USD: 64.3652
EUR: 70.9305

Воскрешение легендарного ледокола

Первый в истории страны речной ледокол могут поднять со дна Волги и установить на набережной Саратова

Текст: Олег Кнутов
Воскрешение легендарного ледокола

Со дна Волги может быть поднят «Саратовский ледокол» — реликвия речного флота страны, прошедшая две войны. Эту сенсационную новость сообщили эксперты — водолазы петербургской специализированной компании, которые в середине мая обследовали затонувшее судно. Так что Саратов может стать вторым российским городом, на набережной которого будет красоваться уникальный памятник.

Первый речной ледокол

В июне 1895 года в журнале «Marine Engineer» появилась небольшая заметка, в которой сообщалось, что 7(20) мая 1895 года в Ньюкасле был спущен ледокол. Этот ледокол был построен для Рязано — Уральской железной дороги и получил имя — «Саратовский ледокол».

Сам по себе ледокол является уникальным не только по тому, что это первый речной ледокол, но и тем, что для того чтобы он Санкт-Петербурга в Саратов, при его строительстве было реализовано решение на основе патента Свана. Уникальность этого решения состояла в том, что корпус «Саратовского ледокола» по диаметральной плоскости разделялся по длине (от носа до кормы) на две части, причем каждая часть представляла собой автономное судно.

Весной 1896 года «Саратовский ледокол» прибыл в Саратов, а 1 марта 1896 года вышел в свой первый рейс. Первоначально он ходил между пристанями Сазанка и Меженная, затем между Князевкой и Сазанкой. Совершал рейсы из Саратова в Князевку. С 28 апреля, с открытием навигации, движение ледокола было прекращено. «Саратовский ледокол» был поставлен в затон для осмотра. Свою работу он возобновил в ноябре 1896 года, но уже совершал рейсы от пристани Увек до Сазанки и от Переправы до Сазанки. Кроме пассажирских рейсов, «Саратовский ледокол» занимался и вывозкой льда от берегов на Волгу. Делалось это при помощи деревянных балок и цепей, которые зачаливали разбитый лед и тянули его, двигаясь задним ходом. Ледокол производил работы по очистке судоходного хода ото льда с 4 часов утра до 8-10 часов вечера. Если толщина льда не превышала 9-ти вершков, то ледокол пробивал его, продвигаясь вперед без остановок. В этом случае переход «Саратовского ледокола» от одного берега до другого с пассажирами не превышало 20-ти минут. 11 апреля 1897 года «Саратовский ледокол» прекратил свои рейсы, в связи с прекращением ледохода. 20 апреля 1897 года «Саратовский ледокол» отправился в Астрахань — осуществлять доставку общественной нефти. Сделав два рейса «Саратовский ледокол» 22 мая 1897 года вернулся в Саратов. Всего за эти два рейса «Саратовским ледоколом» был вывезен миллион десять тысяч пудов нефти.

30 марта 1897 года, излагая историю ледокольного дела, зародившегося в России, в своей лекции в Мраморном дворце в Петербурге вице-адмирал С.О.Макаров сказал: «......в начале 90-х годов построены ледоколы для Николаева, Владивостока и в 1896 году ледокол в 1500 сил, который круглый год перевозит поезда через Волгу».

Назначением «Саратовского ледокола», кроме буксировки парома, были пассажирские перевозки, перевозки почты и багажа, охрана караванов( зимующих в затонах) от осеннего и весеннего ледоходов, помощь в установке караванов на зимовку и их разводка весной, подготовка каналов для паромов и т.д.

На рубеже XIX — XX веков «Саратовский ледокол» был вторым по мощности пароходом на Волге, первым был колесный буксир — «Богатырь».

Немаловажным историческим обстоятельством является то, что «Саратовский ледокол» был одним из первых пяти пароходов, предназначенных для колки льда ледоколу хватало практически весь г. Все они были построены в Англии. Три из них работали на Великих озерах в Америке; «Ангара» — на Байкале; «Саратовский ледокол» — на Волге.

Работы ледоколу хватало практически весь год. В течение осени и зимы он пробивал канал во льду от Увека до Сазанки, обеспечивая работу железнодорожной переправы. Весной ледокол очищал Волгу ото льда на расстоянии 50 км вниз по течению от Саратова. По высокой воде «Саратовский ледокол» уходил в Астрахань и в качестве буксира приводил оттуда караваны судов.

Будни «Саратовского ледокола»

Но не только из трудовых будней складывалась этого ледокола, довелось «Саратовскому ледоколу» принимать участие и в боевых действиях.

В 1918 году в Вольске и Балаково эсеры подняли крупный мятеж. Железнодорожное сообщение было прервано, связь с городами прервалась, начались беспорядки. Последствия мятежа легко представить, если учесть, что Вольск располагается на правом, в Балаково на левом берегах Волги, практически друг напротив друга (Вольск чуть ниже по течению). Это означало, что Волга — одна из важнейших транспортных артерий молодой советской республики оказывалась под контролем эсеров. В этих условиях «Саратовский ледокол» становится не только транспортным средством, которое в самое кратчайшее время перебрасывает красноармейцев к месту боевых действий, но и сам становится боевой единицей — канонерской лодкой, ведущей сражение на воде.

В 1935 году в эксплуатацию был сдан железнодорожный мост через Волгу в районе Саратова. Надобность в пароме и ледоколе у железной дороги отпала. Ниже по течению Волги на Сталинградской железной дороге существовала острая необходимость в железнодорожной переправе. Сюда и был откомандирован «Саратовский ледокол».

В 1935 году была очень ранняя зима, и в Астрахани во льдах замерзло много караванов судов. На их выручку был послан «Саратовский ледокол». Руководил экспедицией капитан-наставник Министерства речного флота Чадаев. Это был поистине героический рейс. Зимой, без знаний судоходной обстановки, ледокол пробился через забитые льдом перекаты в низовьях Волги, и на взморье вывел большое количество судов и барж.

В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, когда немецко-фашисткие войска подошли к Волге в районе Сталинграда, «Саратовский ледокол» принял участие в Сталинградской битве. В тяжелую зиму 1942-1943 г.г., для обеспечения фронта топливом, вооружением, боеприпасами, первым ледовую экспедицию начал «Саратовский ледокол». По проложенной им трассе пошел пароход «Академик Ольденбург». Под непрерывными бомбёжками и обстрелами ледокол перевозил боеприпасы и солдат в Сталинград. Фашистам так и не удалось его потопить. После войны ледокол работал на строительстве Волжской ГЭС.

Шло время, совершенствовалась техника. В начале 50-х годов прошлого столетия были построены новые речные ледоколы, носившие имя «Волга», «Кама», «Дон». Но они по своим ледокольным качествам намного уступали своему старшему собрату. Бывший боцман «Саратовского ледокола», наблюдая как ледоколы «Волга» и «Дон» кололи лед в районе Увека, прокомментировал качество новых ледоколов так: «Разве это ледоколы? Это водоколы, вылезут на лед, а продавить не могут — легки, легки...».

В 60-х годах прошлого столетия началось строительство автодорожного моста между Саратовом и Энгельсом. «Саратовский ледокол» прибыл снова в свой родной город. Он колол лед в районе стройки и буксировал понтоны с тысячетонными «птичками» (пролетными конструкциями). По окончании строительства моста ледокол был пришвартован к причалу мостоотряда, где его и постигла печальная участь.

«Саратовский ледокол» на строительства автомобильного моста

Затонул прямо у причила

Один из первых в мире ледоколов, пришедший в Саратов через бурные воды Атлантики, уцелевший в двух войнах, затонул прямо у причала. По легенде — какой-то рыбак увидел в трюме свинцовую трубу и захотел отпилить кусок на грузила, хлынула вода и ледокол затонул. Казалось бы, на этом история «Саратовского ледокола» и закончилась, но удивительным образом она получила свое продолжение в наше время.

Последнее пристанище «Саратовского ледокола»

На одной из встреч с ветеранами флота, депутат Саратовской городской Думы Олег Комаров узнал, что долгие годы ветеран речного флота Азовцев А.Н. пытается привлечь внимание общественности к судьбе «Саратовского ледокола» — реликвии речного флота. Эта история его заинтересовала. Олег Комаров направил обращение Губернатору Саратовской области Радаеву В.В., в котором описывалась история ледокола и содержало просьбу рассмотреть возможность подъема ледокола, его реставрации и создание на нем музея.

Губернатор Саратовской области Радаев В.В. не только поддержал эту инициативу, но и в канун 120-летия спуска ледокола на воду, была создана рабочая группа под председательством заместителя Председателя Правительства Саратовской области Валерия Сараева по вопросу проведения координации работ по подъему «Саратовского ледокола». Рабочая группа подготовила план первоочередных мероприятий по подъему ледокола.

С инициативой по проведению водолазного обследования затонувшего ледокола к Правительству Саратовской области обратилось специализированное ООО «ЭкоТэк» (г.Санкт-Петербург), которое 18 мая 2015 года, после получения согласия на водолазное обследование, на безвозмездной основе провело обследование затонувшего ледокола. По результатам водолазного обследования можно сделать вывод — подъем «Саратовского ледокола» возможен.

Хотелось бы закончить на этой радостной ноте, но, к сожалению, власти города, видимо, не хотят, чтобы реликвия радовала глаз саратовцев. Главный архитектор Саратова в комментарии одному из интернет-изданий заявил: «...неужели зампред правительства области Валерий Сараев, предлагающий установить ледокол на саратовской набережной, забыл, что еще в феврале была предоставлена концепция развития общественных территорий Саратова? Её авторы тщательно подошли к изучению исторического и культурного потенциала Саратова и предложили путь развития набережной как рекреационной зоны». «Реализация проекта позволит создать одну из самых длинных прогулочных зон в приволжских городах, её историческую часть — Набережную Космонавтов гармонично продолжить новой набережной с современной развлекательной инфраструктурой». «По здравому размышлению разговоры о том, что ледокол будет установлен на саратовской набережной, напоминают разговоры о шкуре неубитого медведя».

Вот такая позиция у властей города, которые, наверное, забыли, что существует № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» и которые вероятно путают индустрию развлечений с культурой и историей города. Возможно, разум возобладает, и «Саратовский ледокол» все же займет достойное место в городской черте, украсит облик Саратова, как это произошло в Волгограде.

Также в рубрике

Российские курорты пересчитывают туры по погоде

 0

На российском Севере проживает 26 коренных малочисленных народов (КМНС): ненцы, ханты, манси, селькупы, энцы и другие

 0