USD: 64.6106
EUR: 72.3186

Минэкономразвития,туризм,въездной туризм,туроператоры

Из-за финансовых проблем туроператора сотни туристов не смогли вовремя вернуться домой. А у тех, кто купил путевки на ближайшие несколько месяцев, отпуск теперь под вопросом.

Минэкономразвития,туризм,въездной туризм,туроператоры

В начале декабря сотни российских туристов не смогли вовремя вернуться с о. Хайнань в Россию из-за финансовых проблем туроператора «Жемчужная река». Людей эвакуировали в несколько городов, откуда им пришлось самостоятельно добираться до дома.

Компании, работавшие под китайским брендом, обанкротились. А туристы, которые уже купили путевки на ближайшие несколько месяцев, теперь стоят перед выбором: перенести даты туров или попробовать вернуть деньги за несостоявшийся отпуск. 

Представители Алтайской региональной ассоциации туризма дали советы клиентам «Жемчужной реки» и рассказали, почему вернуть деньги будет не так просто.

Проблемы с самого начала

На территории России под брендом китайской компании Pearl River International Travel Service выступали два юридических лица - «Тревел Дизайнерс» и «Геркулес Трэвел».В ноябре 2017 года «Жемчужная река» анонсировала полетные программы из Санкт-Петербурга, Казани, Уфы и Тюмени.

«Тогда было продано 10 тысяч туров. Туристов привлекали за счет демпинга цен: путевки «Жемчужной реки» стоили на 20-30% дешевле, чем у других туроператоров. Таким образом компания планировала «выдавить» всех игроков рынка и потом осуществлять полеты на Хайнань из 20 городов России», - рассказала член АРАТ Ольга Ришко.

Полетные программы тогда не состоялись из-за проблем с авиакомпаниями, туристы смогли вылететь на отдых только в мае.

Когда «Жемчужная река» пришла в Барнаул, у нее уже была негативная репутация, в том числе из-за невозврата денег за несостоявшиеся туры. Старт программы из краевой столицы был заявлен на февраль. Туристы купили около 400 путевок, но улететь на китайский остров смогли только в августе.

Турагентства неоднократно предупреждали барнаульцев о проблемах, возникающих у клиентов «Жемчужной реки». Но, по словам Ольги Ришко, сработало «русское авось». Люди «голосовали кошельком» и выбирали ненадежные, но дешевые туры. Некоторое время полетная программа была стабильной, но у туристов  часто возникали проблемы с размещением.

В начале декабря сотни клиентов «Жемчужной реки» оказались заложниками на китайском острове Хайнань из-за финансовых проблем туроператора. После этого китайская сторона заявила, что она не имеет никакого отношения к российским компаниям, работающим под брендом «Жемчужная река».

Вернуться в Россию, куда – не важно

Среди туристов, за которыми просто не прилетели самолеты, были и жители Алтайского края. По словам члена АРАТ Натальи Стариковой, на острове оставалось около 50 жителей края. Так как турагенты продавали путевки самостоятельно, сформировать общий список тех, кто находится в Китае, оказалось не так просто.

«Мы обращались за помощью к туроператору, который остался безучастным к нашим проблемам. В аэропорту, ссылаясь на запрет разглашения персональных данных, нам тоже отказались предоставить эту информацию», - рассказала Наталья Старикова.

Жители края, желая как можно скорее вернуться домой, соглашались на вылеты в разные регионы России. Их эвакуировали в Читу, Хабаровск, Москву, в Красноярск.

«Никто не отслеживал, из какого региона туристы. В отелях просто вывешивали списки: кто куда запишется, тот туда и поедет. Люди, которые поддавались панике, записывались на первый попавшийся рейс», - говорит Наталья Старикова.

Президент АРАТ Елена Карасулина считает, что алтайские турагенты сделали все возможное, чтобы помочь жителям края вернуться домой. Одному из туристов, у которого во время затянувшегося отпуска закончился инсулин, передавали препараты через посыльных. Для прибывших в Москву сотрудники Представительства Алтайского края в столице обеспечили трансфер между аэропортами, бронирование и размещение в гостинице. Для прибывших в Красноярск обеспечили встречу и трансфер, части туристов турагентства оплатили билеты до Барнаула.

Что делать тем, кто купил путевку

По предварительным оценкам, путевки на о. Хайнань с датами вылета на ближайшие несколько месяцев купили более 5400 жителей Алтайского края. Теперь им предстоит сделать выбор: перенести сроки поездки или попытаться вернуть деньги.

По словам заместителя председателя АРАТ Натальи Гордеевой, вероятно, у обанкротившихся российских компаний, работавших под брендом «Жемчужная река», появится юридический «преемник» со статусом туроператора. Но несостоявшимся туристам нужно хорошо подумать прежде, чем принять решение о переносе даты тура.

Можно попробовать вернуть деньги за несостоявшийся отпуск или получить страховку.

«Возврат денежных средств тоже находится под большим вопросом, потому то два юридических лица исключены из реестра туроператоров. Они уже не могут выполнять обязательства по заключенным договорам. Вступает в действие механизм финансовых гарантий. Сложность заключается в том, что эти компании имеют небольшое финансовое обеспечение», - говорит Наталья Гордеева.

В первую очередь, пострадавшие туристы должны обратиться в турагентство, где приобретали путевку, написать заявление о расторжении договора из-за неисполнения обязательств. После этого – направить заказным письмом претензию и собрать пакет документов для страховой компании: договор, платежные документы туриста и турагента, копию паспорта, банковские реквизиты для перевода средств.

Через 10 дней после направления претензии можно обращаться в суд. Ответчиком в этом случае выступит туроператор, а не турагентство.

Проблемы - в законах

Представители Алтайской региональной ассоциации туризма считают, что законодательство, регулирующее рынок туруслуг несовершенно и его необходимо менять.

«Стоит обратить внимание на наш закон, который не поддается никакой критике. Он был издан 90-е годы в других реалиях, в другой рыночной ситуации. В 2012 году в него внесли глобальные изменения по поводу института финансовых гарантий. Но, как мы видим, это институт не совсем рабочий, - считает член АРАТ Ирина Слесарева. - По закону есть общий фонд, который туроператоры пополняют на случай банкротства любого члена этого фонда. Эти средства, а также средства персонального фонда, который формирует каждый туроператор, используются для эвакуации туристов в экстренных случаях. На сегодняшний день из фонда было потрачено порядка 68 млн рублей. Получается, что «Жемчужная река» повела себя так, как повела, а остальным туроператорам придется снова «сбрасываться»».  

Турагенты считают, что логично было бы страховать каждый отдельный тур.

«Если бы какая-то страховая компания взяла на себя этот риск, каждый тур был бы застрахован. В случае проблемы страховая компания вернула бы деньги конкретному туристу, - говорит Ольга Ришко. – Возможно, стоит сделать что-то типа ОСАГО, чтобы туристы понимали: в случае проблем они смогут вернуть гарантированный минимум. А для дорогих туров можно было бы купить «КАСКО»».

Кстати

Проблемы «Жемчужной реки» подкосили туристический рынок Алтайского края. Впервые за много лет в самолетах есть свободные места на новогодние туры с вылетом после 1 января.

Источник

Также в рубрике

 7 фактов о связи Трампа с Россией, которые вы упустили

 0

Сейчас поселок Чечень постепенно вымирает, превращаясь в пастбище для выпаса скота и прибежище браконьеров

 0