Лето в деревне
В Ростуризме уже составили топ-10 регионов - лидеров по организации сельского туризма. В этот список вошли Белгородская, Ленинградская, Калужская, Калининградская, Московская, Тамбовская области, Карелия, Коми, Чувашия, Алтайский край.
В ответ на растущий спрос "сентиментальных путешествий" увеличиваются предложения в разных регионах страны: новые сельские предприниматели зазывают сограждан "отдыхом в деревне", проживанием в гостевых домах и мини-гостиницах, выполненных из экологически чистых материалов, знакомством с природой России, ландшафтами, флорой и фауной.
"Как правило, сельский туризм - это семейный бизнес, он не требует значительных инвестиций и использует частные источники финансирования, капиталовложения же быстро окупаются", - говорят в Ростуризме. Кроме того, он стимулирует развитие малого предпринимательства на селе. Среди преимуществ - благоустройство усадеб и сел, поиск местных достопримечательностей, обычаев, фольклора, народных промыслов, создание новых рабочих мест и рост доходов за счет расширения приусадебных хозяйств, продажи урожая, свежих готовых продуктов, "не отходя от огорода".
Два процента - это мало
Пока доля сельского туризма в нашей стране не превышает и двух процентов от всей отрасли "гостеприимства". "Но статистика - это просто цифры, а мы за ними видим реальные истории", - говорит член президиума Всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Дарья Сунцова.
Одна из таких историй, в деревне Рогачиха Вологодской области, началась после того, как местный житель Владимир Жигалов случайно нашел в подвале дома сундук с крестьянскими древностями и завещание его бывшего владельца. И решил создать дом-музей имени крестьянского рода с трехсотлетней историей в далекой деревне. Формат крестьянского дома как музея, ресторана и гостиницы, а также, что называется, повезло - удачное расположение около "резиденции Деда Мороза", - обеспечили поток туристов.
Дом Василия Мехаева посмотрели 40 тысяч отечественных и иностранных туристов. Они погружаются в атмосферу старинного крестьянского дома с восстановленными интерьерами. А жители деревни Рогачиха получают дополнительные рабочие места и хорошую зарплату.
Сначала музей - потом магазин
Предприниматель Борис Смородов из города Вышний Волочек Тверской области открыл музей "Русские валенки". Туристы в его музей второй год приезжают автобусами. Впрочем, от музеев прибыли не бывает. Интерес в другом . "После музея гости обязательно идут в магазин и покупают валенки . Вот отсюда доход, - рассказывает он. - Я сам каждый год бываю за границей в качестве туриста. И там в каждой стране нашего брата ведут сначала в музей, а потом в магазин".
О его предприятии и музее теперь знают иностранцы. География туристов из года в год растет. "Я даже не знаю, что больше движет бизнес, - музей или мастерская валенок. Они друг друга дополняют", - поясняет Смородов.
Полет на паралете
Татьяна Трусова, директор мини-отеля из Саратовской области отмечает, что "просто дышать свежим воздухом" туристам уже недостаточно. Нет хороших дорог в районе и хорошего аэропорта в Саратове. Есть нехватка ресторанов, музеев, оборудованных пляжей рядом. Тема актуальная для большинства регионов страны.
Отель Татьяны по программе поддержки малого бизнеса получил грант на 103 тысячи рублей. Добавив собственные средства, она купила пассажирский УАЗ для экскурсий по лесу. Для развлечений предлагает полеты на паралете. И в зависимости от времени года - катание на квадроцикле и снегоходе. Велосипеды и лыжи, баня, стрельба из пневматического оружия также идут на ура. Основная часть туристов - местные, саратовские жители. И только летом приезжают семейные пары или группы друзей из Пензы и Москвы. В планах - горнолыжные спуски с подъемниками. Для этого есть все возможности - рядом находится заповедник "Змеевы горы" у Волги.
В Тайгу! В Тайгу!
Александр Бураков, владелец базы отдыха "Водяной" в небольшом городке Тайга Кемеровской области, занимается организацией досуга на воде в купальный сезон. Он делает большую ставку на сельский туризм.
"Многие предпочитают отдыхать в родных местах, поскольку это значительно дешевле, чем ехать куда-то. Когда мы предлагаем людям в нашем регионе услуги, которые они могли бы получить вдали от дома, то они охотно выбирают отдых у нас". Только 20 процентов - приезжие из других регионов, остальные местные. По его словам, за последний год поток клиентов, желающих отдохнуть "у воды", вырос на треть, с 600 до 800 человек.
В сезон при хорошей погоде Бураков оказывает услуги по прокату водного инвентаря. От районной администрации получил грант в 150 тысяч рублей, которого хватило на покупку двух катамаранов. Финансов, как всегда, хватает не на все. Однако самой большой проблемой для своего маленького бизнеса Александр считает отсутствие на водоеме пляжа, а потому запрещено купание. Со своей стороны, предприниматель обустроил только зону отдыха у воды: обучил и аттестовал двух спасателей, организовал вывоз мусора, изготовил причалы и трапы.
Но для открытия пляжа необходимо произвести очистку дна водоема и отсыпку берегов песком (лабораторный анализ показал, что вода пригодна для купания). Помогать с обустройством пляжа в местной администрации отказались, мол, нет доходов в местный бюджет. Бураков согласен, да, поступления в бюджет благодаря пляжу не столь значительные, в сезон он арендует землю у озера, это совсем небольшие деньги, а также платит налог около 20 тысяч в год . Но эффект в другом.
Появляются новые рабочие места, у жителей - место для отдыха - бесплатный пляж. При оборудовании пляжа муниципалитет, по мнению Буракова, потратит 500 тысяч рублей. При этом вырастет и число туристов, и доходы от бизнеса, и налоги.
Также своим указом президент ввел запрет на чартерные рейсы между двумя странами