USD:
EUR:

«Мы действительно нашли Белый город»

Главный археолог Москвы о поисках клада на раскопанных улицах

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

«Мы действительно нашли Белый город»

Этим летом улицы Москвы переживают одну из самых масштабных за последние годы реконструкций. При этом с самого начала градозащитники не устают жестко критиковать то, как ведутся ремонтные работы. Общественники заявили, что из-за спешки и отказа от ряда исследований под угрозой гибели оказались фундаменты древних зданий и старинные артефакты. «Газета.Ru» поговорила с главным археологом Москвы Леонидом Кондрашевым и выяснила, насколько ремонтные работы вредят археологическим раскопкам, где еще в Москве может быть спрятан клад, а также узнала, что нашли на месте снесенного корпуса в Кремле.

— Леонид Викторович, сейчас строителей в программе «Моя улица» часто упрекают в том, что они плохо согласовывают свою работу с археологами. Из-за этого археологи не производят исследования перед стройкой, а приходят уже постфактум. Так ли это и какой должна быть очередность?

— Проведение археологических работ перед началом реконструкции улиц трудноосуществимо, потому что основная часть территории, подпадающей под благоустройство, покрыта асфальтом. Если это земляные работы, при которых не требуется разрывать грунт на большую глубину, то есть, например, благоустройство, посадка деревьев, прокладка коммуникаций, то предваряющие археологические раскопки в этой ситуации проводить не требуется. Достаточно, если археологические работы проводятся параллельно с земляными, в формате наблюдения за разрытиями. Если речь идет о замене дорожного покрытия, при этом работы не затрагивают объекты археологии, то требуется только текущий археологический контроль.

Леонид Кондрашев. Фотография: Александр Натрускин/РИА «Новости»

Леонид Кондрашев. Фотография: Александр Натрускин/РИА «Новости»

— Что самое интересное удалось найти в ходе этого параллельного археологического надзора и что было утеряно из-за работ по ремонту?

— С начала реконструкции были обнаружены сотни крупных и мелких артефактов, связанных с историей города, быта москвичей и знаковых столичных построек разного времени. Например, фрагмент ярусов деревянных мостовых на Тверской улице рядом с Козицким переулком, каменное основание и цокольная часть ограды бывшего Страстного монастыря XVII века вдоль внутреннего проезда Страстного бульвара, белокаменное и кирпичное основание стены Белого города конца XVI века между Тверским бульваром и Пушкинским сквером. В районе Замоскворечья были зафиксированы деревянные мостовые. В частности, на Большой Якиманке у дома №21 и на улице Большая Полянка у дома №9.

Большую ценность представляет найденный археологический материал. Так, в районе Тверской улицы и Пушкинской площади обнаружены печные изразцы, монеты, пряжки, нательные кресты. Особый интерес представляет металлический маточник XVII века — инструмент для чеканки фальшивых денег.

Кроме этого, во время земляных работ в Вознесенском переулке у дома №22 был найден клад, состоящий более чем из 80 медных монет XVIII века. Сейчас специалисты производят первичную обработку находки. Монеты обнаружены в коме земли и, предположительно, находились в какой-то мягкой таре — мешочке или кошельке. В Замоскворечье в траншеях улиц Большой Якиманки и Большой Полянки обнаружены разрозненные монеты московского и тверского чекана XV–XVII веков.

— Что будет происходить с найденными предметами? Какова судьба подвалов XIX века на Тверской, останков церкви Дмитрия Солунского, Чудова монастыря?

— Все обнаруженные «движимые» археологические артефакты после необходимого комплекса мероприятий (первичная обработка, паспортизация, реставрация, фотофиксация и прочее) будут переданы на хранение в один из ведущих музеев Москвы, это произойдет до 2019 года.

Выявленное и изученное специалистами основание ограды Страстного монастыря, снесенного в 1937 году, будет изучено, отреставрировано и сохранено на историческом месте

в качестве объекта архитектурно-археологической музеефикации. Современные коммуникации пройдут вдоль линии исторического сооружения, не затронув его. В настоящее время расчищены цоколь ограды и верхняя часть ее кирпичной кладки, протянувшейся вдоль линии бульварного проезда у Пушкинского сквера на 90 метров.

Также принято решение о сохранении in situ (в месте первоначального расположения. — «Газета.Ru») фрагмента четырех ярусов деревянной мостовой на Тверской улице в районе дома №16. После проработки этого предложения со специалистами и проектировщиками возможна музеефикация старых деревянных конструкций в специальном стеклянном саркофаге — своеобразном «окне в прошлое».

Основания стен и башен Белого города на Пушкинской и Тургеневской площадях, а также фундаменты, относящиеся к храму Дмитрия Солунского, предложено после консервации и засыпки отметить на асфальтовом или каменном покрытии сигнацией. То есть на современной уличной поверхности будет отпечатан контур этих утраченных построек.

Что касается раскопок, проводимых на территории утраченного в 1929 году Чудова монастыря в Кремле, их проводит экспедиция ИА РАН на месте недавно снесенного 14-го корпуса Кремля 1930 года постройки. В ходе этих работ были вскрыты трапезная и западный угол фундамента церквей Благовещения и митрополита Алексия XVII. Открывшиеся кладки состояли из огромных валунов, известняковых блоков и надгробных плит XVII века вторичного использования. Большой интерес представляли более древние культурные напластования XII–XIV веков, сформировавшиеся здесь еще до основания Чудова монастыря. О музеефикации и дальнейшей судьбе этих уникальных находок должны сказать свое мнение специалисты.

— Подтверждаются ли сведения, что при перестройке Тверской найдены фрагменты Белого города?

— Да, мы действительно нашли Белый город. В начале июня в процессе прокладки коммуникаций по линии Тверской бульвар — Пушкинский сквер под проезжей частью Тверской улицы были зафиксированы кладки основания стены Белого города. Стена была построена в конце XVI века и разобрана в конце XVIII века.

Оперативная работа археологов позволила зафиксировать уникальное сооружение и точно нанести его контуры на план.

В ходе земляных работ была откорректирована трасса прокладки инженерных сетей, что минимизировало ущерб древним кладкам.

Это относится и к фрагменту стены, открытому на Тургеневской площади, где также, по настоянию археологов и службы сохранения объектов археологического наследия Мосгорнаследия, производители инженерных работ сдвинули трассу коммуникаций ради сохранности старых кладок.

— А что станет с остатками стены Белого города на Хохловской площади?

— В 2007 году на площади планировалось построить подземный паркинг, в связи с этим провели археологические исследования. В процессе было вскрыто белокаменное основание стены Белого города, проходившей по трассе нынешнего Бульварного кольца. Длина исследованного участка составила 64 метра. После того как археологические исследования завершились, инвестор строительства предварительно законсервировал кладки исторического фундамента и устроил независимое фундаментное основание.

Специалисты и эксперты по охране памятников предложили раскрытые кладки стены музеефицировать и сделать частью архитектурного оформления Хохловской площади. Это предложение поддержали в мэрии, и сейчас разрабатывается проект реставрации исторических кладок конца XVI века.

Отмечу, что подобные проекты музеефикации подлинных фундаментов, вскрытых в ходе археологических работ, практикуются во многих городах мира. Наиболее яркий пример — это экспозиции раскрытых памятников древности в Риме, Афинах, Будапеште, Вене и Лондоне.

— Ряд экспертов считают, что при реконструкции центра Москвы археологическим исследованиям можно было бы дать побольше времени. Но времени на нормальные раскопки не хватает, потому что тогда реконструкция затянется и город окажется парализован. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Конечно, проведение работ в историческом центре города: новое строительство, прокладка коммуникаций, благоустройство — это всегда компромисс между сохранением объектов истории и культуры и удобством и инновационными решениями для города. Но всегда приоритетной задачей остается максимально возможное сохранение исторической среды.

При реконструкции центра Москвы археологическим исследованиям уделяется достаточно времени. Все археологические объекты, обнаруженные в ходе реализации проекта «Моя улица», своевременно фиксируются и исследуются археологами.

— Соблюдается ли законодательство при проведении археологических изысканий при благоустройстве центральных улиц Москвы?

— Наша задача состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение законодательства по охране объектов культурного наследия на территории города Москвы. Мы следим за соблюдением законодательства как строителями, так и археологами, и, судя по тому, что в Москве строятся здания, прокладываются коммуникации, идет благоустройство, но вместе с тем и появляется информация о новых уникальных археологических находках, это вполне удается.

— Как вы думаете, много ли еще ненайденных предметов истории покоится в Москве под землей?

— Москва летописно известна с XII века, и за многие столетия своего существования накопились значительные культурные напластования, превышающие в некоторых местах в центре города 10 метров. На территории современной Москвы существовало множество поселений, селищ, деревень, исчезнувших в силу различных причин, в первую очередь под напором расширяющейся застройки новых районов столицы. Все эти объекты потенциально ценных в археологическом отношении участков известны специалистам и в основном нанесены на карту города. Проектные материалы, связанные с земляными работами на таких участках, в обязательном порядке согласуются с Мосгорнаследием и его археологической службой. Следовательно,

археологически ценные артефакты могут ожидаться в любом месте Москвы, где предполагаются новые разрытия.

Любые земляные работы, связанные со строительством или прокладкой коммуникаций, включают в себя археологические раскопки или наблюдения. И каждые такие исследования приносят в копилку знаний о нашем городе все новые свидетельства о материальной составляющей быта москвичей. Таких находок особенно много в исторической зоне города в пределах границы Москвы XVIII века — Камер-Коллежского Вала. Также их много в местах исторических поселений в пределах МКАД и на новых территориях столицы.

Источник: gazeta.ru

Также в рубрике