USD:
EUR:

Олег Кувшинников: «Будущее Вологодчины мы напрямую связываем с развитием туризма»

Текст: Ольга Чижкова и Антон Семенов
Туристическая отрасль по своим возможностям и перспективам может стать одним из ведущих направлений в экономике многих регионов России. В их числе – Вологодская область, обладающая богатыми природными ресурсами и культурно-историческими достопримечательностями наряду с хорошей транспортной доступностью из крупнейших городов страны – Москвы и Санкт-Петербурга. О развитии туризма на Вологодской земле, государственной поддержке отрасли и главных инвестиционных проектах в этой сфере специально для портала «Инвестиции в туризм» рассказал Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.
 
На фото: Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников

- Какова роль туризма в экономике Вологодской области? Какова доля туристической отрасли в ВРП?

- Будущее Вологодчины мы напрямую связываем с развитием туризма – отрасли, которая по своим возможностям и перспективам может стать одним из ведущих направлений в экономике региона. Наиболее посещаемые территории области – города Вологда и Череповец, Кирилловский и Великоустюгский районы, на которые приходится более 60% туристов.
 
Вологодская область сегодня представляет особый интерес у жителей России. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, с выгодным территориальным расположением. Область находится на расстоянии 450 км от Москвы и 650 от Санкт-Петербурга. Через регион проходят основные федеральные автомобильные магистрали: М8 «Холмогоры» (Москва-Архангельск), А114 (Вологда - Новая Ладога), А-119  (Вологда-Медвежьегорск - «Кола»). Есть железнодорожное сообщение с большинством районов, а также авиасообщение: аэропорты в Вологде, Череповце и Великом Устюге. Популярными остаются путешествия на теплоходах по каналам, рекам и Волго-Балту.
 
Во-вторых, Вологодчина может похвастаться хорошей экологией. Экологический туризм сегодня постепенно входит в число популярных видов отдыха. Также путешественников стал особо привлекать и сельский туризм - отдых с погружением в реальную деревенскую жизнь со всеми составляющими: баня по-черному, дойка коров, сенокос, пироги из печи и тому подобное.
 
В-третьих, на Вологодчине появляется все больше новых туристских объектов – от гостиниц до интерактивных музеев с гибкой ценовой политикой. Реализуется более 150 различных туристских маршрутов и экскурсионных программ в рамках культурно-познавательного, активного, экологического туризма.
 
В целом доля туризма в структуре ВРП области с учетом мультипликативного эффекта оценивается в 4%.
 
 
- Есть ли в области Стратегия развития туризма и как она выполняется?
 
- Несколько лет назад Правительство области одобрило региональную Стратегию развития сферы туризма до 2020 года. Перспективными направлениями развития отрасли являются: историко-культурный и событийный туризм с центрами в городах Вологда, Великий Устюг и Кириллов, круизный (водный) туризм с центрами в Белозерске и Кириллове, промышленный туризм с центром в Череповце, активный туризм в Вологодском, Вытегорском, Тотемском и Череповецком районах, а также сельский туризм по всей Вологодчине.
 
По итогам 2014 года число участников путешествий по области превысило 2,4 миллионов посетителей и увеличилось по сравнению с 2013 годом на 14,5%. В 2015 году на территории области планируется принять более 2,5 миллионов путешественников.
 
В прошлом году в консолидированный бюджет Вологодской области от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей поступило 296 миллионов рублей (в 2013 году – 221 миллион рублей). За счет средств инвесторов и грантов было введено 56 объектов туристской инфраструктуры в 19 районах: 31 объект показа, 12 гостиниц, 11 гостевых домов и 2 базы отдыха.
 
- По-прежнему ли Вотчина Деда Мороза - главный туристический проект Вологодской области? Или сейчас в приоритете другой проект? Какой?
 
- Действительно, главным туристским брендом области, который благодаря своей популярности можно назвать одним из самых успешных и «молодых» российских региональных брендов, является проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Он родился как ответ на решение проблем малых городов и стал одним из классических образцов продвижения территории, вошедших в учебники по маркетингу.
 
Ежегодно на Вотчину зимнего волшебника приезжает более 150 тысяч человек, посредством электронной и почтовой связи к Деду Морозу обращаются миллионы россиян. Проект нашел поддержку в 50 регионах страны, одобрен Президентом Владимиром Путиным и Председателем Правительства Дмитрием Медведевым.
 
В 2014 году туристский поток на Вотчину превысил 220 тысяч человек, что на 42% выше 2013 года. По предварительным данным, в текущем сезоне турпоток увеличится на 10-15%.
 
Растет интерес к Великому Устюгу у московских туроператоров. Такие крупные компании как TUI, CORAL-travel и Библио-Глобус уже вышли на туристский рынок Вологодчины. По их оценкам, в новогодние и рождественские праздники Великий Устюг будет самым посещаемым городом в России.
 
В дополнении к главному бренду в районах и городских округах нашего региона реализуется 25 туристских проектов. Самые популярные: «Белозерск – былинный город», «Липин Бор – Царство Золотой Рыбки», «Вологда – культурная столица Русского Севера», «Вытегория – обитель батюшки Онего», «Череповец – горячее сердце Севера», «Нюксеница – сокровищница народных традиций», «Тотьма – город купцов и мореход», «Сизьма – самобытный уголок Вологодчины».
 
Интересны проекты по развитию детского туризма: «Узоры городов России», «Школа путешественников Федора Конюхова», патриотическая экспедиция «Моя Родина – Вологодчина», «Академия Деда Мороза», «Корабелы Прионежья»  и многие другие.
 
 
- Какие инвестиционные проекты в сфере туризма Вологодской области входят в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (ФЦП) и как они реализуются?
 
- В настоящее время в рамках ФЦП в нашем регионе реализуются два инвестпроекта по созданию туристских кластеров: туристско-рекреационный кластер «Насон-город» (в Вологде) и туристско-рекреационный кластер «Центр отдыха и туризма «Y.E.S» (в Вологодском районе).
 
Кластер «Насон-город» стал пилотным проектом Вологодской области, получившим федеральную поддержку в рамках Программы с 2013 года. Общая стоимость проекта на 2013-2018 годы - 6,9 млрд. рублей, из которых порядка 5 млрд. - средства внебюджетных источников.
 
Проект создания туристско-рекреационного кластера «Центр активного отдыха и туризма «YES» реализуется с 2011 года. Общая стоимость – 970 миллионов рублей, 910 из которых – средства внебюджетных источников.
 
Есть еще один важный для области проект - Туристско-рекреационный  кластер «Центральная городская  набережная» в Череповце. В мае этого годы мы подали в Ростуризм заявку на софинансирование проекта из госбюджета в рамках Программы. Заявка была одобрена на Координационном совете. Общая стоимость проекта, реализация которого началась в 2014 году, составляет 1,3 миллиарда рублей. Главным объектом кластера станет Музей металлургической промышленности – уникальный и единственный на Северо-Западе России.
 
- Эксперты Федерального агентства по туризму определили регионы-лидеры и отстающие регионы в работе над реализацией Программы развития туризма. Вологодская область – в списке лидеров. Насколько освоены средства федерального бюджета, выделенные по Программе в 2015 году? Сколько всего выделено денежных средств в 2015 году из федерального и регионального бюджета на развитие туризма?
 
- В 2015 году осваивается неиспользованный остаток федеральной субсидии 2014 года - 56 миллионов рублей. Эти средства направлены на благоустройство Пречистенской набережной от пешеходного моста до улицы Лермонтова в Вологде в рамках туристско-рекреационного кластера «Насон-город». Кроме того, планируется освоить 71 миллион рублей на создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Центр активного отдыха и туризма «YES».
 
В целом на реализацию подпрограммы «Развитие туристского кластера Вологодской области» государственной программы «Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области на 2015–2020 годы» на 2015 год предусмотрено 172 миллиона рублей (30,9 миллиона - собственные доходы областного бюджета, 140,7 миллиона - субвенции и субсидии федерального бюджета).
 
 
- Какие еще проекты по развитию туризма есть в Вологодской области? Расскажите о них. Планируете ли войти в ФЦП с новыми проектами? Какими и когда?
 
Два инвестпроекта по созданию туристских кластеров в Вологодской области прошли конкурсный отбор в Ростуризме и включены в Реестр инвестиционных проектов для включения в перечень мероприятий Программы на 2015-2018 годы: туристско-рекреационный кластер «Северная Фиваида» (Кирилловский район) и туристско-рекреационный кластер «Дед Мороз» (Великоустюгский район).
 
Проект «Северная Фиваида» направлен на повышение конкурентоспособности туристического рынка Кирилловского района. В планах – создание 4 объектов гостиничной инфраструктуры общей площадью 7200  квадратных метров и более 20 объектов спортивной и развлекательной инфраструктуры. Это позволит увеличить турпоток на территорию района до 400 тысяч человек и создать более 200 новых рабочих мест.
 
Визитная карточка Вологодчины – туристско-рекреационный кластер «Дед Мороз». Суть проекта состоит в том, чтобы посещение удивительного места - родины российского Деда Мороза - оставляло у туристов не только волшебные воспоминания, но и проходило в комфортных и безопасных условиях.
 
Планируется, что в Великоустюгском районе к 2018 году появятся: интерактивная «смотровая башня», контактный зоопарк домашних животных, аэропорт для малой авиации, спортивные площадки и комплексы (в том числе горнолыжный), гостиничные комплексы, гостевые дома, базы отдыха, речной причал для маломерных судов и многое другое.
 
Еще один инвестиционный проект, который в настоящее время находится в разработке, носит название «Вытегорье – корабельная сторона». Он будет представлен в Ростуризм на конкурсный отбор в мае 2016 года. Кластер включит в себя три ключевых проекта: «Корабельная сторона», «Корабелы Прионежья» и музейно-туристский комплекс «Богоявленский».
 
Кроме того, в наших долгосрочных планах реализация целого ряда историко-культурных и событийных туристских проектов: «Серебряное ожерелье», «Узоры городов России», «Великий Устюг - родина Деда Мороза» и «Вологда – Новогодняя столица Русского Севера».
 
- Олег Александрович, расскажите о том, как региональная власть поддерживает компании, занимающиеся развитием туризма в регионе? Есть ли гранты, налоговые льготы, рекламная поддержка и т.д.?
 
- Департамент культуры и туризма области совместно с Туристско-информационным центром проводит целенаправленную работу по содействию в участии туроператоров области в международных, российских туристских выставках, на которых у турбизнеса есть возможность продвигать свой турпродукт. Кроме того, информация о всех туроператорах области размещается на сайте Туристско-информационного центра и в информационных буклетах.
 
- Какой бюджет на продвижение туристических возможностей региона заложен на 2015 и 2016 годы?
 
- На продвижение туристских возможностей региона в 2015 и 2016 годы в областном бюджете запланировано более 7,5 млн. рублей.
 
- Какова Ваша оценка всему тому, что уже сделано в Вологодской области в плане развития туризма?
 
- В Вологодской области туризм – одно из приоритетных направлений социально-экономического развития. И это объяснимо. Природные ресурсы с живописными северными ландшафтами и экологически чистыми местностями, культурно-исторические и этнические памятники наследия Русского Севера, удобное расположение региона привлекают множество туристов, желающих познакомиться с нашими культурными и духовными ценностями, деловыми достижениями, отдохнуть в сельской местности.
 
Одна из важных особенностей  состоит в том, что развитие туризма дает экономике мультипликативный эффект. Импульс от него передается сопутствующим сферам - общественному питанию, транспорту, торговле.
 
Источник: rusturinvest.ru
Также в рубрике