USD: 93.2519
EUR: 99.3648

С тревогой в Россию

Журналисты Формулы-1 о командировке в Сочи

С тревогой в Россию

У первого Гран-при России, намеченного на эти выходные, не было шансов пройти тихо. В связи с непростой политической обстановкой призывы бойкотировать гонку в Сочи звучали едва ли не с начала года. У большинства журналистов, которые едут освещать этап Формулы-1 в Олимпийском парке, опыта работы в России еще не было, а потому первая в истории гонка на постсоветском пространстве воспринимается на Западе вдвойне настороженно. «Мотор» попросил представителей мировой прессы рассказать о своих ожиданиях перед гонкой в России, поделиться мнением о влиянии политики на спорт, а также познакомить с возникшими сложностями при планировании командировки.

Не всех из них заботит политика: многие гоночные журналисты намеренно сторонятся этой темы. Но в паддоке Формулы-1 хватает и корреспондентов общественно-политических изданий, которым такие вопросы близки. Активнее всего призывы к отмене гонки звучали в западноевропейских странах, но большинство журналистов, даже из числа активно выражающих недовольство грядущей командировкой в Сочи в социальных сетях, отказывались от комментариев для нас, российского издания, поскольку «не имеют на этот счет уверенного мнения».

Но если взгляды на политику среди журналистов в Формуле-1 расходятся, то по многим другим вопросам они практически единодушны. Подавляющему большинству из них, чтобы добраться до Сочи, предстоит сделать две пересадки – и это сейчас их главная головная боль. В то же время, практически все отмечают профессионализм команды организаторов и расторопность чиновников, упростивших процедуру выдачи виз на время Гран-при России.


Я был в Сочи на Олимпиаде – все две недели, пока шли соревнования. Да, в первые два-три дня еще возникали небольшие сложности, но затем всё было отлично. Организаторы знали и понимали, что делают. Волонтеры всегда помогали, практически все говорили на хорошем английском, так что никаких проблем не возникало.

Я жду, что Гран-при пройдет на том же уровне. Из того, что я видел в ходе строительства: здания в паддоке выглядят впечатляюще – так что условия работы должны быть идеальными. И с точки зрения картинки мы тоже, кажется, будем довольны. Стадионы и горы в качестве фона – звучит неплохо. В феврале я уже видел, что на асфальте в некоторых местах были уложены поребрики – в общем, мог себе представить, что получится в итоге. Будет любопытно туда вернуться, взглянуть, что получилось.

Организаторы – профессионалы. Всё четко, быстро. Мы получили приглашения, а процесс выдачи визы был очень простым. У меня два паспорта, и для получения визы я использовал греческий – она была у меня на руках спустя два дня. Вообще никаких проблем.


Пресс-центр «Сочи Автодрома» уже через несколько дней заполнят представители прессы


Я думаю, ехать сейчас в Россию – это немного опасно для Формулы-1 с политической точки зрения. Многим спонсорам будет не слишком приятно ассоциироваться с гонкой в стране, против которой Запад выдвинул санкции.

Мы туда поедем, но понравится ли идея проведения Гран-при России остальному миру? Я не уверен.

В чемпионате мира должна быть гонка в России. Это бесспорно. Но правильное ли для этого выбрано время? Я не знаю. Политики должны сказать свое слово. В Великобритании к этому относятся достаточно спокойно, но я не уверен, что такие же настроения в Америке. После гонки в России мы сразу же отправимся в США. Посмотрим, что будет.


Дорога до Сочи будет для меня небольшой проблемой. В понедельник после Гран-при Японии я вернусь домой, в Токио, а уже во вторник поеду в аэропорт. Первый перелет во Франкфурт, оттуда – в Стамбул и только потом – Сочи. Да, из Токио есть прямые рейсы в Москву, но я стараюсь летать только с компаниями, которые входят в Star Alliance, а с ними более простого и дешевого варианта для меня не было. В среду в три часа ночи я доберусь до Сочи.

Ари Ватанен против

В сентябре с предложением отменить гонку выступил экс-чемпион мира по ралли и бывший член Европарламента Ари Ватанен, ныне работающий в автоспортивной федерации Эстонии. «Нужно определиться: поддерживаем ли мы режим, который ответственен за кровопролитие? – сказал Ари в интервью The Telegraph почему-то от лица всей Формулы-1. – Или мы говорим, что это неправильно? Если мы поедем в Россию, это будет сигналом, что мы принимаем [ее позицию]. Это подтвердит, что мы, пусть и опосредованно, но оправдываем то, что происходит, и то, что это [проведение гонки] будет использовано в качестве пропаганды. Часто говорится, что Формула-1 не должна мешать спорт и политику, но российский режим уже делает это, причем откровенным образом, так что мы должны ответить». Ватанен также отметил, что президент ФИА Жан Тодт «частично разделяет» его взгляды, но официальной реакции его самого на слова финна не последовало.

С отелями нет никаких проблем. Мне кажется, моя гостиница будет в полутора километрах от входа в пресс-центр. Это очень удобно. Я бронировал номер самостоятельно – в интернете, еще в марте или апреле. Обычно я бронирую гостиницы в декабре, когда только появляется календарь чемпионата, но до окончания Олимпиады я не мог ничего найти рядом с трассой на даты Гран-при. За четыре ночи я заплачу примерно 500-600 евро. Это не так дешево для меня, потому что обычно я ориентируюсь на сумму в 70 евро за ночь – как и большинство других журналистов, которых я знаю. Я фрилансер, и цена на гостиницу для меня тоже очень важна. В следующем году я, скорее всего, забронирую другой отель и арендую машину. Я не хотел делать этого сейчас, потому что не знаю, какое в Сочи движение на дорогах – сначала надо посмотреть.

Что касается политики – мне не совсем понятны разговоры об отмене гонки. Для меня всё не столь очевидно. Я не понимаю, почему именно западные страны должны решать, кто прав, а кто виноват в конфликте на Украине. По-моему, смена власти в стране, когда сняли предыдущего президента, была не самой демократичной. Американские компании сейчас давят на японское правительство, но мне кажется, нам необходимо иметь собственное мнение по поводу данной ситуации.



Вообще, я жду гонку в Сочи с нетерпением. Мне кажется, будет круто. Трасса и окрестности выглядят здорово. Для фотографов это важнее всего. По всему видно, что Сочи – классное место.

Я не занимался бронированием – все делает за меня компания, но от парней я слышал, что организовать всё было очень легко.

Единственная заноза в заднице – это перелет. Мой маршрут: Шарлотт – Нью-Йорк – Москва – потом примерно 12 часов в Шереметьево – Сочи.

Посмотрим, что будет там, на месте. Но до тех пор, пока нас не ограбили, не похитили и не изнасиловали, у нас редко возникают претензии к организации Гран-при.


Единственная проблема, как и в случае с Бахрейном, состоит в том, что Гран-при используется для достижения своих собственных политических целей российским правительством. Когда я говорю, что мы не должны отправляться в Россию или Бахрейн, мне обычно отвечают: «Ох, но гражданские права нарушаются и в США, и в Китае, но ты почему-то не говоришь, что мы не должны ехать туда». По мне, это бессмысленное замечание. Если уж раскручивать тему, проблемы с нарушением гражданских прав есть в каждой стране. Но ни в Китае, ни в США правительство не использует гонку в политических целях. Этап в Остине оплачивается частной компанией, а политики – ни местные, ни федеральные – не появляются на гонке. То же самое и в Китае – вы никогда не увидите больших политиков на трассе. Они наверное даже не знают о том, что такая гонка проходит. Руководство региона, где проходит гонка, посылает на Гран-при всего одного или двух представителей, так что ни о каком политическом маркетинге речи не идет.

Кристиан Хорнер vs журналисты

Гран-при России – одна из самых популярных тем на пресс-конференциях руководителей команд Формулы-1. Порой журналисты, даже не получая прямых ответов, умудряются задавать вопросы о гонке в Сочи по три раза за 20 минут. Нечто подобное случилось и в Венгрии. По ходу этапа было официально объявлено о подписании контракта на проведение с 2016 года Гран-при в Баку. В итоге на пресс-конференции боссов команд сначала спросили о «постоянно растущем конфликте на Украине», затем о том, готовы ли они после России и Китая «отправиться вслед за Берни еще и в Северную Корею», и в конце концов о том, как они относятся к проведению гонки в Азербайджане, который «занимает 160 место в рейтинге организации Репортеры без границ». Первым не сдержался Кристиан Хорнер. Руководитель Red Bull Racing обвинил журналистов в том, что «пресс-конференция становится депрессивной» и добавил: «Все вы будете на этих гонках, или по крайней мере большая часть из вас, потому что вы либо поклонники этого спорта, либо зарабатываете на жизнь, рассказывая о нем. Я думаю, неправильно принимать в отношении Формулы-1 политические заявления или делать ее политическим объектом, потому что мы – это спорт».

В Бахрейне наследный принц находится в паддоке с четверга по воскресенье, а в 2012 году они использовали Гран-при для продвижения национального слогана «uniF1ed» (от английского «unified» – «единый»). В России гонку будут использовать для улучшения имиджа отдельных политиков, а не страны. Именно это меня волнует прежде всего: Формула-1 будет использована как политический инструмент, что противоречит принципам Международной автомобильной федерации (FIA).

Я уверен, что гонка состоится. [Промоутер чемпионата] Берни Экклстоун скажет, что она прошла с огромным успехом, а Гран-при в конце года получит приз за лучшую организацию – как это всегда бывает в случае с новыми странами в календаре, которые щедро платят за проведение гонки. Но главной темой по ходу уикенда будет не борьба Нико Росберга и Льюиса Хэмилтона. Люди будут рассуждать о том, в скольких именно километрах от границы Украины Путин устраивает шоу. Как и в 2012 году после визита в Бахрейн, Формула-1 окажется под огнем критики мировых СМИ, и именно это мне не нравится – я не люблю, когда что-то негативно отражается на имидже спорта.

Возможно, если бы я как Берни, [президент FIA] Жан Тодт и команды думал только о деньгах и мог бы на этой гонке неплохо заработать, я бы поехал в Сочи. Но я останусь дома.


Окна пресс-центра выходят на пит-лейн и стартовую прямую


Честно говоря, мне просто любопытно. Я хочу посмотреть на трассу, на страну. Я был в России 25 лет назад. Наверное, она сильно изменилась с тех пор. Моя кузина работала на Олимпиаде на одну из крупных компаний, которая спонсировала игры. Ей всё понравилось. Так что у меня нет волнений.

Я выбирал отель самостоятельно – не из тех, что предложили организаторы. Мне кажется, я сделал ошибку, потому что отель находится в Сочи, а не в Адлере. Но, насколько я знаю, организаторы пустят шаттлы до трассы.

Честно говоря, в плане организации придраться вообще не к чему. С визой всё было очень легко. Мы получили письмо от организаторов, отдали все документы в визовый центр и всё было готово спустя несколько дней.


С политической точки зрения ситуация не представляется мне столь однозначной – если говорить о России, Украине и прочем. Мне кажется, обе стороны делали ошибки. Я не понимаю, почему Формула-1, как многие говорят, не должна из-за всего этого ехать в Россию. Там уже прошла Олимпиада. Давайте быть честными с самими собой: несколько дней назад туда приехала играть в футбол «Бавария», там проходят международные теннисные турниры – и никого это не смущает. В чем смысл всей этой шумихи вокруг Формулы-1? Мне кажется, определенные СМИ манипулируют общественным мнением. Но если вы поговорите с людьми в Германии, многие не разделяют «официальную» точку зрения.

Что было в Бахрейне?

В 2011 году из-за нестабильной ситуации в стране был отменен Гран-при Бахрейна, но уже на следующий год гонка вернулась, что вызвало волну критики в адрес руководства чемпионата. Столкновения и демонстрации – пусть и не столь масштабные – еще продолжались, но гонка все же была проведена. И остается в календаре до сих пор.

Многие почему-то сравнивают происходящее с тем, что было в Бахрейне, но для меня это совершенно разные ситуации. Там, в Бахрейне, Гран-при стал причиной новых митингов и демонстраций. Гонка вызвала новые волнения, люди не хотели, чтобы она проходила. К тому же Формула-1 была использована политиками в своих целях – и я не вижу, чтобы то же самое происходило в России.

Главная причина, почему лично я хочу поехать в Россию, состоит в том, что я хочу понять, как там смотрят на политическую ситуацию и как там относятся к Формуле-1. Я останусь в Сочи еще на три дня после гонки – мой обратный перелет намечен на среду. Мне хочется пообщаться с людьми, и я даже начала в этом году учить русский. Я не верю, что всё, что мы слышим в нашей прессе, это правда. Запад все время обвиняет восточные страны в использовании пропаганды, но я вижу, что пропаганда есть и здесь.


Мне кажется, все должно быть нормально. Аргентинцам не нужны визы в Россию, так что нам даже проще, чем всем остальным.

Мне кажется, с точки зрения логистики этап будет вообще одним из самых простых. Наш отель – чуть ли не в пятистах метрах от входа на трассу.

Я понятия не имею, насколько легкой будет прогулка из гостиницы до пресс-центра, но пока всё выглядит так, что работать будет очень комфортно. Мы – как и все остальные телеканалы – постоянно получаем информацию от FOM о предложениях организаторов по отелям, по шаттлам и так далее. Я не думаю, что у кого-то могли возникнуть сложности.


Я никогда не был в России до этого, но не думаю, что есть какая-то проблема в том, что Формула-1 едет туда сейчас. Мне нравится рассуждать в том числе и о политике, но здесь очень сложная ситуация. Да, мы едем в страну, которая замешана в конфликте, однако мы отправляемся туда на гонку – делать свою работу. До тех пор, пока там нет насилия, всё остальное меня не касается.

Мешать в одном котле то, что происходит в стране в политическом плане, и гонку в Сочи – немного нечестно по отношению к организаторам.

Конечно, если я увижу там танки на улицах, я сообщу об этом своим читателям. Но, насколько я понимаю, их там быть не должно.


Если говорить откровенно, в начале – даже не затрагивая тему политики – я не очень хотел ехать. Я никогда не был в России, и со стороны мне всегда казалось, что она очень сильно отличается ото всех других стран, в которых мы бываем. Другая культура, незнакомый язык. Похожее чувство у меня было перед первой поездкой в Индию. Даже не знаю, как это объяснить. Какое-то тягостное ощущение перед неизвестным. Но я должен сказать, что теперь всё изменилось. Я ожидал, что будет много волокиты: с визой, с гостиницами и так далее. Но как только я начал заниматься всем этим сам, увидел, что мне готовы и рады помочь, понял, насколько просто всё получается, я кардинально поменял свое мнение.

Бразильским туристам не нужны визы в Россию, но мы, как журналисты, обязаны их получать, и этого я опасался больше всего. Но процесс был организован очень хорошо.

Мне помогли забронировать отель, я быстро нашел подходящий перелет и теперь с нетерпением жду, когда приеду. Я говорил со своими друзьями, и они меня с самого начала убеждали: «Слушай, мы там отлично проведем время». Теперь я тоже так думаю.

Источник: motor.ru

Также в рубрике
Электропоезда "Ласточка" с 13 октября начнут курсировать между Керчью (Крым) и Анапой (Краснодарский край) вместо рельсовых автобусов
 0

Семь видео, на которых сложно узнать столицу России

 0