USD: 64.4290
EUR: 71.2391

Теперь перед дальним походом нужно предупредить спасателей

Новое законодательство требует предупреждать спасателей о любом походе, где может случиться беда. Это касается как туроператоров, так и дикарей, которых так много в Приморье

 
Теперь перед дальним походом нужно предупредить спасателей

В этом месяце премьер-министр Дмитрий Медведев подписал правительственное постановление «О некоторых вопросах обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации». Документ касается компаний, которые организуют активный туристический отдых туристических групп и самостоятельных туристов. Теперь побеседовать со спасателями должен каждый, кто выбрал маршрут, проходящий «по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам» и связанный «с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу».

Звонок нужно сделать за 10 дней до начала похода, хотя лучше, конечно, раньше. Собственно, в постановлении информации для туристов больше нет: они должны отчитаться перед МЧС о своей поездке, сообщить о ней вовремя и указать маршрут. Зачем это нужно и что еще спросят у заявителя, «МК во Владивостоке» спросил у начальника пресс-службы ГУ МЧС по Приморскому краю Михаила Исаметова.

«Чтобы сообщить о намеченной поездке или о походе, нужно просто позвонить в любую спасательную службу, например по дежурному номеру пожарно-спасательных подразделений 101 или на телефон доверия МЧС: 8 (423) 239-99-99. Здесь будут полезны такие данные, как даты начала и завершения похода, маршрут, состав группы с именами и возрастом. Если у спасателей имеется подробная информация, то у них автоматически появляется четкий порядок действий, минимизируется время реагирования.

Такая практика фактически была всегда, просто сейчас ее закрепили законодательно. Ничего не меняется, только теперь необходимо сообщать о походах, а раньше это было рекомендацией. Любой грамотный организатор извещал спасательные службы и так. Это как положить соль в рюкзак. Кто-то отправляется в поход, предупредив всех о контрольной дате, взяв запасную одежду, специальную амуницию и продукты, а кто-то просто идет налегке. Так же и здесь», – объясняет Михаил Исаметов.

«Что идея не новая – это точно»

«Еще в 90-х годах, когда я водил детей, мы всегда обязательно оставляли спасателям все данные: даты выхода и возвращения, сколько в группе человек, какая у них подготовка, какой маршрут. Если не было связи, отмечали, когда будем рядом с телефоном и сможем позвонить. В случае, если бы мы в течение суток с контрольной даты не вышли на связь, они отправились бы на поиски. Это, конечно, значительно облегчает им задачу в случае возникновения проблем», – рассказывает начальник студенческого корпуса спасателей ДВФУ Игорь Кремлев.

Если быть более точными, туристическая предусмотрительность появилась по меньшей мере в советское время. Как минимум уже в 80-е годы информирование спасателей было само собой разумеющимся, вспоминает наша следующая собеседница.

«Руководители групп обязательно сообщали точки маршрута, в определенных пунктах мы останавливались и посылали спасателям весточку, что все в порядке. То же самое и сейчас», – рассказала опытный турист Светлана Малышева.

Правда, даже те, кто точно знает, что спасателей лучше извещать о намерении отправиться с тайгу или в горы, редко делают это без заботливого организатора. Впрочем, уровень восприятия опасности у всех разный. Спасатели примут заявку, даже если вы предупредите их о прогулке по соседним холмам. Но чаще перекос идет в другую сторону.

«Если мы идем в серьезный поход, например на Алтай, в Читу, тогда обязательно уведомляем спасателей о месте. Серьезный поход – это когда идем далеко и как минимум дней на 15. Приморье в свое время я обошел полностью, мне и ребятам это уже неинтересно», – судя по голосу, пожимает плечами руководитель уссурийского спортивно-туристического клуба «Легион» Геннадий Хребтищев.

Такого, конечно, достигают немногие. Да и в этом случае спасатели наверняка осуждающе покачали бы головами: получить серьезную травму можно и в однодневном походе неподалеку от дома. Но раньше заставить туристов было нельзя, а теперь постановление подписано и уже вступило в силу. Правда, информации о санкциях для нарушителей пока нет.

«Часто туристы сами виноваты в том, что не соблюдают правила безопасности и халатно относятся к организации своего путешествия. Туркомпании хоть и предоставляют страховку, но что, если воспользоваться ею уже будет поздно? – подчеркивает директор Туристско-информационного центра Дарья Гусева. – Туристы ничего не потеряют от того, что заранее позаботятся об уведомлении органов безопасности о своей поездке в опасные места и дадут шанс оказать им своевременную помощь при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Правило позволяет упорядочить организацию как самостоятельных путешествий, так и поездок через туристические компании, а также повысить чувство ответственности туркомпаний за себя и своих туристов. Однако, насколько известно, пока не уточняется, какая ответственность грозит туристу или туроператору в случае неуведомления или нарушения срока уведомления об экстремальном походе. Необходимо дать четкую установку, чтобы действительно обязать людей соблюдать правила, что они необходимы и что человек, который «встал на учет» в МЧС, не потратит время впустую и может быть уверен в своей безопасности».

«Людей водит кто угодно»

Быть уверенным в том, что спасатели придут на помощь, несложно: новости об успешно завершившихся поисках «потеряшек» появляются в СМИ регулярно. А вот с уверенностью в организаторе похода сложнее.

«Это постановление нужно для коммерческого туризма, – считает председатель Приморской федерации спортивного туризма Дмитрий Шкурыгин. – Людей водит кто угодно, в том числе без специальных знаний, что однажды может выйти боком. Здесь должен быть наведен порядок».

Сами организации, предоставляющие туристические услуги в Приморье, пока не особенно осведомлены о новой обязанности.

«Сообщаем ли мы спасателям, зависит от того, на какой идем маршрут. В этом есть смысл только тогда, когда поднимаемся на очень высокие горы или в случае сплава. А так у каждого члена группы обязательно есть страховка, без этого никак. Никакое уведомление, что теперь обязательно нужно кого-то извещать, нам не приходило ни на почту, ни как-то еще», – ответили на наш вопрос в компании, предоставляющей услуги экологического туризма по Приморскому краю.

«Никому ничего такого не сообщаем. Люди записываются, собираем группу и выходим. У людей есть страховки», – сказали в организации, обещающей в объявлении экстремальные конные туры по историческим объектам края.

Проверить, проинформировал ли о планируемом походе туроператор поисково-спасательные организации, можно просто: спросив напрямую. Желательно узнать, кого именно организатор предупредил, так как на территории Приморья действует несколько организаций. Затем хорошо бы позвонить и уточнить непосредственно в этой организации. Тогда можно будет и успокоиться: в случае невыхода на связь в оговоренное время помощь прибудет максимально скоро.

Ситуация на сегодняшний день такова: у МЧС есть полгода, чтобы разобраться, как хранить полученную информацию и оптимально с ней работать. Туристы, туристические группы и туроператоры должны сообщать в ведомство, если в их планах есть поход в опасную местность. Критерии опасности указаны достаточно размыто, и при желании самоуверенный любитель таежных прогулок может заявить, что, мол, его десятидневный поход был просто долгим пикником. Ответственности за нерегистрацию в базах поисково-спасательных служб пока нет, и неизвестно, будет ли и в каком виде. Даже туристические агентства, организовывающие разного рода туристические приключения, слышали о нововведении только от нас. А туристы-дикари, они же самостоятельные, привыкли полагаться на самих себя. И таких у нас большинство.

Но отказавшийся от такого двухминутного звонка турист наказывает фактически сам себя. В случае успешного завершения похода он теряет ту самую пару минут на разговор. А вот в случае проблем – до нескольких дней, пока спасатели и, возможно, волонтеры будут разыскивать пропавших неизвестно где горе-туристов. И поиски начнутся только тогда, когда близкие, знающие дату возвращения, забеспокоятся. Перспектива невеселая, особенно если речь идет не просто о потере дороги, а о травме. Самостоятельно нести раненого товарища оттуда, куда вы до этого шли несколько дней, – явно не тот пункт, который хочется включить в список дел для идеального похода.

Кстати, некоторые считают, что заранее звонить в МЧС – это все равно что звонить в скорую, когда все хорошо. Мол, вот будет проблема, наберу номер и вызову спасателей. Даже если не считать того, что в чрезвычайной ситуации телефоны могут потеряться, сесть, утонуть или просто разрядиться, если не рассматривать более неприятные варианты, городские жители забывают одно.

«Так говорить могут только полные дилетанты, которые дальше работы, максимум ближайшего леска на шашлык от дома не уезжают. Случиться может все что угодно. А покрытие связи, даже если взять всех операторов разом, в Приморье очень далеко от 100%», – напоминает глава пресс-службы краевого главка МЧС.

В Приморье есть места, где люди теряются с незавидным постоянством. Самым известным здесь будет, конечно, легендарный Пидан, окутанный множеством загадок и легенд. Гора, казалось бы, исхожена вдоль и поперек, она всегда привлекает множество туристов, и все равно сводки о заблудившихся, хотя бы сутки блуждавших по Пидану, появляются ежегодно. Что уж говорить про случаи, когда человек исчезает в лесу на неделю, а находится на огромном расстоянии… Говорят же: знал бы, где упасть, соломки бы подстелил. Так вот, теперь туристам поступила команда: подстилайте соломку там, где падают всегда. В случае чего, хоть помягче приземлитесь.

Источник: vlad.mk.ru

Также в рубрике

В компании решение объяснили тем, что планируют сосредоточиться на интернет-проекте «Афиши»

 0

Московские рестораны в настоящее время предлагают 398 подобных акций

 0