USD: 63.8881
EUR: 70.4111

Выжить на Севере

Как воспитывают своих детей ханты и манси

Выжить на Севере

Крайний Север ошибок не прощает. Поэтому ханты и манси — народы, живущие на Ямале многие века, — выработали очень жесткую систему воспитания детей, призванную подготовить их к жизни на этих суровых просторах. Они должны повзрослеть и усвоить все необходимые знания и навыки как можно быстрее.

На Севере только лето можно ждать долго, а все остальное нужно делать очень быстро. Малейшее промедление опасно. Решая одну и ту же задачу — как быстро превратить беспомощного ребенка в умелого взрослого, — ханты и манси воспитывают детей почти одинаково. Впрочем, и сами эти народы очень близки. В этнографической литературе их даже часто объединяют по месту жительства и называют обскими уграми.

Первая часть названия «обские угры», объединяющего ханты и манси, указывает на реку Обь, по берегам которой сосредоточены основные территории их традиционного проживания. Вторая происходит от слова «Югра» — так было принято называть земли Полярного Урала и Западной Сибири и их жителей в русских летописях. Этнонимы «ханты» и «манси» утвердились как официальные лишь после 1917 года. Они были образованы от самоназваний народов хантэ, кантах и манси.

В современном мире традиционная система воспитания детей, конечно же, не сохранилась у обских угров в первозданном виде. Однако главные ее принципы остались неизменными.

Как только ребенок первый раз осмысленно улыбнулся окружающим, считается, что он уже стал полноценным человеком. Сразу после того как у малыша появляются первые зубы, его передают на попечение старшим братьям и сестрам, которые сами часто всего на несколько лет его старше. Теперь они будут за ним приглядывать, пока подопечному не исполнится 5–6 лет. Лишь после этого мальчиков и девочек начинают воспитывать раздельно.

Воспитанием девочек занимаются исключительно женщины — мать и старшие сестры. Им нужно научить будущую хозяйку быстро и качественно выполнять все многочисленные женские обязанности. Ведь женщина должна не только готовить еду и убираться в доме, но и быть отличной рукодельницей, а если понадобится — уметь выделывать шкуры, рубить дрова, собирать и разбирать чум.

Моя бабушка рассказывала, что, пока они переезжали со стойбища на стойбище, она по дороге, прямо в нартах, успевала сучить пряжу. Она говорила, что уже к десяти годам могла делать всю женскую работу. Могла и шкуру оленя выделать, и парку из нее сшить, хорошо плела из бисера. Это считалось нормальным. Сейчас все не так. Моей дочке как раз десять лет, она знает, как готовить и убираться, немного шьет и вяжет. Умеет собирать грибы и ягоды, обрабатывать их. Но поставить чум, вести упряжку из нескольких нарт или порубить дрова не сможет.

Фото: ИТАР-ТАСС

Раньше девочкам не стоило рассчитывать, что, когда выйдут замуж, муж станет им помогать. У мужчин просто не было возможности взять на себя часть работы хозяйки, они были целиком поглощены собственными обязанностями. Но сейчас, с появлением снегоходов, моторных лодок и карабинов с оптикой, жизнь мужчин стала легче. У них появилось время, чтобы помогать жене по дому.

Не вижу ничего зазорного в том, чтобы принести домой ведра с водой или вылить помои. Хотя мой отец ни за что этого делать не будет. А я и дрова только сам колю — я же сильнее, мне проще. Мы не в позапрошлом веке живем, пришло время менять обычаи. Я и дочкам объясняю, что муж обязательно должен помогать им по хозяйству.

Воспитание мальчика — дело отца. В 5–6 лет он впервые берет сына на рыбалку или охоту. В 6–7 лет — учит ставить капканы и силки, ремонтировать лодки и нарты. С 10–12 лет разрешает пользоваться ружьем. Причем сразу же относится к сыну как к равному, полноценному партнеру. Показывая, как и что нужно делать, он попутно стремится передать правильное отношение к окружающей природе.

Фото: ИТАР-ТАСС

Для ханты и манси, как и для большинства северных народов, характерно глубоко укоренившееся экологическое мышление. Арктические экосистемы очень хрупкие, нарушить равновесие просто. Поэтому за многие века коренные жители этих мест научились максимально щадяще пользоваться дарами природы. Взять у тундры только необходимое, ничего не испортить и передать потомкам — вот одна из основ их культуры.

До сих пор один из основных экзаменов для подростка у ханты и манси — это проверка на меткость. Упустить подранка, который потом погибнет понапрасну, недопустимо. Ребенка учат не только бережно относиться к природе, но и понимать ее. Предсказывать погоду по приметам, читать следы на снегу, угадывать, какого зверя будет много в этом году, где станут кочевать олени.

Мальчиков учат правильно относиться не только к природе, но и к другим охотникам и оленеводам. Если что-то взял из оставленного другим охотником запаса — обязательно оставь что-то взамен. Ни за что не трогай чужие ловушки. Помоги попавшему в беду всем, чем сможешь. Все эти и многие другие простые правила взаимопомощи здесь усваивают с детства.

Особое внимание уделяют и физическому воспитанию будущего охотника, рыбака и оленевода. Он должен быть вынослив, ловок, быстр и силен.

У ханты и манси всегда проводилось множество состязаний, на которых юноши могли похвастать своими блестящими навыками. Свою силу они могли продемонстрировать в стрельбе из лука или перетягивании палки, в поднятии бревен, метании копья или топора. Скорость — в гонках на лыжах, лодках или в беге за оленьей упряжкой. Ловкость — в прыжках в высоту между столбами или нартами. Навыки действия в команде отрабатывались в соревнованиях по постановке сети, гребле. Сейчас многие из этих состязаний возрождаются.

Мальчиков и девочек воспитывают совершенно по-разному, однако многие принципы воспитания остаются общими. Так, у ханты и манси не принято наказывать детей. Если они что-то сделали неправильно, мать или отец не станут на них кричать, угрожать, а постараются объяснить, что они ошиблись, на примере. Например, расскажут подходящую к случаю историю со страшным концом, чтобы дети испугались и поняли, что так вести себя нельзя.

Еще одна уникальная особенность системы воспитания детей у ханты и манси состоит в том, что в ней большую роль играют не только ближайшие родственники — родители, бабушки и дедушки, братья и сестры ребенка, но и дальняя родня.

У моей сестры трое детей, и я понимаю, что должен помочь ей воспитать их хорошими людьми. Поэтому, когда есть время, стараюсь проводить с ними больше времени. Показываю, рассказываю, что и как. В русских семьях такого нет. Там часто дети своих дядей и теть и по имени не знают, особенно двоюродных.

В 13–14 лет заканчивается воспитание девочек, в 15–16 лет — мальчиков. Считается, что они выросли, стали полностью самостоятельными людьми. Дальше им уже никто не вправе указывать, что делать. Задача родителей выполнена.

К сожалению, традиционная система воспитания, складывавшаяся веками, сейчас под угрозой. Современные ханты и манси стали другими. Они не похожи на своих бабушек и дедушек — их жизнь слишком изменилась. Неполные семьи, алкоголизм разрушают устои.

Фото: hmcity.ru

Как-то в одном из северных поселков мне довелось наблюдать следующую картину. Представьте: зима, идет снег. Из полуразрушенного дома выбегает почти голый мальчик лет пяти. Следом за ним — девочка лет девяти-десяти. Она набрасывается на мальчика и начинает его бить. Мы подъехали, разняли. Расспросили, что случилось. Оказалось, что девочка налила себе стакан водки и хотела его выпить, а мальчик выхватил у нее стакан и выпил сам. Мы повели их домой, к родителям. Внутри в углу лежали на каких-то грязных тряпках мама и папа в полной отключке. И такое наблюдаешь часто. Поэтому, если ситуация не изменится, это приведет к полному апокалипсису.

Раньше ханты и манси даже представить не могли, что ребенка, оставшегося без родителей, не приютят родственники. А сейчас в детских домах Ямала почти 40% сирот — представители коренных малочисленных народов. И все же во многих семьях традиции живы, более того, возрождаются.

В разрушении традиций во многом виновата порочная практика советских времен, когда детей едва ли не силой забирали из семей и увозили обучаться в интернаты. Когда они возвращались домой, то уже не могли приспособиться к образу жизни их родителей. Семейные традиции ханты и манси рушились. Сейчас ситуация пусть не резко, постепенно, но все же меняется к лучшему.

ВИДЕО

Народы России. Ханты и манси

Источник: smartnews.ru

Также в рубрике

За что в крупных туристических центрах не любят гостей

 0

Руководство Турпомощи для выполнения своих должностных обязанностей (наполнение фондов) предложило участникам рынка работать согласно «понятиям», а не по закону

 0