USD:
EUR:

От цинизма к смирению: на Московской международной книжной выставке-ярмарке обсудили образ врача в русской литературе

Текст: Маргарита Тимофеева

2 сентября, в день открытия Московской международной книжной выставки-ярмарки на ВДНХ историк медицины Дмитрий Балалыкин, писатель Марина Степнова и литературный критик Владимир Бондаренко приняли участие в дискуссии на тему: “Образ врача в русской литературе”.

Круг обсуждаемых вопросов не ограничился воспоминаниями о Чехове или персонажах Булгакова. Отношения между литературой и медициной намного интереснее и сложнее, чем можно было подумать.




“Так случилось, что я родилась в семье врачей, и меня всегда окружали врачи, - открыла дискуссию Марина Степнова, - поэтому передо мной стояла дилемма куда поступать - на филфак или в мед... Разумеется, медицина органично вошла в мое творчество”.

Автор романов “Хирург” и “Безбожный переулок” рассказала, что прототипов у ее героев-врачей нет, но несмотря на это, медицинское сообщество ее часто критикует - слишком уж подробно она описывает внутренние переживания и интриги врачей.




Впрочем, некоторые преподаватели вузов признаются, что предлагают в качестве идеального описания болезней фрагменты романов Степновой. И здесь обсуждение медицины и литературы приобретает интересный оборот: может ли медицинский текст представлять собой художественное произведение?

“Разумеется, есть в медицинском письме и художественная сторона. Например, трактаты Гиппократа и Галена читаются как настоящие литературные шедевры, - замечает профессор Сеченовского Университета Дмитрий Балалыкин, - причем и труды наших соотечественников Павлова и Сеченова читаются на одном дыхании. Я глубоко убежден, что хороший врач, особенно занимающийся исследовательской работой, должен обладать литературным талантом и писать интересно”.

Владимир Бондаренко описал траекторию развития персонажа-врача от Пушкина и до наших дней. Поразительно, что врач (лермонтовский Вернер, тургеневский Базаров, булгаковский Преображенский) стал фигурой, олицетворяющей все русское интеллигентное общество. Одним из самых интересных образов в этом процессе оказывается профессор Преображенский, который своими руками создает пролетарское будущее в лице Шарикова и затем сам же его и уничтожает. Этот образ, в каком-то смысле, олицетворяет всю русскую историю XX века.

“Очень жаль, что сегодня наши студенты-медики берут пример не с литературных, а сериальных героев вроде Быкова и Хауса, - подвел итог дискуссии Дмитрий Балалыкин, - у них они учатся цинизму и самоуверенности, в то время как в нашей работе, наоборот, нужно стремиться к смирению и подвижничеству”.

Участники дискуссии и слушатели долго рассуждали о влиянии медицины на литературу и наоборот. Эта тема в российском обществе и культуре останется навсегда.

Также в рубрике