USD: 92.5058
EUR: 98.9118

Иностранцы разлюбили Питер

Цены на отели в Санкт-Петербурге падают, а заполняемость снижается

Текст: Екатерина Сахарова
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Иностранцы разлюбили Питер

По гостиницам Санкт-Петербурга кризис ударил еще сильнее, чем по московским: люксовые заполнены меньше чем наполовину, остальные — совсем немногим больше. Иностранцев уже не привлекают ни низкий курс рубля, ни завершившаяся реставрация Пулково. Главная надежда рынка теперь — развитие внутреннего туризма.

Доходность на номер (RevPAR) гостиниц Санкт-Петербурга в 2014 году снизилась на 8% и составила 2,4 тыс. руб., следует из годового отчета международной консалтинговой компании JLL.

Сильнее всего доходность упала в наиболее дорогих отелях Петербурга. В сегменте люкс и верхнем пределе верхнего сегмента падение составило от 10 до 15%.

Загрузка люксовых гостиниц снизилась на семь процентных пунктов, до 48%, а средний тариф сократился на 9% и составил 10 тыс. руб.

Аналитики напоминают, что в сентябре 2013 года в Санкт-Петербурге проходил саммит G20 — тогда гостиничный рынок города значительно улучшил свои показатели: доходность на номер в люксовом сегменте увеличилась на 16%. Успешный 2013 год был практически полностью обнулен результатами 2014 года.

Тем не менее, сравнивая 2012 и 2014 годы, эксперты отмечают улучшение. «Можно сказать, что результаты 2014 года позволяют нам надеяться на постепенное увеличение абсолютных показателей и далее», — приводятся в отчете слова руководителя департамента гостиничного бизнеса JLL Дэвида Дженкинса.

Доходность отелей в высоком ценовом сегменте (Upper Upscale) упала на 6–7%. Средний тариф отелей этой категории составил около 7 тыс. руб., а заполняемость — всего 55%. Такой результат эксперты называют низким для этого сегмента, но видят в этом потенциал для роста.

Согласно отчету JLL, загрузка гостиниц этой категории в Лондоне и Париже превышает 80%, а в таких городах Европы, как Будапешт, Вена, Прага и Венеция, традиционно составляет более 70%.

Есть позитивные тенденции в других сегментах: отелям категории Upscale удалось сохранить загрузку, а гостиницы среднего сегмента (Midscale) даже нашли возможность для повышения тарифов.

Верхний сегмент гостиничного рынка Санкт-Петербурга не потерял в клиентах: годовая загрузка практически не изменилась и составила 60%, что, по мнению экспертов, стало возможным за счет развития внутреннего туризма. Однако тарифы в этой категории гостиниц снизились на 6%, до 4,7 тыс. руб.

Доходность отелей сегмента Upper Midscale сократилась на 7%, а загрузка упала на 4%. В среднем сегменте снижение загрузки еще более существенное, около 7%, однако это единственный сегмент, где тариф вырос. Рост цен составил 1,5%, а показатель RevPAR снизился на 6%. «Это лучший результат по городу, а позитивная, пусть и небольшая, динамика тарифа и вовсе в текущей ситуации смотрится ободряюще», — отмечают аналитики JLL.

По данным Cushman & Wakefield, в целом по рынку цена в рублях осталась почти на том же уровне и составила порядка 4,4 тыс. руб. В долларах цены упали на 17% за год и на 40% в декабре.

Эксперты говорят об оттоке иностранцев и считают, что эта тенденция будет только усиливаться. Позитивные ожидания аналитики и участники рынка связывают с развитием внутреннего туризма, в том числе вынужденным.

«В целом поток иностранцев упал примерно на 10%. Как и в Москве, произошло частичное замещение за счет других стран, в том числе Китая, Турции, Ирана», — рассказала «Газете.Ru» руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield Марина Смирнова.

Ссылаясь на данные туроператоров, эксперт добавила, что количество европейских туристов в Санкт-Петербурге сократилось на 25–35%.

Заместитель директора департамента консалтинга компании Colliers International в Санкт-Петербурге Евгения Тучкова отмечает уменьшение доли американских, британских, канадских туристических групп в люксовом сегменте.

«Число иностранных туристов, безусловно, сократилось, однако объем внутреннего туризма вырос. Из-за резкого падения рубля многие россияне отказались от поездок за рубеж и предпочли отдых в России. Среди самых популярных направлений внутреннего туризма оказался как раз Санкт-Петербург. Внутренний туризм пока несильно развит в России, но, возможно, именно Санкт-Петербург сможет изменить этот тренд», — отметил Дэвид Дженкинс.

По мнению аналитиков, чтобы привлечь иностранцев в Санкт-Петербург, усилий одних отельеров недостаточно: эксперты считают, что самое время для властей Санкт-Петербурга начать соответствующую кампанию. В городе появился новый терминал аэропорта, а отели всех сегментов в валюте стоят вдвое дешевле, однако иностранцев это все не привлекает.

«Учитывая негативный имидж России на мировой арене, гостиницам будет сложно самостоятельно привлечь дополнительный спрос, тогда как все условия с точки зрения соотношения цена-качество на рынке существуют», — отмечают в JLL.

В Cushman & Wakefield считают, что гостиницы воспользуются переориентацией россиян на внутренний туризм. «Загрузка может вырасти, с учетом сохраняющейся сезонности, до 63–64% с текущих 59%. Цена будет расти более агрессивно, чем в 2014 году, в том числе по причине инфляции, которая ожидается на уровне 15%», — говорит Марина Смирнова.

Эксперт прогнозирует повышение рублевых цен на гостиницы Санкт-Петербурга на 10–15%.

Ранее «Газета.Ru» писала о падении доходности и снижении заполняемости московских отелей, а также рассказывала о том, как кризис повлиял на деловой туризм.

Источник: gazeta.ru

Также в рубрике

Всё, что нужно знать об авиаперелётах

 0

Присоединение Крыма к России может ударить по туристическим планам олимпийского города

 0