USD: 66.6082
EUR: 73.9484

Послезавтра: почему городам так важно иметь план на 50 лет вперед

Послезавтра: почему городам так важно иметь план на 50 лет вперед
Начало года – самое время посмотреть вперед, задуматься о будущем. Специально для сайта "РИА Недвижимость" бывший главный архитектор Барселоны, глава лаборатории экспериментального проектирования городов Высшей школы экономики Висенте Гуаярт написал колонку, где рассуждает, почему современным городам так важно иметь план на несколько десятков лет вперед, нужно им ли меняться так же быстро, как меняются технологии, и как архитектор может доказать необходимость инноваций рассерженным горожанам.
 
В основу статьи легли тезисы лекции, которую урбанист прочитал для слушателей программы "Архитекторы.РФ" во время визита студентов в Барселону во время международного модуля программы.

Город без миссии – город без будущего

Каждый человек планируют свою жизнь: решает, хочет ли он жить в крупном мегаполисе или уютной деревушке вдали от дорог, хочет ли он иметь семью или остаться навсегда холостым, хочет ли он стать художником или работать в банке, хочет ли он купить дом или арендовать квартиру.
 
То же касается и городов. Как и людям, им необходимо иметь план – знать, какими они хотят быть через несколько лет. Им важно понимать, хотят ли они специализироваться на туризме, на спорте или на культуре.
 
Они должны думать, хотят ли они стать точкой притяжения для мигрантов, или приезжим нужно поискать себе другое место под солнцем. Они должны решить, хотят ли они быть экологичными или отдадут приоритет промышленности. Они должны осознать, хотят ли они, чтобы городские сервисы предоставлялись местными компаниями или транснациональными корпорациями. Все эти решения физически определяют, каким будет город.
 
Представление о своей миссии в глобальном мире и четкое понимание конкурентных преимуществ – вот то, что отличает лучшие города мира. Они всегда могут объяснить свои выигрышные черты, например, наличие лучшей в мире музыки, лучшего в мире университета или самых передовых технологий.
 
Увы, в отличие от лучших городов мира, российские города таким видением не обладают. Возможно, причина в том, что в России исторически все решения очень централизуются, и, за исключением Москвы, Петербурга и, возможно, Казани, города живут в мире ограничений. И дело не только в отсутствии ресурсов – у городов зачастую нет знаний, как получить ресурсы, необходимые для рывка вперед.
 
Почему я так много говорю о том, что городу нужно иметь план и видение своего развития? Потому что именно они определяют даже не ваше будущее – ваше настоящее.
 
Как только вы понимаете, как вы хотели бы измениться через 30 или 50 лет, то сразу сталкиваетесь с необходимостью определиться с конкретными шагами, которые позволят вам достичь прогресса. Так, если вы хотите быть городом инноваций, то первое, что вам нужно изменить – это система образования, и у вас уйдет на это не менее 15 лет – от момента как дети из детского сада попадут в университет. Не меньше времени нужно и чтобы превратиться в экологичный город или в город, дружественный к общественному транспорту. В Барселоне сейчас 30% людей передвигаются по городу только пешком, но чтобы достичь этого показателя, нам потребовалось много времени.

Меняйтесь глубже, а не быстрее

Города, в отличие от технологий, меняются очень медленно. Выйдите на улицу любого старого города, и вы сразу увидите на нем знаки старого времени. Поэтому идеи городских изменений должны быть очень устойчивыми, не идти на поводу у технологий. Технологии не так принципиальны в силу своей сиюминутности – они влияют на то, как мы коммуницируем, как записываем аудио или видео, как работаем, но не на то, как мы создаем города. Так что городам нужно быть в своем прогрессе глубже, а не быстрее.
 
Более того, в процессе городских изменений очень важно понимать, как влияет на модель урбанизации уровень цивилизации – от этого непосредственно зависит, с кем и как будет соревноваться город за влияние. В средние века цивилизация была воинственной, завоевательной, а города были крепостями, готовыми к борьбе. В Новое время города стали фабриками. Они были разрезаны железными дорогами, потому что заводам надо было как-то перевозить грузы, они были освещены электричеством, но не потому, что так было комфортнее для горожан, а потому что именно электричество давало энергию производству.
 
Один из самых актуальных вопросов сегодня – какими города сделает наше время интернета и экономики знаний. Мне кажется, что в будущем они станут средоточием мозгов, научными центрами. Их развитие должно быть непосредственно связано с коллаборацией разных сфер и переосмысленной в новом свете продуктивной деятельностью.
 
Промышленность прошлого, устаревающих индустриальных городов, представляла собой гигантские фабрики, штампующие в огромном количестве одинаковые изделия. Неудивительно, что такие заводы стремились вывести за пределы города, или город сам становился фабрикой, что, по сути, случилось с Детройтом.
Сегодня настает время бережливого производства, логистической модели "точно в срок", промышленности, способной выпускать персонализированные товары. А поскольку традиционный способ производства меняется, то и сами заводы обретают новое лицо.
 
Мне кажется, для новых заводов в цифровых городах будущего снова найдется место, и персонализированное производство, особенно то, что связано с едой, снова вернется внутрь городских границ, в технопарки.
 
Однако и самим городам будущего предстоит пересмотреть то, как они будут выглядеть. Есть одна развилка, о которой говорят все футурологи: умный город может стать местом, где цифровые технологии помогают людям жить, или местом, где все будет зависеть от власти корпораций, как в фильме "Бегущий по лезвию". И в том, и в другом случае машины все равно будут сами себя водить, а дроны – доставлять грузы, но только в первом варианте город останется местом власти горожан.
 
В моем идеальном будущем идеальный город имеет множество субцентров, соединенных между собой экономическими и культурными связями, и каждый из этих субцентров обладает пешей доступностью для жителей. Главное при этом – избежать превращения города в "плоский мир", где все ходят в одни и те же магазины, едят одну и ту же еду и живут в одних и тех же домах.

Промотировать изменения

Майкл Блумберг в бытность мэром Нью-Йорка признавался, что самое трудное для него всегда было объяснить горожанам, зачем нужны изменения. Увы, люди всегда очень консервативны, они думают только о своей собственной жизни, о том, чего хотят.
 
Будем честны: инновации никогда не случаются благодаря общественному договору. На протяжении всей истории цивилизации люди никогда не интересовались прогрессом и улучшениями.
 
Проблема в том, что раньше мэр города, по сути, был его хозяином, то сегодня горожане, как правило, имеют свое собственное мнение, и склонны выражать его весьма громко. Именно поэтому как никогда раньше в жизни любого города важна роль архитектора. Но не того архитектора, что нарисует дом, а потом закурит трубку и будет ждать нового клиента. До конца этой дороги мы уже дошли, дальше пути нет.
 
Архитектору будущего придется интегрировать множество вещей, иметь не только знания, но и способы влияния на общество. Сейчас перед нами стоят вызовы, связанные с экологией, с тем, чтобы улучшить жизнь бедных, сделать город более инклюзивным для самых разных людей, внедрить цифровые технологии в жизнь. И мы нуждаемся в людях, которые смогут формировать тенденции, предложить такую форму внедрения инноваций, которая окажется приемлемой для самой разной публики.
 
Дело политиков – произносить громкие слова. Например, политик говорит: мы хотим экологию, мы хотим бороться с глобальным потеплением. Но как? Политик вам не скажет. А мы, архитекторы, как раз хороши тем, что у нас есть черные коробки, полные бумаг с бюджетом и конкретным планом, что и как делать. Наша задача – сделать проект, то есть трансформировать великую идею во что-то реализуемое в одном конкретном месте.
 
Что же касается того, как убедить людей принять трансформацию города, то хорошая идея не давить, а предложить попробовать, как свое время тот же Блумберг предложил жителям Нью-Йорка попробовать пешеходную Таймс-сквер. И если проект успешен, можно его распространять дальше. Тесты и испытания – отличная методология. Более того, таким образом вы вовлекаете людей в развитие города, делаете их соучастниками. Мы учимся друг у друга, и так промотируем изменения.
 
Также в рубрике

Под угрозой закрытия могут оказаться до 80% московских мини-гостиниц

 0

Она развернется на MITT 2016

 0