USD: 92.2628
EUR: 99.7057

Нужно снять розовые очки

Как Крым вошел в пик сезона

Нужно снять розовые очки

Стартовал июль и в Крыму начался так называемый высокий туристический сезон. Несмотря на "круглогодичность" местных курортов, каждый житель побережья знает, что основное ядро отдыхающих стремится отдохнуть в период с 1 июля по 31 августа: дети и студенты на каникулах, морская вода уже прогрелась. Судить по первому месяцу лета не принято: слишком нестабильная погода. И, тем не менее, отдельные представители сферы и целые ассоциации заявляют о слабой заполняемости, делают неутешительные прогнозы. РИА Новости (Крым) пообщались с отдыхающими и работающими на курортах полуострова, чтобы понять, с чем мы вошли в пик сезона, каковы его проблемы и есть ли шанс успеть их решить.

Сор из избы

Опрос, проведенный Российским союзом туроператоров (РСТ), показал, что в 2017 году Крым продается со снижением заполняемости примерно в 30% по сравнению с прошлым годом. В Ассоциации туроператоров России (АТОР) ранее также говорили о 30%, но в другом ключе. По их мнению, именно на столько в целом подорожал отдых на полуострове этим летом. Министерство курортов и туризма Крыма пока ограничивается сдержанными заявлениями о снижении на 4,2% количества отдохнувших в первом полугодии, то есть в срок с января по июнь. От ранее заявленных ожиданий, что на курортах полуострова отдохнут не менее 6 млн человек (на 500 тыс больше, чем в 2016 году) власти Республики пока не отказываются. Председатель Ассоциации малых отелей Крыма Наталья Пархоменко не поддерживает коллег, которые рассказывают о 100% раннем бронировании номерного фонда, чтобы "сохранить лицо": "Не хотелось бы выносить сор из избы и показывать неприглядный Крым, но, к сожалению, об этом говорить нужно". 

По ее словам, впервые прибывших на полуостров туристов ждет немало сюрпризов: "В Мурманске черешня стоит столько же, сколько здесь, в Крыму. Если в Ялту люди выехали, живя в Алупке или в Форосе, то вечером вернуться они не смогут: только на дорогом такси. У нас не ходят автобусы после десяти часов вечера. То же в Евпаторийском регионе", — пояснила Наталья Пархоменко и отметила, что в самих малых отелях стоимость проживания по сравнению с прошлым годом не повысилась, но у туристов вызывает негатив общая ситуация. К тому же объекты размещения страдают от дороговизны авиабилетов в летний период.

"В мае многое было забронировано до конца сентября, но сейчас пошли отказы на август, потому как люди ожидали вменяемых цен на билеты и теперь снимают брони. В Турции тоже не дешевые авиабилеты, но в Турции есть хорошая государственная поддержка: они могут максимально снижать цены на проживание и получают субсидии от государства", — добавляет Наталья Пархоменко. По ее мнению, в Крыму отельеров не только не поддерживают должным образом, но именно на их плечах лежит сохранение туристической привлекательности.

"У нас же плохой сервис не в объектах, а в окружении. Человек приехал на отдых, получив комфорт в отеле, но, выйдя из него, столкнулся с канализацией, мусорками, грязными пляжами, неудобными подходами к морю. Я понимаю, что есть люди, которые любят экстремальный вид отдыха. Но а мамочки с детьми, каким образом им спускаться по убитой дороге, через свалки, к морю? Это же невозможно. Нужно снять, наконец-таки, розовые очки и посмотреть, что мы делаем не так и что мы можем сделать", — пояснила Пархоменко.

Генеральный директор клинического санатория "Полтава — Крым" Александр Ракоцило – один из немногих, кто может не переживать о заполняемости даже в холодное межсезонье, так как к ним едут не за размещением, а за лечением. По его словам, здравница почти загружена на весь сезон. Но вот продать оставшиеся путевки может быть не так уж просто.

"Вы сами можете посмотреть, какие сейчас минимальные цены на авиабилеты. А вы возьмите семью из четырех человек и умножьте", — подчеркнул директор санатория.

Ракоцило считает, что в ситуацию с ценами на авиабилеты в Крым должно вмешаться государство. "А воз и ныне там. К сожалению, у нас нет поддержки в этом вопросе. И я так понимаю, наши республиканские власти не видят пока одобрения. Может, это общая тенденция для страны на данном этапе", — допустил он.

Павел Марциновский, директор сети отелей "Ателика", подтверждает, что плохие прогнозы на сезон АТОР и РСТ вполне объективны.

"Те самые 30% звучат везде, и все согласны с цифрой. Можно спорить только о причине. Называют разные факторы. Почти все правы. Первый фактор – спрос, на который влияют неблагоприятная ценовая конъюнктура, в том числе, полетные тарифы. Влияют определенные издержки на курортное производство: это и строительные материалы, и продукты питания. Конъюнктура спроса – это еще и впечатления людей, которые не обязательно плохо относятся к Крыму, а возможно просто не хотят делать вояжи сюда каждый год. А поскольку прошлый год был аномально высоким с точки зрения спроса – то вполне логично ждать снижения. Могут быть и другие факторы: неразвитая инфраструктура, плохие дороги, проблемы с сервисом", — отмечает Павел Марциновский. 

По его словам, сложности есть в каждом сезоне, но крымской туристической отрасли присуща системная проблема – отсутствие научного подхода к прогнозированию и своевременному риск-менеджменту. 

"Есть фактор недостатка информации. Все выше сказанное при наличии правильных маркетинговых исследований, понимания рынка очень легко можно было предсказать. Нужен грамотный подсчет туристов, без командировочных и прочих. Нужно его еще и детализировать на предмет спроса и его особенностей. Даже если подобные исследования были, они неведомы участникам рынка. Если бы было иначе – падения бы не произошло. Эта информация должна предоставляться к концу сезона, чтобы успеть подготовиться к следующему за год. Она не должна быть предвзятой и шапкозакидательской. Если это кто-то делает, значит, не доводит. Если не делает – то тогда совсем все плохо. Готовиться нужно заранее, иначе рынок стабилизируется в своем нисходящем графике", — уверен отельер.             

Ставка на вип-класс

Регулярно отдыхающий в Крыму еще с украинских времен Алхас из Абхазии признается в своей любви к полуострову, но не замечать ценовую политику тоже не может.

"Цены поднялись. Таксисты, например, стараются обмануть по полной. Я прилетел в Симферополь, в аэропорту сразу предложили довезти меня до Евпатории за 3 тысячи (рублей — ред.). Побегал, поспрашивал — в итоге за тысячу поехал", — рассказал он РИА Новости (Крым). 

Также Алхас посетовал на недостаток развлечений: "Хочется, чтобы на пляже скучно не было, какая-нибудь анимация была. Раньше были фестивали, тот же "КаZантип" — мы по молодости ездили. Туристов нужно развлекать, чтобы им не было скучно. Экскурсий бы побольше придумали, раздавали бы брошюрки с советами, как себя вести, куда лучше поехать, где безопасней и так далее. Крым обладает многими ресурсами, нужно их преподносить", — предлагает отдыхающий. 

Первый же экскурсовод, с которым связались РИА Новости (Крым) объяснил, что развлекать туристов сейчас – не такое уж выгодное дело. Александр живет в Феодосии и не первый год организовывает туры: "Увы, снижается интерес (к экскурсиям — ред.). В Севастополе работают 12 точек продажи билетов, два партнера за несколько дней набрали семь человек! Раньше я лично отправлял по 18 автобусов в день. Тяжело работать", — пожаловался он в комментарии. Вместе с тем Александр отметил, что получить право работать на "точке", все оформить – дело дорогое и трудоемкое. 

Экскурсовод Елена Мельникова занимается вип-туристами, корпоративными заказами и не жалуется на недостаток клиентов. По ее словам, в Крым сейчас приезжает достаточно много состоятельных людей. Другое дело, что искушенная публика отличается от обывателей: требует во всем комфорта, знает цену затраченным средствам и требует соответствующей отдачи. Поэтому работать с ними в условиях полуострова бывает не просто. 

"Мы, экскурсоводы, не ощущаем государственной поддержки. Проводятся совещания, нам обещают, что будет что-то сделано и в итоге вообще ничего, никакой помощи. Парковок для экскурсионных автобусов возле объектов нет. Нам сказали: можете заезжать на заправки. Покажите хоть одну! Более того, на заправках нас вежливо просят убраться", — посетовала она в комментарии. 

По мнению Мельниковой, особого внимания заслуживает и проблема с организацией входа на территорию особо охраняемых природных объектов в Республике. "Допустим, сделали бесплатный вход на все природные объекты. Там сразу горы мусора. Нас лихорадит. Например, та же тропа Голицына. Вход был бесплатный, потом платный по 200 рублей и лесника надо брать в качестве экскурсовода. Извините, я профессиональный экскурсовод, с разрешением министерства (курортов и туризма — ред.), с образованием, и должна передать свою группу представителю лесничества? На каких основаниях, кто он такой? И за это туристы мои должны доплатить. Мы и туристы не против адекватные деньги платить за адекватные услуги: за чистоту, за то, что контролируется проход, поручни-ступенечки делаются", — отметила она. 

Тем не менее, вип-сектор чувствует себя намного увереннее, чем предприниматели,  которые сделали ставку на массового потребителя. 

"Не думаю, что цены на курортах отпугивают всех туристов. Если в количественном отношении их стало немножко меньше, чем в украинские времена, то сейчас турист более качественный. Четырех- и пятизвездочные отели забиты полностью. В ресторанах уровня чуть выше среднего люди также присутствуют", — считает туроператор Иван Коваленко. 

Такое мнение подтверждают и сервисы бронирования. Например, поиск предложений в Booking.com показывает, что на ближайшие выходные 8-9 июля в высококлассных отелях ЮБК осталось по 1-3 свободных номера стоимостью от 15 тыс рублей за сутки. В наиболее статусных "Мрия резорт" и "Крымском бризе" осталось по шесть и пять номеров соответственно с минимальной стоимостью в 32 тысячи рублей. 

"Среднему сегменту" же остается искать варианты и пути: туристам – как хорошо и недорого отдохнуть, бизнесу – как получить прибыль. Но делать это – уже на пике сезона.

Источник: crimea.ria.ru

Также в рубрике

Разница между архитектурными утратами и приобретения Москвы за 2016 год

 0

Конфигурация развития сферы туризма и индустрии гостеприимства на ближайший год.

 0