USD: 91.6918
EUR: 98.5602

«Сегодня, не выходя из дома, можно подобрать тур практически в любую точку России»

Гендиректор проекта WikiPlanet Сергей Маревский — о том, как организовать тур, не выходя из дома

«Сегодня, не выходя из дома, можно подобрать тур практически в любую точку России»

Сегодня, не выходя из дома, можно подобрать тур практически в любую точку России. Гендиректор проекта WikiPlanet Сергей Маревский рассказал корреспонденту "Денег" Кире Васильевой, что его компания предлагает клиентам скомпоновать себе отдых внутри страны по двум сотням параметров в онлайне и несет полную ответственность за качество проданного продукта.

Почему именно онлайн?

— Несколько лет назад я решил отправиться в путешествие по России. Меня давно интересовала Камчатка, и я стал искать тур в этот регион. Подготовка растянулась почти на год. Я писал многочисленные запросы местным туристическим компаниям и, как правило, не получал на них никакого ответа. Люди на местах как будто не были заинтересованы в развитии своего и без того небольшого бизнеса и далеки от продаж. В итоге мне пришлось самостоятельно искать, где остановиться, покупать авиабилеты и собирать группу попутчиков, чтобы снизить цену путешествия на человека. До Камчатки я в итоге, пусть и с приключениями, добрался. И на протяжении всей поездки много размышлял о том, что в России немало мест, куда было бы интересно поехать, где хотелось бы побывать, но куда тяжело отправиться. Всему виной почти полное отсутствие информации о турах в те или иные уголки нашей страны. Кроме того, есть много мест, куда просто тяжело попасть, например, из-за отсутствия дорог. Туда туристов доставляют только на вертолете. Но вертолет — недешевое удовольствие, и если турист полетит один, то заплатит кругленькую сумму. Если же собрать группу из 8-10 человек и распределить между ними стоимость полета, то для каждого она будет приемлема. Я структурировал эту информацию, и у меня родилась идея создать в России сервис, который, во-первых, выступил бы посредником между крайне инертными отечественными туроператорами и туристами, а, во-вторых, способствовал бы формированию тургрупп для путешествий по всей России.

Когда идея была сформулирована, мы, команда проекта, стали изучать российский рынок. Оказалось, что на тот момент в интернете практически невозможно было найти туристические программы и современного уровня объекты размещения. Конечно, крупные гостиницы, расположенные в мегаполисах и областных центрах, в интернете представлены. Однако если человек захочет поехать, скажем, в дом отдыха или здравницу в Подмосковье, пансионат или санаторий на Черном или Балтийском море, то забронировать там место в онлайне практически невозможно. Впрочем, и в офлайне проблематично. Например, чтобы отдохнуть в выходные в подмосковном доме отдыха, необходимо было сначала обратиться в туркомпанию, сделать запрос по бронированию номеров, получить ответ, внести предоплату, получить подтверждение, потом внести полную оплату и т. д. И мы решили создать онлайн-сервис, с помощью которого потребитель сможет сам выбрать, куда ему поехать, забронировать место в отеле и оплатить все в режиме онлайн, не выходя из дома.

Через два года появился проект WikiPlanet. По сути, мы стали единственной крупной e-commerce онлайн-площадкой, специализирующейся исключительно на российском внутреннем туризме. Сегодня у нас на сайте около 4,5 тыс. предложений по объектам размещения в России, из них традиционных гостиниц около полутора тысяч, в основном же это дома отдыха, турбазы, санатории, пансионаты. Кроме того, на wikiplanet каждый посетитель может подобрать уже готовую туристическую программу — сегодня на нашем сайте можно найти более тысячи программ отдыха разных направлений и забронировать места. Это как индивидуальные туры, так и те, для которых необходимо сформировать группу.

Есть ли у вас конкуренты?

— Сегодня на внутреннем туристическом рынке в России работает около 3 тыс. операторов. При подготовке проекта к старту мы присматривались к работе и услугам множества локальных и региональных туроператоров, с которыми могли бы сотрудничать. Первыми отпали те, кто, де-юре функционируя, де-факто оказались "мертвыми". Далее, для нас решающее значение имеет, работает ли наш партнер в рамках действующего туристического законодательства. Туроператор обязан вести деятельность в рамках отраслевого законодательства РФ, пусть пока и не самого современного и удобного. Например, в российском туризме, в отличие от авиаперевозок, пока не существует понятия "невозвратная путевка". Любой потребитель, купивший путевку, например, в российский санаторий, может за сутки до заселения отказаться от поездки. И туроператор даже в этом случае обязан вернуть клиенту полную стоимость этой путевки. Чтобы застраховаться от подобных рисков, некоторые операторы закладывают их в цену путевки. Другие пытаются обойти этот момент, подписывая "хитрые" договоры, не имеющие юридической силы. Но с такими мы не работаем, наши договоры должны быть в первую очередь законными. Например, чтобы заключить 60 договоров с туроператорами нам пришлось провести переговоры почти с пятью сотнями компаний.

Почему был выбран исключительно внутренний туризм?

— Исходя из потенциала. По данным Росстата, сегодня в России действует 9 тыс. объектов размещения — это гостиницы, дома отдыха, санатории и прочее. Однако у нас складывается впечатление, что этих объектов в разы больше. В последнее время они строятся фантастически быстрыми темпами. За пять предолимпийских лет только на курортах Краснодарского края было построено ориентировочно более тысячи туристических объектов. Преимущественно за счет частного инвестирования. Люди видят, что это выгодно и востребовано, и спрос действительно высокий. Туроператоры, работающие на рынке выездного туризма, уверяют, что внутри страны отдыхает всего 5-6% россиян. Мне смешно это слышать. Гораздо ближе к истине цифра 50%.

Я уверен, что внутренний туризм в нашей стране еще много лет будет развиваться колоссальными темпами. Мы видим эту ситуацию изнутри, и одна из основных причин отказов на запросы наших туристов по путевкам в отечественные здравницы и на другие туробъекты — отсутствие свободных мест. И речь сейчас идет не только об отдыхе на Черном море в Краснодарском крае в пик сезона. Возьмем нижнюю Волгу, куда ездит очень много рыбаков. У них сезон рыбной ловли — первые три недели апреля и четыре недели сентября. На это время места для проживания за полгода нужно бронировать, не меньше. Еще 10 лет назад людям, которые туда приезжали, не приходилось даже задумываться о размещении. Вариант был палатку поставить на берегу реки — и все. Остановиться было просто негде — одни полузаброшенные базы времен СССР. Сейчас в этом районе построены десятки небольших туристических комплексов с очень высоким качеством сервиса. То же самое касается и других регионов.

По данным Росстата, в 2013 году услугами внутреннего туризма воспользовалось 13,2 млн человек. Только Камчатку, по последним данным, ежегодно посещает порядка 20 тыс. иностранных туристов, и столько же российских. Причем количество российских туристов с каждым годом растет.

Говорят, отдых в России дороже, чем за границей...

— Стоимость тура по России действительно выше, чем путевка за границу. Средняя цена выездного путешествия примерно 25 тыс. руб. на человека, а по России — 28 тыс. Но и средняя продолжительность отдыха в России при этом выше. Путевка в дом отдыха или в санаторий продается на 21 день — тут с 80-х годов сохранилось влияние советских стандартов. Поездка же в Турцию, как правило, рассчитана на 7-10 дней. Поэтому утверждать, что в России отдых дороже, просто неправильно. Приведу пример: многие считают, что съездить на Камчатку невероятно тяжело и дорого. Знаете, сколько стоит поехать на Камчатку? В кармане достаточно иметь 30-40 тыс. руб. на человека. Билеты из Москвы в Петропавловск-Камчатский при желании можно найти за 15-20 тыс. руб. туда-обратно. Да, обладая ограниченным бюджетом, не получишь такой массы удовольствий, какую можно получить, имея в кармане 200 тыс. руб. Можно в Долину гейзеров на арендованном вертолете прилететь, но это совсем не обязательно. Достаточно надеть прочные, хорошие ботинки и пешком подняться на вулкан — удовольствие от восхождения будет не меньше. Никто не помешает туристу выйти в Авачинскую бухту, порыбачить. Оставшихся 20 тыс. руб. на это хватит с запасом. Поскольку на самой Камчатке экскурсионные туры стоят не более 3-4 тыс. руб. на человека.

Я правильно понимаю, что внутренний туризм сегодня привлекателен прежде всего природными ресурсами, а не качеством сервиса?

— Вообще, на мой взгляд, от сервиса в России не нужно требовать того, что вы можете требовать на курорте, скажем, в Доминиканской Республике. В России нет столько белого песка, нет кораллов, пальм с кокосовыми орехами, нет халдеев, подносящих фрукты и вино. Но в последнее время и уровень сервиса российского туризма значительно вырос. Сейчас у нас качество проживания и питания ничуть не хуже, чем за границей. В Краснодарском крае в отелях активно внедряется система "все включено". Что же касается развлечений для туристов, то у нас в стране их намного больше и они разнообразнее. Летом и в межсезонье полно программ с квадроциклами, джипами, зимой — со снегоходами. Есть и пешие, и конные походы, сплавы по рекам, рафтинг... Активно развивается традиционно популярный в России медицинский туризм. Россия привлекает еще и тем, что на ее территории сохранились места, практически не тронутые человеком. Это очень ценится, этого нет нигде в мире, и именно за этим к нам едут иностранные туристы.

Каков объем инвестиций в проект WikiPlanet?

— Мы вложили в компанию около $2 млн и собираемся вложить еще около $5 млн. Мы — первые на рынке российского онлайн-туризма, и наша цель проста — монополизировать его. У компании совершенно нет долгов и кредитов — нам они просто не нужны. То, чего мы добиваемся на данном этапе развития проекта,— вывод компании на федеральный уровень.

А срок окупаемости?

— В течение 2014 года мы планируем получить 1% рынка российского внутреннего туризма. На первый взгляд цель более чем скромная. Однако если взглянуть на последние данные Росстата, согласно которым, в 2013 году в России отдохнуло 13,2 млн человек, несложно посчитать, что 1% — это 130 тыс. туристов. При среднем чеке 30 тыс. руб. с человека оборот компании закладывается на уровне 4 млрд руб. Наша комиссия — минимум 15% этой суммы, итого получаем 500 млн руб. чистого дохода. Эта сумма выведет нас к 2015 году на уровень безубыточности. Что будет дальше — посмотрим. Я верю, что интерес к WikiPlanet будет расти в течение многих лет. Ведь еще каких-то 15 лет назад большинство туристических бронирований в США делалось по телефону в традиционных турагентствах. Сейчас в Америке турагентства нужны только для организации очень эксклюзивного, штучного отдыха, который невозможно заказать и сконфигурировать по интернету в качестве пакета. Со всем остальным (это более 90% рынка) прекрасно справляются онлайн-сервисы.

Мы строим систему, где турист может спланировать отдых самостоятельно и по своему вкусу. С помощью WikiPlanet человек без посредников может выбирать объект, где ему остановиться, как далеко от моря он должен быть расположен, с бассейном он, спа и теннисным кортом или же без них. Клиент может указать, что ему нужен, к примеру, пансионат для отдыха с детьми, без шумных компаний, с детской площадкой, детским меню и услугами няни. Подобных критериев при выборе путевки в WikiPlanet более двухсот. Турист задает нужные параметры, и мы предлагаем ему на выбор несколько вариантов размещения, исходя из его потребностей.

Если турист, приезжая на место отдыха, вдруг обнаруживает, что действительность не соответствует его требованиям, кому он должен предъявлять претензии?

— Wikiplanet несет полную ответственность перед туристом. Но у нас таких случаев пока не было.

Как вы оцениваете перспективы традиционных турагентств?

— Я думаю, что скоро они будут заниматься тем, чем должны,— выполнением тех пожеланий клиентов, которые невозможно реализовать в режиме онлайн. Например, организацией отдыха с ежедневной подачей в 7 утра золотого лимузина с водителем в розовом галстуке. Уже сегодня в России появляются турагентства, ориентированные на уникальные потребности клиентов, эта сфера требует индивидуального менеджмента. Их прямая функция — организовывать отдых, который турист не может организовать сам.

В феврале потерпел крах онлайн-сервис eviterra.com, в результате чего сотни туристов не смогли отправиться в путешествие. Все это интереса к подобным услугам явно не подогревает...

— Понятно, что после таких случаев особенно остро встает вопрос доверия. А на туристическом рынке вопрос доверия к поставщику — крайне важный, потому что деньги клиент платит сегодня, а едет — завтра.

Именно поэтому WikiPlanet не настаивает, чтобы наши клиенты покупали авиа- и железнодорожные билеты именно у нас. Да, у нас есть эта функция, но мы используем сервис по подбору билетов скорее для формирования у туристов общей картины, представления о том, во что обойдется поездка в целом.

На данный момент самый надежный способ обезопасить себя от истории, происшедшей с клиентами Eviterra,— покупать билеты напрямую в крупных авиакомпаниях, лучше с оплатой кредитной картой. Второе — пользоваться услугами крупного, проверенного агентства, которому туристы доверяют.

Источник: kommersant.ru

Также в рубрике
Отдых в речном круизе особенный: плотность событий зашкаливает
 0
В походе копченые продукты могут быть отличным источником белка
 0