USD: 92.1314
EUR: 98.7079

Почему закрываются российские турагентства

Интересная беседа о главных проблемах туризма на радиостанции «Эхо Москвы»

Почему закрываются российские турагентства

АЛЕКСЕЙ НАРЫШКИН: Дневной «Разворот» на «Эхе Москвы». Алексей Соломин, Алексей Нарышкин. Последняя часть нашего эфира. Сейчас поговорим о туризме, о проблемах в туристической сфере, о постоянных проблемах с туроператорами. Сегодня возникли сложности, может и не сегодня у туроператора «Экспотур». Уже масса сообщений на счет страховок, как получать деньги, как получать выплаты. Информация о том, есть ли проблема с гостиницами у клиентов, это и компания «Нова»… и все это и не только обсудим с нашим гостем. Майя Ломидзе у нас в студии, исполнительный директор ассоциации туроператоров России. Майя, добрый день!

МАЙЯ ЛОМИДЗЕ: Здравствуйте!

АЛЕКСЕЙ СОЛОМИН: Здравствуйте! Ну, прежде всего, давайте поговорим о том, что… ну, перед чем сейчас оказались клиенты, и какие у них есть возможности, какие компенсации получить, как исправить эту ситуацию. Особенно, наверное, интересует тех, кто сейчас должен вот уехать уже.

М. ЛОМИДЗЕ: Знаете, по последней имеющейся у нас информации, компания «Экспотур» была исключена из единого федерального реестра. И соответственно договор страхования ее ответственности является недействительным.

А. СОЛОМИН: То есть это означает?

М. ЛОМИДЗЕ: Это означает… Если это так, если эта информация подтверждается, на это нужно будет еще совсем чуть-чуть времени. Если эта информация подтверждается, это значит, что туристы, которые оплатили туры в «Экспотур», но не смогли ими воспользоваться в связи с остановкой деятельности этой компании, не смогут получить никаких компенсаций.

А. НАРЫШКИН: А как же это так? Неужели у нас нет механизма вот такого страхования? Даже в случае если…

М. ЛОМИДЗЕ: Нет, ответственность компании была застрахована. Срок действия договора был до 9 июня. 9 июня компанию якобы исключили из реестра. И соответственно этот договор, он не имеет никакой силы. И компания с 9-го июня, если она продолжала продавать туры, а, видимо, она продолжала это делать, она по сути занималась незаконной деятельностью.

А. НАРЫШКИН: Как сейчас можно туристам получить деньги за вои путевки?

М. ЛОМИДЗЕ: Как можно попытаться получить деньги? Это подавать в суд на саму компанию, на владельцев, на людей, которые были там материально ответственны, видимо. Другого способа…

А. СОЛОМИН: Но это, видимо, долгая история какая-то, правильно? Если через суд.

М. ЛОМИДЗЕ: Получение на самом деле любой компенсации в нашей стране это не быстрая история. Даже если б…

А. НАРЫШКИН: Даже если действует страховка.

М. ЛОМИДЗЕ: Страховщик действует. Да. Он должен собрать все заявления от туристов, проверить, все ли документы в этих заявлениях соответствуют закону. На это требуется, ну, как правило, ну, как минимум месяц. Минимум 30 дней. Потом еще столько же в лучшем случае на анализ документов и вынесение решения, кому и сколько.

А. НАРЫШКИН: Если мы говорим о выплате по страховке, это сумма, которая целиком покрывает путевку или, может быть…

А. СОЛОМИН: Часть.

А. НАРЫШКИН: … плюсуется компенсация какая-нибудь моральная.

М. ЛОМИДЗЕ: Нет, моральный вред вообще тут не учитывается. Естественно речь идет о полной стоимости путевки. Но возврат происходит пропорционально. То есть есть фиксированная сумма страхования ответственности туроператора. Максимальная сумма на данный момент 100 миллионов рублей. У «Невы» было 454 миллиона рублей. После того, как страховая собрала все заявки, вся заявления, она посмотрела, кто, на какую сумму претендует, исходя из договоров и оплаченных сумм. И имеющаяся общая сумма финансовой гарантии делится поровну всем. Пропорционально получается. В случае, например, с банкротством компании «Ланта тур», все туристы получили по 50 процентов от стоимости.

А. СОЛОМИН: Ну, уникальная ли ситуация с «Экспотуром» или с «Ланта туром»? Мы можем чего-то ожидать? Ну, есть какие-то угрозы? То, что сейчас там через какое-то время могут какие-то еще туроператоры попасть?

М. ЛОМИДЗЕ: Ну, бизнес – это дело рисковое. У нас и банки вот закрываются каждую неделю разной величины. И, конечно, вариант банкротства на туристическом рынке, он абсолютно не исключен, особенно если учитывать, насколько тяжелый сезон, насколько в принципе тяжелая ситуация в отрасли.

А. НАРЫШКИН: В чем тяжесть сейчас для туоператоров?

М. ЛОМИДЗЕ: На самом деле сезон этого года, он такой беспрецедентно сложный. Каждый раз, когда возникают критические моменты на рынке, сложности разные. Но вот таких сложностей у нас еще не было как в этом году. То есть был 98-й кризисный год, был 2009-й кризисный год, когда…

А. НАРЫШКИН: Тогда просто не хотели ехать, потому что не было денег.

М. ЛОМИДЗЕ: Нет, по-разному. То есть, конечно, было снижение… Общий признак – снижение потока в любом случае. Снижение потока есть и в этом году тоже. Но оно, во-первых, какое-то непонятно неравномерное. Например, на Турцию потом увеличился. На турецком направлении. На европейских он снизился. В России вырос просто совершенно неожиданно в сегменте организованного туризма процентов на 30. И это не предел. Да? то есть если мы говорим про конъюнктуру спроса, про показатели спроса. Да? Как себя ведут потребители? Что они покупают? Что не покупают? Ни в 2008, ни в 98-м такого не было. То есть там были снижение везде, по всем направлениям. Рецессия. У людей нет денег, они не хотят отдыхать. Сейчас кто-то придерживает. Кто-то едет туда, куда может. Кто-то не едет вообще. То есть общей картины, с точки зрения туриста, проведения – нет единой картины. Это один фактор. 2-й фактор, безусловно, то, что произошло с курсом. Да? Это еще в начале февраля. И даже те, кто планировал и как-то был уверен в завтрашнем дне, на глазах стоимость тура перерассчитывалась, и она была в рублях дороже. Очевидно, выигрывали долларовые направления. 3-й фактор – внешнеполитическая ситуация. Люди стали бояться абсолютно ощутимо, явно бояться ехать в визовые страны. Стали бояться оформлять визы, что это будет испорченная визовая история, им не поставят, их могут депортировать. Бредовых вопросов на эту тему было очень много от туристов к нам поступало, в том числе. Это еще один фактор. Да? То есть опасения. Ну, и плюс общая экономическая рецессия, когда люди не готовы расставаться с деньгами.

А. НАРЫШКИН: То есть сейчас туристу российскому нужно себя обезопасить, застраховать себя, чтобы не встретиться с такой компанией, которая уже на грани банкротства. Потому, что это едва ли открытая информация. У нас вот все плохо, через неделю мы уже прекратим деятельность.

М. ЛОМИДЗЕ: Нет, конечно, такого нет. Но мы всегда в таких случаях рекомендуем… конечно, соломку везде не постелешь, но вот в таких случаях рекомендуем обращать внимание на цену.

А. СОЛОМИН: Если…

М. ЛОМИДЗЕ: Так уж получилось, что для наших туристов… для многих туристов, для наших особенно, цена – это первоочередной вопрос. Многие ориентируются на низкую стоимость. Чем ниже стоимость – это плохо, это опасно, потому что для того, чтобы переманить клиента, еще один фактор, который мы упустили – да? – в предыдущем пассаже, это жесткая конкуренция на нашем рынке. Жесточайшая. Не на жизнь, а на смерть. Для того чтобы переманить клиента компания снижает цену. Долго работать с низкой ценой невозможно. Это просто в ущерб компании. Соответственно это рано или поздно закончится банкротством.

А. НАРЫШКИН: То есть если ты смотришь, например, выбираешь себе путевку в Турцию, и видишь, что везде там одна цена, у какого-то оператора она гораздо ниже, ты думаешь…

М. ЛОМИДЗЕ: Да.

А. НАРЫШКИН: … вот отличное предложение, его брать не стоит.

М. ЛОМИДЗЕ: Его брать не стоит.

А. СОЛОМИН: Скажите, Вы упомянули, что на российском направлении увеличилось на 30 процентов…

М. ЛОМИДЗЕ: Да.

А. СОЛОМИН: … поток. А это все-таки какие-то районные? Это Крым?

М. ЛОМИДЗЕ: Нет, это главным образом Краснодарский край.

А. СОЛОМИН: То есть туда больше всего…

М. ЛОМИДЗЕ: Преимущественно Краснодарский край.

А. НАРЫШКИН: Это те люди, которые не захотели ехать в Европу из-за всяких опасений визовых, или это всплеск патриотизма.

М. ЛОМИДЗЕ: Это разные. Это все равно… Всплеск патриотизма тоже имеет место быть. Но категории туристов, те, которые не захотели в Европу и вместо этого поехали в Краснодарский край. Это две разные категории туристов, разное поведение, разные финансовые возможности. Те, которые не поехали в Европу, они поехали, скорее всего, в Турцию или, я не знаю, может быть в Таиланд или какую-то экзотическую безвизовую страну. Ну, просто реально спрос на внутренний туризм, он стал расти еще и потому, что цена в рублях оказалась конкурентной впервые за много лет по сравнению с зарубежными направлениями.

А. НАРЫШКИН: Чтобы… Прости. Чтобы обезопасить себя, может быть стоит тогда уже, ну, не ездить дикарями, а самим оформлять целиком путевку и покупать билеты.

М. ЛОМИДЗЕ: Мне нравится эта… ездить дикарями.

А. СОЛОМИН: А может дикарями ездить.

М. ЛОМИДЗЕ: И самим оформлять себя дикарями – это в смысле? Через туристические компании…

А. НАРЫШКИН: Я не так высказался.

М. ЛОМИДЗЕ: Да, да. Я поняла.

А. НАРЫШКИН: Не пользоваться услугами туроператоров вообще. Это выход?

М. ЛОМИДЗЕ: На мой взгляд, вообще не выход абсолютно. Потому, что если в случае с туристической компанией есть хотя бы какой-то тыл. Да? Если что-то с ней произошло, туристы оказались в кризисной ситуации за рубежом, то есть хоть какой-то тыл, есть там «Турпомощь», есть мы, есть другие коллеги-туроператоры, которые занимаются и решают вопросы этих туристов. И если человек поехал сам, и он оказался не заселен, я не знаю, потерялся, у него оказался фальшивый билет, неоплаченный или еще что-то, он сам решает свои проблемы. Ему никто помочь не может.

А. СОЛОМИН: А вот если сейчас, ну, у нас многие люди в отпуске, они находятся в зарубежных странах. Что-то, не дай Бог, конечно, происходит с турфирмой, которая, не дай Бог, конечно, не в этом самом не в…

М. ЛОМИДЗЕ: Не в реестре. Да.

А. СОЛОМИН: Не в реестре. В какой ситуации эти туристы оказываются?

М. ЛОМИДЗЕ: Но все равно и «Турпомощь», и другие общественные организации, мы все равно поможем естественно.

А. СОЛОМИН: То есть Вы подключаетесь.

М. ЛОМИДЗЕ: Да.

А. НАРЫШКИН: И 1-е, что делает клиент такой обанкротившейся фирмы – это звонок?

М. ЛОМИДЗЕ: В «Турпомощь».

А. НАРЫШКИН: В «Турпомощь».

М. ЛОМИДЗЕ: Да.

А. СОЛОМИН: А вот, кстати, проверить, есть ли эта фирма в реестре, может клиент?

М. ЛОМИДЗЕ: Легко.

А. СОЛОМИН: То есть в 1-ю очередь надо сейчас им обращать внимание на то…

М. ЛОМИДЗЕ: Есть туроператор в реестре или нет, потому что часто… Смотрите, когда… Во-первых, и агентство и туроператор обязаны сказать свой номер оператора в реестре. Это обязательная часть договора. То есть этот номер турист должен знать до подписания, не тогда, когда он уже подмахнул бумажку, а до подписания он должен его знать. И свериться с этим номером очень легко можно на сайте федерального агентства по туризму.

А. СОЛОМИН: Найти и проверить.

М. ЛОМИДЗЕ: Russiatourism.ru. Да.

А. СОЛОМИН: Ну, в 1-ю очередь, наверное…

А. НАРЫШКИН: Горящие путевки и всякие заманчивые такие предложения – это тоже опасная вещь или можно…

М. ЛОМИДЗЕ: Горящая путевка… зачастую название «горящая путевка» используется как маркетинговый ход. И для того, чтобы понять, что путевка действительно «горящая», надо смотреть на дату вылета. И это… ну, потому, что в туризме ничего не бывает все просто и как-то вот линейно. Хороший офис – хороший оператор. Плохой офис – плохой оператор. Низкая цена – обанкротится. Высокая цена – точно не обанкротится. Совокупность факторов. Если цена низкая, тур не «горящий» - стрёмно. Надо подумать. Если цена низкая, тур «горящий» и подходит по срокам – можно брать.

А. СОЛОМИН: Почему бы и нет?

М. ЛОМИДЗЕ: Да. Почему бы и нет?

А. СОЛОМИН: Спасибо большое. Майя Ломидзе, исполнительный директор ассоциации туроператоров России. Мы Алексей Нарышкин и Алексей Соломин с вами прощаемся.

А. НАРЫШКИН: Прощаемся до завтра. Это был дневной «Разворот». Всем счастливо!

Источник: echo.msk.ru

Также в рубрике
Отдых в речном круизе особенный: плотность событий зашкаливает
 0
В походе копченые продукты могут быть отличным источником белка
 0