USD: 92.1314
EUR: 98.7079

Гол в свои ворота

Почему ЧМ-2018 вызывает больше опасений, чем надежд

Гол в свои ворота

Чемпионат мира по футболу 2018 года, который ждут не только российские чиновники, рассчитывая хоть как-то улучшить образ России на международной арене, но и туристическая отрасль, может не оправдать надежд. Опасения, что мундиаль соберет меньше туристов, чем даже турнир в ЮАР, куда приехали около 3 млн человек, выглядят все более обоснованными. Между тем даже ЮАР чемпионат принес более €4 млрд убытков, а Россия до сих пор не разобралась с долгами олимпийских инвесторов.

Даунтаун — один из символов процветания южноафриканского Йоханнесбурга 1970–1990-х годов — еще восемь лет назад представлял ужасное зрелище. Первые этажи зданий, где до начала 1990-х годов располагались штаб-квартиры горнодобывающих конгломератов и комфортабельные отели, были обнесены колючей проволокой, чтобы ограничить доступ нелегальным мигрантам. Мой коллега, вернувшийся недавно из путешествия по ЮАР, свидетельствует: сейчас в финансовой столице республики в том же даунтауне на первых этажах нет «колючек». Самые очевидные трущобы Йоханнесбурга к чемпионату мира (ЧМ) по футболу 2010 года были в той или иной степени обновлены. Были построены дороги, развязки, стадионы в 11 городах. Но первой в Африке стране, принимавшей ЧМ, удалось привлечь туристов только на время самого мундиаля: по оценкам FIFA, ЮАР посетили 3 млн иностранцев. Этого оказалось недостаточно, и чемпионат, на который так рассчитывали власти страны, принес ей убытки — примерно €4 млрд.

После чемпионата ЮАР не удалось удержать приток туристов, который сейчас не растет: стабильно 8–9 млн человек в год. Для сравнения: только один Октоберфест в Баварии каждую осень собирает более 6 млн туристов. Кстати, Германия, которая принимала чемпионат в 2006 году, по итогам смогла резко увеличить турпоток. За год до мундиаля, по данным Национального комитета Германии по туризму, в целом страну посетили 10–11 млн туристов, а через год после чемпионата только в Берлин приехали около 20 млн туристов, а в Мюнхен — почти 10 млн.

Какой сценарий ждет Россию, потратившую на ЧМ-2018 638 млрд руб.? Еще три года назад чиновники Ростуризма делали смелые прогнозы: в страну приедет на 30–40% больше туристов, чем в 2014 году на зимнюю Олимпиаду в Сочи. По данным оргкомитета «Сочи-2014», для посещения Олимпийского парка было продано около 2 млн билетов. То есть, если верить прогнозам Ростуризма, Россию во время мирового первенства по футболу посетят 2,6–2,8 млн путешественников.

Почему пока рано говорить о полной готовности к ЧМ-2018

Но проходивший летом 2017 года Кубок конфедераций, который предшествует ЧМ, не вызывает оптимизма. Главное воспоминание болельщиков матчей Кубка — полупустые трибуны. Официальная статистика зафиксировала в тот период даже падение турпотока. Данные Росстата показывают: во втором и третьем кварталах 2017 года Россию посетили 14,6 млн иностранцев — это на 2,8% меньше, чем за тот же период 2016 года. В целом, отмечают в оргкомитете «Россия-2018», матчи Кубка конфедераций посетили 628,3 тыс. болельщиков, но, сколько из них были приезжими, неизвестно.

Мои собеседники из числа турагентов отсутствие выраженного интереса к ЧМ-2018 со стороны иностранных болельщиков объясняют в том числе политическими факторами: в силу сложившихся причин в западной прессе у России, что называется, unfriendly image. Но, кажется, оргкомитет мундиаля эта ситуация пока не волнует: в начале декабря его представители оптимистично заявили, что их удовлетворяют темпы продаж. На тот момент было куплено в общей сложности 760 тыс. билетов, 53% приобрели иностранцы, остальное — россияне. В Ассоциации туроператоров России прогнозируют, что на ЧМ-2018 в страну приедут от 500 тыс. до 3 млн болельщиков. Эксперты международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield пессимистичны, они не ожидают более 450 тыс. иностранных болельщиков.

Стадионы ЧМ-2018 по футболу

Но, даже купив билеты на матчи, иностранцы могут избежать дополнительных трат в России. Тем более что цены отталкивающе высоки. Например, как подсчитала OneTwoTrip, размещение в Калининграде в июне-июле 2018 года обойдется в среднем в 9,7 тыс. руб. за проведенную в одиночестве ночь с завтраком, это в три с половиной раза дороже, чем в мае. Комната в четрехзвездном отеле будет стоить в среднем 18,3 тыс. руб., апартаменты — 14,2 тыс. руб. Но сверхприбылей калининградские отельеры могут не дождаться: до города час езды из соседней Польши.

Болельщикам, решившим посетить другие города ЧМ-2018, придется труднее. Размещение в Нижнем Новгороде к датам турнира подорожает в 3,2 раза: апартаменты будут стоить 19 тыс. руб. в сутки, четырехзвездный отель — 13,4 тыс. руб. В Москве средние цены на период мундиаля вдвое выше обычных. Из-за такой дороговизны города ЧМ-2018, даже получив болельщиков, могут в разгар сезона потерять обычных туристов, равнодушных к футболу, опасаются туроператоры.

Зато, успокаивают чиновники, останется созданная для мундиаля инфраструктура. В Сочи тоже осталась вся строившаяся к Олимпиаде инфраструктура, которая обошлась государству и инвесторам в рекордные 1,5 трлн руб. Но одни олимпийские инвесторы обанкротились, другие остались с долгами, а главный кредитор ВЭБ до сих пор не знает, как вернуть кредиты хоть в сколько-нибудь адекватные сроки.

kommersant.ru

Также в рубрике

Справедливо ли Ростуризм критикует регион за плохое освоение средств при строительстве туристической инфраструктуры

 0

Как российской журналистке удалось проникнуть на закрытую вечеринку нового президента США

 0