего солнца не было никакой возможности. Людям приходилось беспрерывно поливать себя водой, глотать таблетки, чтобы не получить тепловой удар».
На форуме проводников (cайт trainsim.ru) работники «РЖД» жалуются на неисправность вентиляции и датчиков нагрева и неумение некоторых проводников обращаться ссовременными кондиционерами. Но главной проблемой считают старость вагонов.
- «РЖД» - богатая компания, разумеется, она может закупить вагоны, в которые вместятся все желающие отдохнуть на Чёрном море, - говорит директор института экономики РАН Руслан Гринберг. – Но ей это невыгодно – в остальное время вагоны будут простаивать. Поэтому люди и впредь будут ездить в душегубках.
В 2010 году концерн «Немецкие железные дороги» выплатил компенсации на общую сумму 2 миллиона 700 тысяч евро 23 тысячам пассажиров, пострадавшим в июльскую жару из-за вышедших из строя кондиционеров поездов. Если бы наш железнодорожный монополист хоть раз выплатил такую сумму пассажирам, новых вагонов «РЖД», курсирующих по самым горячим маршрутам, наверняка стало бы больше.
Что делать, если в вагоне жарко
1. Обратиться к проводнику и сообщить о плохом самочувствии из-за жары. Проводник обязан принять меры, если они возможны в данном вагоне.
2. Если проводник не реагирует – обратиться к начальнику поезда.
3. Можно сообщить о ситуации по телефону «горячей линии», который должен быть указан на двери служебного купе или в коридоре.
Источник: Свободная Пресса