USD: 63.7185
EUR: 70.7594

Штурман мирового масштаба

Призер «Дакара» о ситуации на российских дорогах

Текст: Елена Новикова
Фото: из личного архива Алексея Кузьмича

Штурман мирового масштаба

На его счету – победы в ралли-рейдах на чемпионатах России и этапах Кубка мира, призы ралли-марафона «Дакар». Штурман Алексей Кузьмич откровенно поделился мнением о ситуации на российских дорогах и о том, куда приводит постоянный поиск перемен.

Автоспорт для мужиков

– Я всю жизнь мечтал ездить в ралли, потому что с детства знал, что это такое, – рассказывает Алексей Кузьмич. – Ралли-рейды – очень жизненный вид спорта: это вам не то же лакшери-развлекалово «Формула 1», а реальный автоспорт для мужиков. Считаю, что именно ралли-рейды – наша стихия, российская: дорог у нас нет до сих пор, а по полям тоже надо уметь ездить.

ECLECTIC: – Зачем нужен штурман в экипаже?

– Штурман – мозг экипажа, он должен уметь делать всё. Моя задача: «бежать» по трассе впереди – от ста метров до десятков километров – и направлять пилота. Раздолбаям здесь не место, это однозначно: человек должен быть собранным, дисциплинированным, понимать себя и быть тонким психологом. Задача же пилота, как мы говорим, дубасить. Всё! Больше у него никаких задач нет. Есть такая раллийная шутка: «у пилота нет мозга – у него есть зеркало». Он выполняет все, что ему говорит штурман.

ECLECTIC: – Члены экипажа позволяют себе поболтать на отвлеченные темы во время ралли-рейдов?

– На «Дакаре 2012» – я тогда ехал на КамАЗе и мы, кстати, выиграли 3-е место – все понимали, что гонка ответственная, длинная, от позиции до позиции (а это 20 километров) невозможно сидеть молча и думать о своем: так можно потерять контроль над пилотом. Поэтому травили анекдоты, рассказывали о женщинах, истории из жизни. Потом, когда оставался километр до смены курса, пилот, штурман, механик – все замолкли, но как только вышли на новую позицию: «Ну, так вот! На чем мы остановились?..»



ECLECTIC: – Какие форс-мажорные ситуации запомнились особенно?

– Мне вспоминаются несколько страшных аварий. Одна случилась в 2005 году. Мы с Владимиром Кабановым вылетели в пруд, перевернулись, упали на крышу и стали тонуть. Было страшно, так как мы понимали, что тонем, но не понимали, насколько глубоко. Дверь пилота зажало камнем – пришлось вылезать через мою. В шлемах. А когда уже вынырнули, выдохнули и полезли обратно, мы через ту же дверь «войти в салон» не смогли: то есть, как у нас получилось выбраться – вообще непонятно.

Приехали наутро вытаскивать машину, а она сползла за ночь – торчало только одно колесо. Нам пришлось прыгать в ледяную воду – протягивать тросы через каркас. Было как в кино: мы с пилотом ныряем, смотрим – рыбы плавают по салону! Потом узнали, что это вообще затопленная шахта, и нам повезло, что мы упали в трех метрах от берега: там очень резкий спуск на глубину и все покрыто илом. Теперь под Ростовом-на-Дону есть «пруд имени Кабанова-Кузьмича».

Особенности национального вождения

ECLECTIC: – Есть ли у вас любимая дорога?

– В Карелии очень нравится: там дороги интересные, требующие хороших навыков. Собственно – почему финны хорошие спортсмены? Во-первых, у них автоспорт уже 50 лет на государственной поддержке и в каждом городишке с численностью населения 7–10 тысяч человек есть картинг, ралли и профессионально подготовленные трассы – это национальный вид спорта. И второй момент: в Финляндии очень жесткие правила и извилистые дороги, поэтому они ездят 80 км/ч, но везде: гравий, грунт – по барабану. Там старушки за 60 лет отжигают так, что нашим молодым и не снилось.

ECLECTIC: – А автоспорт в России?

– А у нас… Давайте не будем об этом – у нас все грустно…

ECLECTIC: – Уговорили. Как водят гонщики в обычной жизни? Как вы водите?..

– Очень спокойно.

ECLECTIC: – Тогда – мнение профессионала: как со стороны вам видится происходящее на наших дорогах?

– Что касается вождения в принципе – это тихий ужас. У нас зеркала в машинах зачастую воспринимают только как инструмент восстановления макияжа. Повороты проезжать никто не умеет. Люди водят настолько неумело, что как только в Москве дождь, Москва стоит – хотя, казалось бы, какая разница?..

Я сохраняю среднюю скорость круглый год – что зима, что лето, что дождь, что снег, – мне вообще все равно. Менять нужно подход к вождению, но это никоим образом не должно отражаться на скорости. Умение пилотировать на грани возможностей автомобиля и своих собственных позволяет в обычной жизни ездить очень спокойно, но при необходимости – перемещаться очень быстро.

Есть еще момент: люди не просто не умеют водить – они боятся своей машины как огня. У русского человека менталитет, вообще, какой? «Если машина стоит меньше 2 миллионов – это не машина». А большинство гаджетов, которые, собственно, и влияют на цену – это лишнее: чем проще, тем лучше. Когда погодные условия меняются, я на своем автомобиле выключаю всё – потому что лучше человеческого мозга и навыков ничего не придумано. Но большинство считает: если я купил мегадорогую машину, она за меня все сделает. А между тем, правило номер один: все, что происходит с машиной, делаешь ты.

ECLECTIC: – Как перебороть «чайникам» страх перед своим «железным конем»?

– Все дело в подходе. Я это сравниваю с танцем в паре с женщиной. Если мы подходим к женщине на «вы», настоящий танец не состоится – а люди так и делают: подходят к своей машине на «вы» и пытаются ехать. А если мы на «ты» – «танец» получается, потому что я «веду женщину» – управляю машиной: я ее разгоняю, я ее торможу, я ее «закручиваю в танце», но при этом все должно быть комфортно и плавно. Тогда получается красивое вождение и пассажиру, который едет рядом со мной, без разницы – что 60, что 160.



Одноразовые игрушки

ECLECTIC: – Что для вас машина – средство передвижения или способ самовыражения?

– Машины – как костюмы, не более того. Но к выбору такого «костюма» надо относиться серьезно и подходить тщательно, понимая, для каких целей ты его «надеваешь».

ECLECTIC: – Сейчас стирается грань внешней индивидуальности автомобиля?

– Стирается. И я объясню почему: на авторынок идет чистой воды ширпотреб. Если раньше машины были все-таки утилитарные (внедорожник – для бездорожья), то сейчас стараются впихнуть всё в одно. В результате человек покупает нечто среднее – ни то ни се. Проблема и в том, что малобюджетные автомобили – да уже и дорогие – превратились в одноразовую игрушку, которая должна сломаться, чтобы ее поменяли. Это неправильно. В той же Африке весь французский автопром 1980-х ездит, и делает это охотно.

ECLECTIC: – Если вы занимаетесь автоспортом, вам постоянно необходимо движение. Вы всегда находитесь в поиске перемен?

– Конечно. Моя поговорка: «Если ты считаешь, что всего добился, – ты деградируешь». Многие же думают: если ты купил дачу, машину, дом – жизнь удалась. Ничего подобного – это всего лишь этап. Надо двигаться дальше. И суть не в том, чтобы покупать новое ненужное барахло, которое стоит и ржавеет, а развиваться внутри себя, менять себя самого…

Источник: svpressa.ru

Также в рубрике

Российскую столицу посетил 21 млн туристов

 0

Сегодня мы расскажем вам о самых таинственных, странных и даже опасных российских маршрутах

 0